ЛЕВИАФАН ПОСЛЕДНЕЙ ИНСТАНЦИИ ИЛИ НАСКОЛЬКО ТРАНСПАРЕНТНА ПОЛИТИКА НАЦБАНКА?

Просмотров: 992
Скачиваний: 84
Транспарентность действий монетарного регулятора является решающей для эффективности политики инфляционного таргетирования. Национальный Банк с 2015 г. работает над повышением прозрачности своей деятельности. Это нашло отражение в регулярных информационных сообщениях о валютном рынке, пресс-релизах о ситуации на финансовых рынках и др. За более 7 лет ЦБ Казахстана удалось добиться значимых результатов в повышении информационной открытости. 10 марта т.г. Национальный Банк сообщил также о рассмотрении возможности публикации ежемесячных валютных интервенций на брутто-основе. Ранее Национальный Банк впервые озвучил информацию о планируемых на месяц вперед объемах продаж иностранной валюты для целей трансфертов из Национального фонда.
Однако вся деятельность регулятора по повышению прозрачности, выстраиванию коммуникации, на самом деле, амбивалентна, если принять во внимание наличие у ЦБ некоторых дочерних структур, воздействие которых на экономику даже не рассматривается и остается «под занавесом». В частности, речь далее пойдет об АО «Казахстанский фонд устойчивости» - организации, единственным акционером которой является Национальный Банк Казахстана, и деятельность которой с недавних пор сильно отклонилась от исходно поставленных перед ней задач, что вызывает вопросы относительно создаваемых этой деятельностью дисбалансов в экономике.
КФУ: «благими намерениями…»
В январе 2017 г. Президент Республики Казахстан в своем послании народу дал поручение Национальному Банку РК (далее – НБРК) и Правительству РК «перезагрузить» финансовый сектор. Задание подразумевало под собой разработку и реализацию комплекса мер, оказывающих влияние на банковский сектор. В итоге НБРК приступил к созданию Программы повышения финансовой устойчивости (далее – Программа).
В рамках Программы, утвержденной уже в июле того года, были обозначены следующие цели: докапитализация банков и обеспечение финансовой стабильности банковского сектора; восстановление кредитования реального сектора экономики; осуществление бесперебойного оказания банковских услуг экономике и населению, а также обеспечение конкурентоспособности банковского сектора в рамках интеграционных процессов (ВТО и ЕЭП).
Для работы Программы, в частности для перераспределения денежных средств, НБРК была нужна организация-оператор. Так в сентябре 2017 г. было зарегистрировано АО «Казахстанский фонд устойчивости» (далее – КФУ), чьим единственным акционером стал НБРК. Официально КФУ осуществляла «механизм финансовой поддержки банков посредством предоставления денежных средств на условиях субординированного долга»[1].
Говоря простым языком, идея учреждения КФУ первоначально состояла в том, что организация должна была выступать своеобразным посредником между НБРК и банками второго уровня (БВУ) в цепочке капитала, необходимого для оздоровления банковского сектора.
Однако по мере разработки проекта акционер в лице НБ РК расширил поле деятельности КФУ и включил в него такие виды как:
1) поиск инвесторов и реализация им акций БВУ;
2) размещение средств в ценные бумаги, в БВУ и НБРК;
3) выкуп прав требования по банковским займам у БВУ;
4) обратная переуступка банковских займов БВУ[2].
Даже с этими изменениями основной целью оператора оставалась поддержка БВУ, в том числе через предоставление субординированных займов (выплачиваются в конце срока кредита). Но уже в 2019 г. к основным функциям прибавилось осуществление программ по льготному кредитованию субъектов МСБ, финансирование проектов «Нұрлы жер» и ипотечное кредитование. С этого момента КФУ превратился из временного инструмента поддержки БВУ в фактор накопления рисков и дисбалансов кредитной системы Казахстана.
Стоит признать, что первоначальный замысел создания КФУ имел под собой строгое экономическое обоснование.
Рисунок 1. Динамика просроченных кредитов в БВУ за 2015–2019 гг.
Источник: составлено авторами на основе данных Национального Банка РК[3].
Из рисунка 1 видно, что создание КФУ и последующая его работа помогла снизить не только абсолютную сумму просроченных кредитов, но и их долю в общем объеме ссудного портфеля. Таким образом, на период 2017–2019 гг. КФУ справился со своей задачей поддержки БВУ в деле обеспечения финансовой устойчивости страны. И на этом следовало бы остановить дальнейшую деятельность КФУ.
Однако, как было уже отмечено, КФУ в 2019 г. дали дальнейший ход развития: КФУ стал инструментом, участвующим в реализации множества программ развития отечественной экономики, что не является мандатом акционера – Национального Банка. Ключевым каналом оказания поддержки экономике стал канал кредитования со ставкой процента ниже среднерыночной.
Следует заметить, что еще до КФУ монетарному регулятору уже вменили задачи льготного кредитования на ипотечном рынке. В мае 2018 г. Первый Президент РК запустил первую инициативу «Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи» и в её рамках была разработана Программа ипотечного жилищного кредитования «7-20-25. Новые возможности приобретения для каждой семьи». Оператором программы выступила АО «Ипотечная организация «Баспана», ставшая дочерней организацией НБ РК. Суть программы состояла в том, что банки-участники программы выдавали населению ипотечные займы до 80% от стоимости жилья на первичном рынке под фиксированный процент (7%), а права требования на эти займы уже у банков выкупала организация «Баспана». В итоге деньги перераспределялись от «Баспана» к населению и обратно, а банки получали до 1 января 2023 г. 4% от суммы долга «за доверительное управление», после – 3%.
Иными словами, в этой схеме ипотечного кредитования кредитный риск несла сама организация «Баспана», но платила банкам за то, что они получали выплаты займа от населения и зачисляли на счет «Баспана». При этом деньги, на которые осуществлялась эта программа, лишь частично принадлежали «Баспана» – большую часть суммы должны были покрывать привлеченные средства, а именно выпущенные и размещенные облигации.
Уже тогда было очевидно, что такая схема будет иметь негативные последствия для банковского сектора, которого фактически «лишают самостоятельности». Следует отдать должное, что схема программы никем не скрывалась: подробная информация была размещена на официальном сайте программы https://baspana72025.kz/. Вот только кроме этого текста, далее никакие оценки результативности и воздействия данной программы на экономику не проводились.
В конце 2019 г., «Баспана» была присоединена к КФУ, и программа «7-20-25» легла на фонд, добавив новую задачу: обеспечение доступности жилья и ипотечное жилищное кредитование. Теперь именно КФУ должен выступать оператором программы, привлекать инвесторов и выкупать права требования, нести связанные с этим риски.
Рисунок 2. Объем выдачи средств и выкуп прав требований БВУ со стороны КФУ
Источник: составлено авторами на основе годовой отчетности АО «Казахстанского фонда устойчивости»
(Не)рыночное ипотечное кредитование в Казахстане
Влияние программ ипотечного кредитования на финансовую стабильность не раз обсуждалось среди экономистов мира после кризиса 2008 г., когда пузырь на ипотечном рынке, лопнув, заставил содрогнуться от последствий весь мир. Однако, сама ипотека для многих обывателей является чуть ли не единственным вариантом приобретения жилья, поэтому популярность таких программ растет прямо пропорционально увеличению уровня урбанизации и населения страны. Демографическая тенденция проста количества мелких домохозяйств, нуклеарных семей и одиночек по всему миру также косвенно указывает на желание населения найти «свой угол». Государство, в рамках работы над решением социально-значимых проблем, пытается помочь населению через подведомственные им организации. Тем не менее, решая указанные проблемы наиболее доступными способами, государство нередко одновременно создает дисбалансы в экономике.
Своеобразная идея «7-20-25» всеобщего благополучия, необходимая для оживления ипотечного рынка с использованием низкой фиксированной ставки процента, которая не меняется с повышением базовой ставки, привела к доминированию этой программы среди остальных, и как следствие отсутствию у банков или иных организаций желания запуска или продолжения собственных ипотечных программ. В итоге по состоянию на 1 января 2022 г. ипотечный портфель КФУ превысил 809,1 млрд тенге. Официальный сайт КФУ заявляет, что помогает развитию экономики на рыночных условиях, однако, едва ли 7% годовых по программе «7-20-25» могут быть сравнимы даже с чистыми 16,75% базовой ставки в условиях конкуренции.
Так, АО «Казахстанская жилищная компания» представило обзор ипотечных продуктов на 01.07.2022 г., из которого и так наглядно видно, почему выбор не в пользу частных ипотечных программ БВУ.
№ |
Наименование банка |
Условия по собственным программам банка |
Участие в других ипотечных программах |
|||
Срок ипотеки, мес. |
Первонач. взнос,% |
Ставка вознагр.,% |
Макс.сумма займа |
«7-20-25» |
||
1 |
АО «Народный банк Казахстана» |
6-240 мес. |
20% |
от 16,5% |
в зависимости от платежеспособности Заявителя |
+ |
2 |
ДБ АО «Сбербанк России» |
12-240 мес. |
от 10% |
от 16,99% |
до 90% от стоимости залогового обеспечения и не более 70 млн. тенге |
+ |
3 |
АО «Forte Bank» |
60-240 мес. |
от 15% |
от 19% |
- |
+ |
4 |
АО «Банк ЦентрКредит» |
3-180 мес. |
от 20% |
от 17,5% |
до 80% от рыночной стоимости жилья или до 100 млн. тенге |
+ |
5 |
АО «Банк RBK» |
36-180 мес. |
от 30% |
от 19% |
до 75 млн. тенге |
+ |
6 |
АО «Нурбанк» |
до 240 мес. |
от 30% |
от 17% |
50 млн. тенге |
- |
7 |
АО «Банк Фридом Финанс Казахстан»* |
36-180 мес. |
30% |
от 16% |
от 3 млн. тенге |
+ |
8 |
АО «Altyn Bank» |
12-240 мес. |
от 20% |
от 16% |
от 3 до 175 млн. тенге |
+ |
9 |
АО «Евразийский банк» |
Собственная программа отсутствует |
+ |
|||
10 |
АО «Jusan Bank» |
Собственная программа отсутствует |
- |
Источник: Исследование «Обзор рынка ипотечного кредитования за первое полугодие 2022 года» АО «Казахстанская жилищная компания»
Заметим, что несмотря на «выгодные» условия программы «7-20-25», сам КФУ сообщил, что занимает на рынке ипотечного кредитования всего 24,7% от совокупного портфеля ипотечных жилищных займов БВУ. Но эти 24,7%, на самом деле, скрывают важный момент: при подсчете доли КФУ на рынке ипотечного кредитования полностью игнорируется на рынке существование другого гиганта - АО «Отбасы банк», чей кредитный портфель составляет 64% от общего совокупного портфеля на ипотечном рынке. В итоге общее льготное кредитование, поддерживаемое государством, занимает более 80% рынка ипотечного кредитования в Казахстане.
Но создающая дисбалансы в экономике деятельность «Отбасы банка» - это отдельная тема для обсуждения. Мы же хотим акцентировать внимание на деятельности КФУ – деятельности, для которой изначально КФУ не был предназначен, деятельности, которая не входит в задачи любого центробанка в рыночной экономике, и которая к тому же мешает целям центробанка в рамках реализации политики инфляционного таргетирования.
При этом, государственное участие на рынке ипотеки через КФУ в целях обеспечения «высокой доступности» жилья в конечном счете только увеличивает бюджетную нагрузку и разогревает рынок жилья.
Рисунок 3. Динамика цен на продажу нового жилья к декабрю предыдущего года
Источник: составлено авторами на основе данных БНС АСПиР РК
Из-за резкого роста цен на жилье конечными бенефициарами программ льготного ипотечного кредитования стали не покупатели жилья, как предполагалось изначально, а застройщики. Высокий платежеспособный (благодаря льготным ипотечным программам) спрос на жилье позволил застройщикам повышать стоимость 1 квадратного метра. В итоге цены на жилье стали расти двухзначными темпами, полностью нивелировав выгоды низкой процентной ставки по ипотеке.
Важно понимать, что сама идея доступности жилья, безусловно, является положительной с социальной точки зрения, но исполнение этой идеи через фонд, дочерний регулятору, и программу, которая, по сути своей, подрывает рыночную конкуренцию, было не слишком удачным.
КФУ – «невидимая» рука Нацбанка
5 лет с начала запуска программ льготного ипотечного кредитования было достаточно, чтобы увидеть все дисбалансы, создаваемые ими в экономике. Аналитики в Казахстане уже не раз поднимали тему целесообразности программ льготного ипотечного кредитования. Тем не менее, деятельность КФУ самим Национальным Банком не комментировалась и не исследовалась с точки зрения ее эффектов на инфляцию – таргета для НБ РК. Среди множества исследований регулятора нет ни одного, посвященного оценки деятельности его дочки.
Хотя и критика этой программы со стороны все же стала триггером признания государством ошибочности принятых стимулирующих ипотечный рынок мер. Программу «Баспана-Хит» было решено завершить, а программу «7-20-25» сжали до 100 млрд тенге на текущий год. С постепенным отступлением от практик программ льготного ипотечного кредитования с фиксированными ставками процента возникает вопрос к дальнейшим целям существования такой организации, как КФУ. Однако следует заметить, что с завершением программ льготного ипотечного кредитования в БВУ могут появиться риски для финансовой стабильности, и, как следствие, новая работа для КФУ.
Но, как будет происходить дальнейшая работа по обеспечению финансовой устойчивости национальной экономики - большой вопрос, хотя бы потому что детали осуществления деятельности КФУ неизвестны и на данный момент. В целом, в открытом доступе нет никакой оценки результатов того, что предпринимает фонд в рамках осуществления программы. Ввиду непрозрачной деятельности КФУ нет возможности оценить «чистый» эффект деятельности НБ РК по сдерживанию инфляции в стране.
Такая условно «не прозрачная» деятельность КФУ ложится тенью на центробанк страны, поскольку, напомним, что КФУ является его дочерней организацией и инструментом воздействия на экономику. Вливание «дешевых» кредитных денег в экономику через КФУ без какой-либо возможности оценить воздействие на денежную массу и следующий за этим прирост цен на рынке жилья негативно сказывается на работе самого НБ РК, его репутации как независимого органа, чья деятельность должна быть транспарентной и понятной. Более того, следует признать, что текущая деятельность КФУ предполагает наличие де-факто у ЦБ мандата по экономическому росту. И на этом фоне отстаивание Нацбанком независимости выглядит, как минимум, непоследовательно.
[1] Нацбанк РК разработал Программу повышения финансовой устойчивости банковского сектора. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35094313&pos=4;-100#pos=4;-100
[2] Дочерние предприятия НБРК. Национальный банк Республики Казахстан. URL: https://nationalbank.kz/ru/news/dochernie-predpriyatiya
[3] Сведения о собственном капитале, активах и обязательствах. Национальный банк Республики Казахстан. URL: https://www.nationalbank.kz/ru/news/svedeniya-o-sobstvennom-kapitale/rubrics/1850
Скачать