ЕНТ: эмпирический анализ факторов

ЕНТ: эмпирический анализ факторов

Просмотров: 547

Скачиваний: 263

Аналитики AERC провели исследование с целью выявления факторов влияющих на успешность сдачи ЕНТ. Исследование основывается на статистических данных в разрезе 14 регионов и двух городов республиканского значения Республики Казахстан за 2014-2018 гг.

В настоящее время структура занятости населения мира кардинально меняется: роль умственного труда возрастает, а потребность в малоквалифицированном труде снижается. Данные процессы имеют различную скорость для стран с разным уровнем экономического развития: для развитых стран эти процессы протекают быстрее, нежели чем для развивающихся стран. Это связано с предъявляемым развитыми странами высоким спросом на малоквалифицированный труд.

В Республике Казахстан измерение результатов успеваемости по единой методологии оценки начало применяться с 2004 г. с введением Единого национального тестирования (ЕНТ). ЕНТ проходит в один этап и оценивается по 140-балльной шкале. Ученики в один день сдают пять предметов: три обязательных (математическая грамотность, грамотность чтения, история Казахстана) – по 20 заданий на каждый и два профильных – по 30 заданий на каждый (10 заданий по профильным предметам имеют несколько правильных ответов, поэтому за правильный ответ на них дают по 2 балла).

Авторы настоящего исследования на основании имеющейся статистики и применения эконометрического моделирования попытались ответить на следующий вопрос: какие факторы могут объяснить успешность сдачи ЕНТ в разрезе языков, на котором сдается национальное тестирование. Другими словами, что является факторами, позволяющими успешно сдать ЕНТ и получить шанс для лучшей будущей жизни.

Подтверждена гипотеза, что социально-экономический статус и бедность являются важными факторами объяснения различия в образовательных достижениях: высокий балл ЕНТ при сдаче на казахском и русском языках зависит от медианного дохода домохозяйств и уровня бедности соответственно. При увеличении на 1% реального медианного дохода домохозяйства средний балл ЕНТ при сдаче на казахском языке растет на 0.13%, рост на 1% доли пользователей интернета увеличивает средний балл ЕНТ на 0.35%. При снижении на 1% уровня бедности балл ЕНТ при сдаче на русском языке увеличивается на 0.04%, при росте на 1% этнического многообразия региона средний балл ЕНТ увеличивается на 0.035%

Итоги исследования могут быть полезны для государственных органов, осуществляющих руководство в сфере образования и науки, некоммерческим организациям, экспертному сообществу, а также широкому кругу общественности, кому интересны проблемы отечественного образования.

Авторы: Жаныбек Айгазин, Амина Бауыржан, Рустам Бекишев, Евгения Пак.

Скачать