Как поддерживают бизнес в Казахстане

Как поддерживают бизнес в Казахстане

Просмотров: 478

Скачиваний: 159

На уровне государства вроде бы создаются условия для поддержки национального предпринимательства . Создана Национальная палата предпринимателей . С 2010 года реализуется государственная программа «Дорожная карта бизнеса 2020» . Однако банки второго уровня мало внимание уделяют вопросам кредитования малого и среднего бизнеса . В перспективе предусмотрен рост тарифов естественных монополистов , что в итоге съедает рентабельность производственных предприятий.

1. В послании Президента Республики Казахстан «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» указано «… с учетом новых реалий, в том числе нашего участия в ЕЭП, предстоящего вступления в ВТО, усовершенствовать механизмы поддержки отечественных производителей и принимать все необходимые меры для защиты и продвижения их интересов» .

В связи с этим правительством на 2014 - 2018 годы предусмотрены отдельные меры по поддержке предпринимательства и по улучшению бизнес - климата, в частности, предложена реализация Концепции дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2012 -20 15 годы, а также будет разработана комплексная Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности .

С 2010 года реализуется государственная программа «Дорожная карта бизнеса 2020» . Правительством принимаются меры по дальнейшему совершенствованию инструментов субсидирования и гарантирования, разработке отдельных банковских продуктов для предпринимателей малых городов и сел , поддержке начинающих предпринимателей.

Однако банки второго уровня мало внимание уделяют вопросам кредитования малого и среднего бизнеса .

Для банков сегодня выгоднее покупать государственные ценные бумаги и предоставлять потребительские кредиты населению. Кроме того банки получают определенные доходы от оказания платежных финансовых услуг населению и хозяйствующим субъектам.

В связи с этим правительству необходимо комплексно проанализировать необходимость выпуска государственных ценных бумаг в значительном объеме для финансирования дефицита бюджета , а также целесообразность создания единого платежного центра для обслуживания населения и хозяйствующих субъектов. Эти экономические инструменты будут стимулировать банки кредитовать реальный сектор экономики, в том числе малый и средний бизнес .

2. Тарифная политика работает без увязки с макроэкономическими целями .

В прогнозе социально - экономического развития Республики Казахстан на 2014 - 2018 годы тарифная политика направлена на стимулирование инвестиций в модернизацию и обновления активов хозяйствующих субъектов, повышение стабильности и предсказуемости тарифов, введения дифференцированных тарифов на электроэнергию и воду. Для унификации тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в рамках ТС запланировано их ежегодное увеличение на 15% . Средний отпускной тариф на электроэнергию вырастет до 14,65 тенге за 1 кВТ. Пересматриваются тарифы на газ, отменяются «условные скидки» для казахстанских компаний .

С 1 января 2014 года повышаются тарифы на электроэнергию в г. Алматы и Алматинской области.

В свою очередь в республике приняты различные программы по диверсификации экономики, в частности Программа по развитию нефтегазового сектора в РК, Программа по развитию электроэнергетики в РК. На их реализацию из республиканского бюджета выделяются значительные средства , которые по идее должны способствовать снижению тарифов .

В последние годы из республиканского бюджета направляются средства на приобретение топлива, в частности мазута, отдельным электрическим станциям, учредителем которых является АО «Самрук - Энерго». Акционерами его являются АО ФНБ «Самрук - Казына» и АО «Казтрансгаз». За девять месяцев 2013 г . рост чистого дохода АО «Самрук - Энерго» составил 19, 3%. Существенную прибавку к доходам электростанциям и АО «Самрук - Энерго» этим компании получают от роста тарифов .

Тарифы являются основой формирования цен при производстве товаров, работ и услуг, а также залогом модернизации производства . Но непонятно почему крупные компании, холдинги не участвуют в регулировании тарифов? Сегодня рентабельность хозяйствующих субъектов «съедается» монополистами. Со стороны правительства создаются условия для монополии за счет негустых рядов бизнесменов .

Правительство России вообще заморозило для своих производственников тарифы. Мера касается «Российских железных дорог» , «Газпрома» и ОАО «Россети» (холдинговой управляющей компании в энергетике). При этом со следующего года тарифы в России вырастут максимум на 6%, но не на ставшие привычными для нас 15 % или 25% .

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что тарифы являются одним из регулирующих инструментов поддержки отечественных товаропроизводителей. В прогнозе социально - экономического развития РК на 2014 - 2018 годы не предусмотрены конкретные меры по ограничению роста тарифов.

При этом не наблюдается системная увязка тарифной политики с налогово - бюджетной политикой. На наш взгляд, только комплексная увязка налогово - бюджетных инструментов поддержки предпринимательства с тарифной политикой дает положительные результаты по развитию малого и среднего бизнеса, а также для развития экономики в целом.

В связи с этим правительству целесообразно заморозить тарифы на 2014 год и разработать комплексный механизм поддержки малого и среднего бизнеса. При этом денежно - кредитные, налогово - бюджетные инструменты должны быть увязаны с тарифной политикой. Для разработки такого механизма необходимо привлекать ученых, частные независимые научные центры, исследовательские институты, которые выполняют научно - исследовательские работы, оказывают услуги в этой области.

 

Скачать