Монетарные инструменты регулирования экономики Республики Казахстан

Монетарные инструменты регулирования экономики Республики Казахстан

Просмотров: 588

Скачиваний: 156

В Послании Президента РК - Лидер Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстана -2050 : новый политический курс состоявшегося государства» указано, что «Казахстанские банки в свою очередь должны выполнять свое предназначение и обеспечивать потребность реального сектора экономики в кредитных ресурсах. Для этого Национальному банку и Правительству при координации Администрации Президента необходимо разработать концептуально новую систему денежно - кредитной политики, направленную на обеспечение экономики необходимыми денежными ресурсами» .

Для решения этих задач должны быть изучены теоретические вопросы денег и кредита, проанализированы влияние денежно - кредитной политики на экономику. На основе этого целесообразно обосновать предложения по повышению эффективности воздействия денежно - кредитных рычагов на экономику.

В последние годы зарубежные экономисты стали уделять большое внимание исследованию функции денег. Об этом свидетельствует факт, что американские ученые Ю.Фама. П. Хонсен, Р.Шимер стали лауреатами Нобелевской премий за «эмпирический анализ цен активов». Следовательно , роль и значение масштаба цен возрастает, через который проявляется функция денег как меры стоимости .

Не выполнение в полном объеме функции денег как средства платежа приводит к процветанию теневой экономики и возникновению проблем в функционировании налоговой системы, в частности не поступлений отдельных видов налогов в бюджет.

В республике доля теневой экономики по оценке экономистов составляет 15 - 25%. Это приводит к недополучению в полном объеме акцизов на товары внутреннего производства в бюджет, а также в определенной степени к увеличению дебетового сальдо по НДС.

После мирового финансового кризиса зарубежные центральные банки вынуждены были прибегнуть к такой мере нетрадиционной монетарной политики, как количественное смягчение. Увеличение денежного предложения путем понижения процентных ставок, а также выкуп ипотечных и государственных ценных бумаг, стимулировали рост кредитования, потребления , а также способствовали некоторому росту фондовых индексов . В результате ВВП США растет в течение девяти кварталов и в 2014 году по прогнозу рост составит 2,8%, а Еврозоне 1,15 % . В настоящее время идет постепенное сворачивание количественного смягчения. Это может привести к увеличению процентных ставок, которые влияют на интенсивность притока капитала в развивающиеся страны.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что современных условиях денежная система оказывает существенное влияние на финансово - кредитную систему любого государства, на увеличение финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов , населения и государства. При этом должны быть изучены комплексное влияние всех элементов денежной системы на экономику, в частности виды денежных знаков, порядок выпуска их в обращение, методы, механизмы организации и регулирования денежного обращения.

В республике комплексно не исследуется взаимодействие денежно - кредитной системы, влияние кредитной системы на развитие экономики, на развитие малого и среднего бизнеса .

В отдельных программных документах слабо уделяется внимание вопросам кредитной политики и ее взаимодействия с налогово - бюджетной политикой. В настоящее время уменьшается коэффициент кредитования экономики к ВВП, который в 2007 году составил 61,2%, а 2012 году – 36,3%. При этом нами учтены все кредиты, предоставляемые банками второго уровня (БВУ) и другими финансовыми институтами. В республике с 2005 года были созданы несколько новых финансовых институтов, многие из них получили бюджетные кредиты, средства из бюджета на формирование, увеличение и пополнение уставных капиталов. Однако, значительный рост кредитных ресурсов в реальной экономики не наблюдается.

Например, в 2012 году Министерству сельского хозяйства на поддержку объектов агропромышленного комплекса были выделены бюджетные кредиты на сумму 80 млрд. тенге по ставке 0,01 годовых. Полученные средства АО «НУХ «КазАГРО» в полном объеме направлены дочерним организациям: АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» - 0,3 млрд. тенге, АО «Аграрная кредитная корпорация» - 28,9 млрд. тенге и АО «НК Продовольственная контрактная корпорация» - 50,8 млрд. тенге. При этом бюджетные средства в общей сумме 24,9 млрд. тенге, выделенные в 2012 году на кредитование СХПП, направлены на погашение займов, полученных АО «НК Продкорпорация» в 2011 году в БВУ на пополнение оборотных средств.

На наш взгляд, целесообразно оценить эффективность кредитования реального сектора экономики, отдельных проектов, осуществляемых различными акционерными обществами с участием государства, а также эффективность функционирования государственных финансовых институтов, проводимых кредитные операции и оказываемых финансовые услуги в республике.

В свою очередь коэффициент кредитования экономики БВУ тоже уменьшается, который составил в 2007 году 56,5% к ВВП, а в 2012 году - 30,5% к ВВП.

В прогнозе социально - экономического развития Республики Казахстан на 2014 - 2018 годы указаны только кредиты БВУ экономике, которые в 2014 году в сумме составляют 12321млрд. тенге, а в 2018 году – 21153 млрд. тенге. При этом коэффициент кредитование экономики составит, соответственно - 31,9% и 32,1% к ВВП. На 2014 – 2018 годы приведены только депозиты резидентов в млрд.тенге, на конец периода, который в 2014 составляет 11484 млрд.тенге, а в 2018 год - 20268 млрд. тенге, к ВВП соответственно – 29,7% и 30,7% . На наш взгляд, в депозитах на 2014 – 2018 годы целесообразно показать также депозиты резидентов и нерезидентов, которые показали бы реальную картину денежного потока в республике. В последние годы наблюдается снижение доли вкладов в БВУ резидентов и нерезидентов к ВВП, которая в 2008 году составила 42,8%, а в 2012 году – 28,2%.

На кредитование реального сектора экономики, малого среднего бизнеса БВУ повлияли и другие экономические инструменты, используемые Правительством РК для управления финансовыми ресурсами в республике. Для финансирования дефицита бюджета в республике каждый финансовый год в фондовый рынок размещаются государственные ценные бумаги.

В 2012 году за счет выпуска и размещения в фондовом рынке государственных ценных бумаг Правительством РК на внутреннем рынке заимствованы средства на сумму 1067,5 млрд. тенге. При этом БВУ приобретены государственные ценные бумаги на значительную сумму, а также накопительными пенсионными фондами.

В 2013 году в связи с реорганизацией накопительных пенсионных фондов участие их в фондовом рынке резко снизилось. В результате государственные ценные бумаги в 2013 году в основном приобретаются БВУ и отдельными государственными финансовыми институтами.

В этих условиях БВУ не особо заинтересованы кредитовать реальный сектор экономики, так как им выгодно покупать государственные ценные бумаги. Это свою очередь не способствует развитию фондового рынка в республике.

Сегодня БВУ предоставляют потребительские займы, которые на 01.10.2013 года составили 2000,7 млрд. тенге или увеличились на 38,3%. За этот период 2013 года займы физическим лицам увеличились на 23,6%, а юридическим лицам – 3,1%.

При этом займы юридических лиц с просроченной задолженностью свыше 90 дней составляют 2683,3 млрд. тенге или 36,9% от займов юридических лиц.

В республике доля сомнительных активов и обязательств уже превышает 3%, а безнадежных – 20%.

Все вышеуказанные факты повлияли на снижение роли банковского сектора в экономике республики, в частности отношения активов к ВВП уменьшились до 44,1% на 1.10.2013 года, против 70% в 2010 году, а отношения ссудного портфеля к ВВП, соответственно – до 37%, против – 60%.

В свою очередь сумма фактических созданных провизий на 01.07.2013г . составила 4498,4 млрд. тенге, которые относятся на вычеты по налогам. В результате снижаются налоговые поступления в бюджет от БВУ.

Таким образом, государство поддерживает за счет налогово - бюджетных инструментов БВУ, однако, они не стали равноправным партнером хозяйствующих субъектов и у них снижется роль в экономике.

На наш взгляд, для решения этих задач целесообразно:

  • комплексно изучить и оценить эффективность функционирования денежной системы и всех ее элементов;
  • системно исследовать взаимодействие денежно - кредитных, налогово - бюджетных инструментов и их влияние на реальный сектор экономики, развитие малого и среднего бизнеса в республике ;
  • в прогнозе социально - экономического развития на среднесрочный период должны быть указаны кредиты государственных финансовых институтов в экономику, на развития малого и среднего бизнеса; а также вклады нерезидентов в БВУ республики;
  • оценить эффективность функционирования новых финансовых институтов в республике;
  • разработать экономические инструменты, способствующие повышению заинтересованности вкладывания свободных ресурсов нерезидентов в депозиты банков второго уровня республики;
  • Национальному банку РК совместно с Правительством разработать рычаги влияния на БВУ по вопросам кредитования реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса;
  • сократить дефицит бюджета и установить лимит для внутреннего заимствования Правительством РК, с учетом этого использовать новые экономические инструменты для управления финансовыми ресурсами государства;
  • разработать среднесрочную фискальную политику Правительства РК.

Все это позволит выработать научно – обоснованный подход к разработке новой концепции по вопросам функционирования денежно - кредитной системы в республике.

Для выполнения этих работ необходимо привлекать научно - исследовательские институты и центры, университеты, осуществляющие теоретические и прикладные исследования в области экономики.

Скачать