Теоретико-методологические аспекты нестандартной меры денежно-кредитной политики – количественного смягчения.

Теоретико-методологические аспекты нестандартной меры денежно-кредитной политики – количественного смягчения.

Просмотров: 795

Скачиваний: 153

Теоретико-методологические аспекты нестандартной меры денежно- кредитной политики – количественного смягчения. Мировой финансовый кризис 2008-2010 годов, затронувший все рынки без исключения, внес свои корректировки в денежно-кредитную политику многих стран. Сложившаяся в ходе кризиса ситуация, которая именуется как «ловушка ликвидности», не позволяла центральным банкам более применять традиционные денежно-кредитные меры для достижения своих целей. В связи с этим центральные банки, в основном, развитых стран вынуждены были прибегнуть к использованию альтернативных инструментов, которые в современной научно-экономической литературе получили название нестандартных, или нетрадиционных, мер монетарной политики (unconventional monetary policy), при этом широкое распространение в развитых странах получили меры количественного смягчения (quantitative easing).

В настоящий момент в мировом научно-экономическом сообществе отсутствует однозначное мнение касательно того, насколько положительные или отрицательные трансграничные последствия, в конечном счете, имеет применение нетрадиционных инструментов денежно-кредитной политики. В том числе остро обсуждается вопрос воздействия мер количественного смягчения, которые до сих пор в больших масштабах используются центральными банками развитых стран, на развивающиеся рынки.

Все вышесказанное подтверждает, что исследования касательно нетрадиционных монетарных мер, в особенности относительно количественного смягчения, в настоящий момент актуальны.

Для начала рассмотрим цели денежно-кредитной политики в общем. Американский экономист, бывший член Совета управляющих Федеральной резервной системы Соединенных Штатов Америки Мишкин Ф.С. дает ответ на этот вопрос, определяя шесть основных стратегических целей любого центрального банка, которые показаны на рисунке 1 и на достижение которых направлена денежно-кредитная политика.

Рисунок 1. Стратегические цели денежно-кредитной политики
Примечание: составлено автором на основе данных [1–с. 494-498]

Центральные банки некоторых стран, среди которых можно выделить Федеральную резервную систему США, имеют стратегическую цель по достижению естественного уровня безработицы, т.е. обеспечение полной занятости, другими словами равенство спроса и предложения на рынке труда. Достижение естественного уровня безработицы, который по последним оценкам находится между 4,5 и 6%, и является высоким уровнем занятости.

Под экономическим ростом в узком смысле понимается рост реального валового внутреннего или же валового национального продукта. Во многих странах данная стратегическая цель является целью правительства, а не центрального банка, но при этом центральный банк своими действиями может косвенно воздействовать на ускорение экономического роста.

Ценовая стабильность является важнейшей целью денежно-кредитной политики в целом. Практически центральные банки всех государств ставят стабильность цен как основную цель своей денежно-кредитной политики. Это связано с тем, что наличие, как высокой инфляция, так и дефляции, ведет к социально-экономическим издержкам.

Колебания процентных ставок могут стать источником неопределенности в экономике, чем негативно повлияют на ожидания экономических агентов относительно принимаемых ими решений. Вследствие этого стабильность процентных ставок является одной из стратегических целей центральных банков.

Стабильность финансовых рынков – это еще одна из целей монетарной политики центральных банков многих стран. Источниками дестабилизации финансовых рынков являются финансово-экономические кризисы, которые, как показывает история, имеют больше негативных сторон, чем положительных, в связи с чем, монетарные власти уделяют большое внимание прогнозированию и избеганию кризисных ситуаций в финансовой системе.

Причины, по которой стабильность валютных рынков является стратегической целью денежно-кредитной политики центральных банков, кроются в том, что отсутствие резких колебаний валютного курса позволяют экономическим агентам совершать различные операции за границей своего государства, тем самым прибавляя дополнительный импульс в расширении деловой активности внутри страны [1 – с. 494-498].

Для иллюстрации практики определения стратегических целей денежно-кредитной политики приведем пример Национального Банка Республики Казахстан. Стоит отметить, что в данном случае не все стратегические цели денежно-кредитной политики, определенные Мишкиным Ф., относятся к целям регулятора монетарной политики Казахстана. Так, согласно Закону Республики Казахстан от 30 марта 1995 года N 2155 «О Национальном Банке Республики Казахстан», основной целью Национального Банка Казахстана является, обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. При этом для реализации основной цели на Национальный Банк Казахстана возлагаются задачи, показанные на рисунке 2.

В связи с тем, что центральный банк не может напрямую оказывать воздействие на конечные стратегические цели денежно-кредитной политики, их реализация требует использования операционных целей и промежуточных ориентиров.

Рисунок 2. Задачи Национального Банка Республики Казахстан по достижению основной цели
Примечание: составлено автором на основе данных [2]

Операционные (инструментальные) цели представляют собой набор таких переменных, как резервы, денежная база, процентные ставки (например, процентная ставка по краткосрочным межбанковским кредитам) и др., т.е. переменные, на которые центральный банк может оказать прямое влияние посредством своих действий. Промежуточные ориентиры, которые еще называют промежуточными целями или индикаторами, также являются набором макроэкономических переменных, но при этом данные переменные центральный банк не может непосредственно контролировать. Часто используемыми промежуточными ориентирами для центральных банков служат денежные агрегаты либо краткосрочные и долгосрочные процентные ставки. Промежуточные ориентиры напрямую связаны с целями, к достижению которых стремятся монетарные власти. На рисунке 3 изображена зависимость между операционными, промежуточными и стратегическими целями.

Как было сказано, центральный банк имеет возможность непосредственно контролировать лишь операционные (инструментальные) цели. Действия центрального банка по влиянию на операционные цели для осуществления денежно-кредитной политики называются инструментами или мерами денежно-кредитной политики.

Традиционные инструменты денежно-кредитной политики, которые активно и эффективно применяются центральными банками многих стран и которые представлены в учебниках по экономической теории, макроэкономике и монетарной политике как основные меры денежно- кредитной политики в условиях стабильно функционирующей экономической системы, подразделяются на две категории: прямые и косвенные инструменты. Если прямые инструменты представляют собой административные меры, то косвенные инструменты – это меры, основанные на рыночном регулировании.

Рисунок 3. Стратегия центрального банка
Примечание: составлено автором на основе данных [1 – с. 500]

Прямые инструменты обеспечивают естественную связь инструмента и операционной цели монетарной политики. Другими словами прямые инструменты - это требования центрального банка к находящимся под его юрисдикцией коммерческим банкам и другим участникам финансовой системы, которые обязательны для выполнения. Административные полномочия, которыми обладает центральный банк, позволяют применять прямые инструменты. Виды мер в рамках прямых инструментов показаны на рисунке 4.

Косвенные инструменты отличаются от прямых тем, что банки заключают сделки с центральным банком не на основании административного принуждения, а по инициативе самого банка. При этом5 условия сделок основаны на рыночной конъюнктуре, а также могут заранее оглашаться центральным банком.

Для дальнейшего раскрытия сущности косвенных инструментов и их механизма функционирования необходимо рассмотреть баланс центрального банка. Деятельность центрального банка, как и деятельность любого финансового учреждения, отражается на ее активах и пассивах. В таблице 1 показан упрощенный баланс центрального банка.

Если говорить о пассивах центрального банка, то наличные деньги в обращении и резервы вместе называются монетарными пассивами и составляют денежную, или монетарную базу. Наличные деньги в обращении – это сумма банкнот, которые эмитированы центральным банком и являются долговыми расписками и средствами платежа. Резервы – это депозиты банков в центральном банке и наличные деньги, которые находятся в кассах банков. Резервы делятся на обязательные и избыточные резервы. Обязательные резервы в отличие от избыточных резервов представляют собой сумму, которая должна храниться в депозитах центрального банка, тогда как избыточный резерв – это любые дополнительные резервы.

Рисунок 4. Традиционные (стандартные) инструменты денежно- кредитной политики
Примечание: составлено автором на основе данных [1 – с. 478-492]

Таблица 1. Упрощенный баланс центрального банка


Активная часть упрощенного баланса центрального банка состоит из государственных ценных бумаг и дисконтных ссуд.

Государственные ценные бумаги являются основными объектами купли-продажи при реализации центральным банком одного из косвенных инструментов – операций на открытом рынке. Операции на открытом рынке, по мнению Мишкина Ф., самый важный инструмент монетарной политики. Это связано с тем, что они позволяют управлять процентными ставками и монетарной базой, определяющими объем денежной массы. При этом покупки на открытом рынке увеличивают резервы банковской системы и монетарную базу, что ведет к росту предложения денег и снижению процентной ставки по межбанковским кредитам. Продажи на открытом рынке ведут к сокращению резервов, уменьшению объема денежной массы и росту процентной ставки по межбанковским кредитам. Необходимо указать, что процентная ставка по межбанковским кредитам – это процентная ставка по краткосрочным кредитам, предоставляемые банками друг другу за счет резервов, которые хранятся на счетах центрального банка.

Другой косвенный инструмент, результаты осуществления которого отражаются напрямую в статье «Дисконтные ссуды» упрощенного баланса, носит название дисконтная политика, или кредитование через «дисконтное окно». Кредитование через «дисконтное окно» - это кредиты центрального банка, предоставляемые коммерческим банкам по дисконтной ставке (также называется учетной ставкой, или ставкой рефинансирования). При этом дисконтные ссуды увеличивают резервы банковской системы. Как правило, ставка рефинансирования всегда выше процентной ставки по межбанковским кредитам.

Реализация третьего косвенного инструмента денежно-кредитной политики – резервных требований, заключается в установлении нормы обязательного резервирования. Норма обязательного резервирования представляет собой относительную величину от суммы депозитов депозитного учреждения, которую центральный банк требует хранить у него, т.е. это величина, которая определяет размер обязательных резервов. Связь между резервными требованиями и процентной ставкой по межбанковским кредитам такова, что, когда центральный банк повышает норму обязательного резервирования, процентная ставка по межбанковским кредитам увеличивается, и наоборот [1 – с. 477-490].

По результатам своих исследований Моисеев С.Р. вывел, что до 70-х годов XX века большая часть центральных банков развитых стран использовали лишь прямые инструменты, но с начала 80-х годов все они стали применять косвенные инструменты. В 90-х годах за развитыми странами последовали развивающиеся страны. Существуют две причины, по которой применение косвенных инструментов в монетарной политике стало необходимым. Первая причина в том, что данные инструменты учитывают увеличение роли ценовых сигналов в экономике и ожиданий участников финансового рынка. Вторая причина кроется в том, что прямые инструменты стали малоэффективными в силу того, что национальные финансовые системы стали более открытые для иностранной конкуренции.

Таким образом, прямые и косвенные инструменты монетарной политики до недавнего времени были практически единственными мерами, которые использовались центральными банками для воздействия на величину и структуру резервов, денежной базы и, главным образом, на процентную ставку по краткосрочным межбанковским кредитам. По этой причине в современной литературе по экономической теории денежного обращения и прикладных исследованиях касательно монетарной политики данные инструменты получили название традиционных, или стандартных (conventional) мер денежно-кредитной политики [4, 5, 6].

Традиционные меры монетарной политики проявили свою неэффективность в период мирового финансово-экономического кризиса 2008-2010 годов.

Кризис, начавшийся в 2007 году с финансовых рынков США и переросший в сильнейший мировой экономический спад, стал причиной нехватки ликвидности, которая была необходима для стимулирования экономической активности, инвестиций и совокупного спроса. Центральные банки многих развитых и крупных развивающихся стран для того, чтобы обеспечить свои экономики необходимым объемом ликвидности и создать условия, которые позволили бы им улучшить сложившуюся ситуацию, активно использовали традиционные меры монетарной политики. Так денежные власти этих стран через снижение ставки рефинансирования, увеличение объемов операций по покупке на открытом рынке и уменьшение нормы обязательных резервных требований снизили процентные ставки по краткосрочным межбанковским кредитами и увеличили денежную базу. Для примера приведем следующие цифры: к середине 2009 года ключевые процентные ставки снизились в Великобритании до 0,5%, Европейский центральный банк понизил процентную ставку до 1%, а в США ставка по федеральным фондам (краткосрочная процентная ставка по межбанковским кредитам) находилась в диапазоне 0-0,25% [7]. Но попытки центральных банков улучшить ситуацию через традиционные денежно-кредитные инструменты не дали желаемых результатов. Если темп роста мировой экономики с 2007 по 2008 года замедлился с 3,9% до 1,3%, то темп роста мирового валового внутреннего продукта в 2009 был вовсе отрицательным (-2,2%) [5]. К тому же положение усугубилось тем, что появились признаки так называемой «ловушки ликвидности». Данный термин был введен Дж. М. Кейнсом, как обозначение ситуации, когда практически все экономические агенты начинают сберегать наличность из-за дефляционных ожиданий, или также ожиданий надвигающихся войн или низкого совокупного спроса [8 – с. 208-228]. По определению Абрамова М. [22] «ликвидная ловушка» – это ситуация в экономике, когда из-за значительного роста денежного предложения в ответ на нехватку ликвидности в кризисных условиях процентная ставка снижается до минимального значения и перестает понижаться, несмотря на традиционные меры, которые применяет центральный банк. Также Абрамов М. утверждает, что при «ловушке ликвидности» процентный канал трансмиссионного механизма монетарной политики становится неэффективным, а реальная процентная ставка, которая необходима для роста инвестиций в экономике соответственно уровню сбережений, становится отрицательной, в результате чего происходит разрыв между товарным и денежным рынками, а сбережения не преобразуются в инвестиции. В реальности же неэффективность дальнейшего применения традиционных мер денежно-кредитной политики проявлялось в том, что стандартные инструменты потеряли контроль над процентным каналом трансмиссионного механизма монетарной политики, вследствие чего рост денежной базы не приводил к росту денежной массы и увеличению инвестиций. Более того дальнейшее использование стандартных монетарных мер в условиях «ловушки ликвидности» могло привести к сильной дефляции. Кейнс утверждал, что при «ловушке ликвидности» денежно-кредитная политика бессильна и для того, чтобы выйти из «ликвидной ловушки» необходимо прибегнуть к фискальной политике. Неоклассические же экономисты утверждали, что даже при ситуации «ликвидной ловушки», мягкая денежно-кредитная политика способна стимулировать экономику путем прямого эффекта роста денежной массы на совокупный спрос. Данному утверждению и последовали центральные банки и предприняли единственные оставшиеся в их власти меры, которые получили название нетрадиционной, или нестандартной (unconventional) денежно-кредитной политики. Меры данной политики считаются нестандартными в связи с тем, что до этого момента центральные банки не применяли их на практике для воздействия на экономику в таких объемах. Исключением считается Банк Японии, который еще до периода кризиса 2008-2010 годов, а именно с марта 2001 года по март 2006 года [9], имел опыт использования нетрадиционного инструмента монетарной политики, который был назван профессором университета Саунтгемптона Ричардом Вернером «количественным смягчением» (quantitative easing). Более подробно инструмент «количественного смягчения» мы рассмотрим ниже.

В исследованиях Klyuev V. [10], Lenza M. [11], Borio C. [12], Szczerbowicz U. [13] рассматриваются нестандартные меры, которые применялись центральными банками развитых стран. Нестандартные меры монетарной политики, которые были характерны для развивающихся стран, исследованы в работах Ishi K. [14] и Moreno R. [15]. Более подробный анализ мер нетрадиционной денежно-кредитной политики, которые с 2007 года имели место, как в развитых, так и в развивающихся странах, представлен в совместной работе Fujita K., Ishi K. и Stone M [16].

Стоит отметить, что применение нестандартных инструментов прежде всего отражается на значительном увеличении баланса центрального банка (см. Таблицу 1) , или же значительным изменением структуры его баланса,9 вследствие чего такие инструменты называются балансовой политикой (balance sheet policy) [12].

Рассмотрим классификацию нестандартных мер денежно-кредитной политики. До сих пор еще не существует общепризнанной классификации, но тем не менее в работах Bernanke и Reinhart [17, 18], Borio и Disyatat [12], Fujita K., Ishi K. и Stone M. [16] предложены различные виды классификаций нетрадиционных инструментов монетарной политики.

Еще до кризиса 2008-2010 годов первая классификация данных мер появилась в статье и лекциях Bernanke и Reinhart [17, 18], и, в основном, описывала инструменты, которые применялись Банком Японии для стимулирования экономики в условиях, когда процентная ставка была практически нулевой. Bernanke и Reinhart определили три группы мер: количественное смягчение, кредитное смягчение и политику обязательств (commitment effect). Политика обязательств заключается в том, что центральный банк гарантирует удержание краткосрочной процентной ставки на ключевом, а именно на очень низком уровне в течение долгого времени. Данная мера преследует цель воздействовать на ожидания экономических агентов касательно значений краткосрочных процентных ставок. В случае большого доверия экономических агентов денежным властям меры политики обязательств могут воздействовать, как на снижение долгосрочных, так и на снижение краткосрочных процентных ставок [5].

Рисунок 5. Классификация нетрадиционных (нестандартных) инструментов денежно-кредитной политики.
Примечание: составлено автором на основе данных [5, 14]

Классификация, представленная в работе Borio and Disyatat [12], не выделяет в отдельную категорию политику обязательств, при этом выделяет отдельно расширенную кредитную поддержку (enhanced credit support), которую Bernanke и Reinhart включают в меры кредитного смягчения.

Относительно общепризнанная классификация нетрадиционных мер денежно-кредитной политики была разработана Международным валютным фондом в 2009 году [14]. Категории данной классификации нестандартных монетарных инструментов показаны на рисунке 5. Особенность этой классификации заключается в том, что инструменты, которые в прошлых классификациях относились к категории количественного и кредитного смягчения, были определены авторами в отдельную подкатегорию инструментов – мер по увеличению ликвидности в национальной валюте.

Рассмотрим каждую из мер нетрадиционной монетарной политики.

Инструмент кредитного смягчения (credit easing) – это меры, направленные на сокращение дефицита ликвидности в экономике. Кредитное смягчение осуществляется через прямое или косвенное кредитование центральным банком финансового и реального секторов, которые остро нуждаются в дополнительной ликвидности, на фоне сокращения объемов кредитов, предоставляемых на финансовом рынке. Прямое кредитное смягчение – это непосредственное предоставление кредитов центральным банком, а косвенное кредитное смягчение осуществляется через покупку ценных бумаг, в том числе через покупку агентских долговых бумаг, которые обеспечены закладными. Основные направления кредитного смягчения состоят из предоставления ликвидности ключевым кредитным рынкам, кредитования финансовых институтов и покупку долгосрочных ценных бумаг. Инструмент кредитного смягчения позволил финансовым учреждениям получить доступ к краткосрочным кредитам в обновленных условиях [19]. Таким образом, данная мера включает поддержку не только финансовых институтов, но и непосредственное воздействие на институты реального сектора экономики [5]. Стоит отметить, что Bernanke [20] определил эти меры как «новые инструменты, которые были созданы и используются для поддержки кредитных рынков и восстановления их функционирования». При применении данных мер центральный банк меняет структуру портфеля своих финансовых активов, которые находятся на балансе.

Следующий нетрадиционный инструмент денежно-кредитной политики – это меры по увеличению ликвидности, или смягчения ликвидности (liquidity easing measures). Данные меры представляют собой инструменты по увеличению ликвидности в национальной валюте (domestic liquidity easing, DLE) и иностранной валюте (foreign exchange liquidity easing, FELE).

К мерам по увеличению ликвидности в национальной валюте относятся:

  • механизм систематического предоставления ликвидности в национальной валюте (systemic domestic liquidity arrangements);
  • механизм предоставления ликвидности через операции с ценными бумагами (securities liquidity provision). Механизм систематического предоставления ликвидности в национальной валюте означает увеличение числа экономических агентов финансового рынка, которые имеют доступ к займам центрального банка, через ослабление залоговых требований и увеличение срока использования центральным банком инструментов по предоставлению ликвидности. Данная мера в других классификациях относится к инструменту количественного смягчения. Механизм предоставления ликвидности через операции с ценными бумагами предусматривает обмен частных неликвидных ценных бумаг, которые находятся у коммерческих банков, на ликвидные государственные облигации, которые находятся у центрального банка. Данная же мера в других классификация отнесена к кредитному смягчению.

К мерам по увеличению ликвидности в иностранной валюте относятся:

  • механизм вливания ликвидности в иностранной валюте (foreign exchange liquidity injection);
  • механизм валютных свопов между центральными банками (cross￾central bank currency swap arrangements).

Механизм вливания ликвидности в иностранной валюте предполагает валютные интервенции центрального банка для снижения давления на курс национальной валюты, а также непосредственное предоставление ликвидности в иностранной валюте системообразующим институтам экономики. Механизм валютных свопов между центральными банками представляет собой своп-договоры, согласно которым центральные банки, валюты которых являются мировыми резервными валютами, предоставляют ликвидность другим центральным банкам, у которых валюты не относятся к резервным. Полученную ликвидность в иностранной валюте центральные банки далее предоставляют экономическим агентам внутри страны [5].

Меры количественного смягчения (quantitative easing) являются третьим типом нетрадиционных инструментов денежно-кредитной политики по классификации Международного валютного фонда. Данные меры направлены на увеличение обязательств центрального банка, то есть денежной базы, и приводят к увеличению размера баланса центрального банка выше того уровня, который необходим для поддержания процентной ставки по краткосрочным межбанковским кредитам на нулевом уровне [5]. Как уже указывалось выше, инструмент количественного смягчения был впервые использован Банком Японии в период с марта 2001 года по март 2006 года, а термин «quantitative easing» появился благодаря английскому профессору Р. Вернеру. По определению Bernanke [20] количественное смягчение – это политика банковских резервов. По его словам, данная политика направлена на увеличение находящихся на счетах центрального банка банковских резервов через снижение нормы обязательного резервирования и других методов смягчения требований к резервам. Итогом осуществления политики резервов является прирост денежной массы в экономике на предварительно определенную величину. Данная предварительная определенность и отличает количественное смягчение от других нестандартных монетарных мер [19]. Напомним, что традиционные денежно-кредитные меры воздействуют на величину денежной массы (денежных агрегатов), которая является одной из промежуточных целей12 монетарной политики (см. рисунок 3), через реализацию операционной цели – краткосрочной ставки по межбанковским кредитам. В отличие от этого, целью количественного смягчения является не воздействие на краткосрочную ставку по межбанковским кредитам (операционная цель денежно-кредитной), а непосредственное увеличение денежного предложения (промежуточная цель денежно-кредитной политики).

Важными характерными чертами количественного смягчения являются близкие к нулю процентные ставки, предоставление банкам больших избыточных резервов и фактическая остановка действия депозитного окна центрального банка [21].

Данная нетрадиционная монетарная мера реализуется через проведение операций на открытом рынке, а именно через покупку центральным банком краткосрочных государственных ценных бумаг и ценных бумаг частного сектора. Данные действия напоминают обычную традиционную монетарную меру – операции на открытом рынке, которая относится к косвенным инструментам (см. рисунок 4). Нестандартность и отличие количественного смягчения от обычных операций на открытом рынке заключается в том, что действия на открытом рынке при количественном смягчении осуществляются в объемах, которые намного больше объемов операций на открытом рынке, проводимых в некризисных условиях. К тому же, при количественном смягчении центральный банк помимо краткосрочных облигаций покупает и долгосрочные государственные ценные бумаги, что придает дополнительную отличительность от традиционных операций на открытом рынке [5].

Центральными банками, которые приняли решение реализовать количественное смягчение для выхода из кризисной ситуации, были Банк Японии, который уже имел опыт применения данной политики, Банк Англии, ФРС США. В силу того, что данный нестандартный инструмент ранее не применялся и не имел определенного механизма реализации, действия центральных банков не сразу определялись, как меры количественного смягчения, а постепенно трансформировались в них. Так в ноябре 2008 г. ФРС объявила о том, что начинает приобретать долговые ценные бумаги ипотечных компаний Fannie Mae, Freddie Mac и Ginnie Mae, а также MBS (mortgage backed securities), которые были выпущены под гарантии федеральных агентств. Изначально считалось, что данная программа будет направлена лишь на поддержку рынка MBS и федеральных агентств. Но с марта 2009 года она была преобразована в программу под названием Large Scale Assets Purchase (LSAP) и позже определена как реализация нетрадиционной монетарной меры - количественного смягчения. Всего за первый год реализации данной программы были произведены покупки долговых бумаг казначейства на сумму 300 млрд. долларов США, долговых бумаг федеральных агентств - 175 млрд. долларов США и MBS (mortgage backed securities) на 1,25 трлн долларов США. В Великобритании реализация количественного смягчения стартовала в начале 2009 года через программу Asset Purchase Facility (APF), согласно которой Банк Англии покупал13 государственные и корпоративные облигации, также иные коммерческие бумаги. За первый год по данной программе было куплено активов на 200 млрд. фунтов стерлингов. Банк Японии, завершив в марте 2006 года первую в истории программу по реализации количественного смягчения, вернулся к ней в декабре 2008 года, а в 2010 г. «японское» количественное смягчение получило название Asset Purchase Program (APP). В рамках данной программы Банк Японии осуществляет покупку государственных и корпоративных долговых ценных бумаг, другие активы фондового рынка, а также секьюритизированные активы. Стоит отметить, что ЕЦБ с 2009 года осуществлял операции, которые были схожи с действия ФРС США, то есть ЕЦБ проводил операции на рынках ценных бумаг, обеспеченных активами. Эти действия часто определялись в средствах массовой информации, как количественное смягчение. Но тот факт, что покупки осуществлялись в малых объемах, и действовало депозитное окно центрального банка, говорят о том, что по своей сути данные меры ЕЦБ не были количественным смягчением. Но в конце 2011 года на фоне снижения процентных ставок ниже 1% ЕЦБ предоставил банкам трехлетние кредиты на сумму 1 трлн. евро, а это привело к резкому увеличению избыточных резервов, то есть в действиях регулятора денежно-кредитной политики Европейского Союза стали появляться признаки количественного смягчения [21]. Более подробно опыт применения количественного смягчения центральными банками будет рассмотрен во 2 главе данной диссертационной работы.

В Таблице 2 представлены меры количественного смягчения, которые были приняты центральными банками соответствующих стран.

Таблица 2. Меры количественного смягчения, принятые центральными банками

В качестве очень важного положительного эффекта количественного смягчения стоит отметить то, что центральный банк, даже в условиях близости ставок по краткосрочным ценным бумагам к нулю, может воздействовать на долгосрочные процентные ставки через покупку государственных облигаций с более долгим сроком погашения. Данные действия центрального банка увеличивают стоимость, а также снижают ставки долгосрочных безрисковых ценных бумаг, к которым «привязаны» ставки по другим рыночным, в том числе частным, ценным бумагам. Средства же, которые коммерческий банк выручит от продажи облигаций, могут быть направлены в пользу кредитования экономики [5].

Таким образом, количественное смягчение – это один из нетрадиционных (нестандартных) инструментов денежно-кредитной политики, который начал применяться центральными банками, когда финансовая система оказалась в условиях «ловушки ликвидности» вследствие шоков мирового финансово-экономического кризиса, а традиционные (стандартные) монетарные меры стали неэффективными. Количественное смягчение, как и кредитное смягчение, предполагает увеличение баланса центрального банка, но при этом существенное отличие между ними заключается в том, что реализация кредитного смягчения фокусируется на структуре и составе займов и ценных бумаг, которые находятся на балансе центрального, тогда как количественное смягчение сфокусировано на объемах банковских резервов.

Список использованных источников

  1. Мишкин Ф.С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков, 7-е издание: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2013. – 880 с.
  2. Закону Республики Казахстан от 30 марта 1995 года N 2155 «О Национальном Банке Республики Казахстан»
  3. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 784 с.
  4. Золотарева О.А. Репутационная ответственность центрального банка как основа эффективности нетрадиционной денежно-кредитной политики // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством, № 1(15), 2013 г. – с. 14-19
  5. Сапункова Н.А. Особенности мер нестандартной монетарной политики в экономиках с развивающимися рынками // Journal of institutional studies (Журнал институциональных исследований), Том 4, №4. 2012. – стр. 83-101
  6. Lorenzo B.S. Conventional and unconventional monetary policy // Keynote lecture at the International Center for Monetary and Banking Studies (ICMB), Geneva, 28 April 200915
  7. Миренский Д.В. Нетрадиционная монетарная политика стран-лидеров в условиях глобального финансово-экономического кризиса и посткризисного восстановления экономики // Экономические науки, № 2(99). 2013. – с. 37-42
  8. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег // Перевод с английского профессора Н. Н. Любимова под редакцией д.э.н., профессора Л.П.Куракова. – М: «Гелиос АРВ», 1999. – 348 с
  9. Berkmen P. Bank of Japan’s Quantitative and Credit Easing: Are They Now More Effective? // IMF Working Paper , Asia and Pacific Department. January 2012
  10. Klyuev V., De Imus P. and Srinivasan K. Unconventional Choices for Unconventional Times: Credit and Quantitative Easing in Advanced Economies‖ // IMF Working Papers. 2009
  11. Lenza M., Pill H. and Reichlin L. Monetary Policy in Exceptional Times // ECB Working Paper. 2010
  12. Borio, C. and Disyatat, P. Unconventional Monetary Policies: An Appraisal // BIS Working Paper. 2009
  13. Szczerbowicz, U. Are Unconventional Monetary Policies Effective? // Working Papers CELEG. 2011
  14. Ishi K., Stone M., and Yehoue E. Unconventional Central Bank Measures for Emerging Economies // IMF Working Papers. 2009
  15. Moreno R. Central bank instruments to deal with the effects of the crisis on emerging market economies // BIS Working Paper. 2011
  16. Stone M., Fujita K. and Ishi K. Should Unconventional Balance Sheet Policies be Added to the Central Bank Toolkit? A Review of the Experience So Far // IMF Working Paper. 2011.
  17. Bernanke B., Reinhart V. Conducting Monetary Policy at Very Low Short￾Term Interest Rates // Presented at the International Center for Monetary and Banking Studies Lecture. Geneva, Switzerland. January 14, 2004
  18. Bernanke B., Reinhart V. and Sack B. Monetary Policy Alternatives at the Zero Bound: An Empirical Assessment // Brooking Papers on Economic Activity. 2004. Vol. 35(2).1-100
  19. Кавицкая И.Л. Финансовый кризис и политика центрального банка // Journal of institutional studies (Журнал институциональных исследований), Том 3, №4. 2011. – стр. 27-33
  20. Bernanke B. The Crisis and the Policy Response. Speech at the Stamp Lecture, London School of Economics, London, 13 January. 2009
  21. Черкасов В. Ю., Шарова С. И., Особенности монетарной политики в постиндустриальных экономиках после кризиса-2008 на рынках секьюритизированных активов // Деньги и кредит, №12, 2012
  22. Абрамов М. Эффективность денежно-кредитной политики в условиях «ловушки ликвидности» // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, №1. 2012- с. 510-513
  23. Мехдиев Х.О. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики в условиях финансово-экономического кризиса // Наука и современность, №16-2. 2012. – с.145-152
Скачать