Как коронакризис повлиял на женский бизнес?

Как коронакризис повлиял на женский бизнес?

Applied economics research centre (AERC) провел гендерный анализ воздействия пандемии на предпринимателей, которые работают в микро-, малом и среднем бизнесе. В опросе приняли участие 1000 респондентов из регионов Казахстана: 534 мужчины, 466 женщин. Об этом рассказала социолог исследования во время тематической онлайн-конференции Ботагоз Туреханова, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«Мы сосредоточились на четырех видах деятельности, где присутствует женский бизнес (72%) - это оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, операции с недвижимым имуществом и предоставление прочих видов услуг. Прочие - это те виды деятельности, которые попали под действие мер карантина – парикмахерские, салоны, массаж, фитнес, ремонт компьютеров», - уточнила Ботагоз Туреханова.

Оценка финансового состояния предпринимателей показала, что большинство из них имеют устойчивое положение. У каждого десятого предприятия были средства для развития и расширения бизнеса, у половины - для поддержания производства. Каждое пятое предприятие на момент опроса (октябрь-ноябрь 2020 года) находилось в предкризисном состоянии, то есть не имело средств для поддержания бизнеса, около 8% предприятий пребывали в критическом состоянии

«Суммарно 30,3% компаний, возглавляемые женщинами, уже находились либо в предкризисном, либо в критическом состоянии. Для сравнения: по мужчинам - это было каждое 4 предприятие», - пояснила эксперт. Такая ситуация свидетельствует о том, что женский бизнес чувствует себя хуже по сравнению с мужским.

Ботагоз Туреханова обратила внимание, что во время чрезвычайного положения больше всего пострадал сектор оптово-розничной торговли - 69,3% предпринимателей сократили свой бизнес, 5% приостановили работу. Основной удар пришелся на сектор услуг: 66% сократили бизнес, 13,6% - приостановили. В меньшей степени пострадал сектор сельского хозяйства.

«Бизнес, возглавляемый женщинами, чаще сталкивался с негативными последствиями карантина. 62,7% женщин ответили, что их бизнес сократился. Почти 8% сказали, что бизнес был полностью остановлен, у мужчин ситуация чуть лучше», - рассказала Ботагоз Туреханова.

Анализ показал, что 69% предпринимателей во время карантина потеряли доходы, в их числе 75% женщин и 63% мужчин.

Здесь важным моментом является уровень закредитованности и возможность выплачивать кредитные обязательства, однако по этому пункту показатели мужского и женского бизнеса отличаются несильно. В целом уровень закредитованности составил 43,8%, обозначила эксперт.

Среди основных проблем, с которыми столкнулись предприниматели во время карантина, она выделила низкие доходы, низкую покупательскую способность населения, низкий спрос на продукцию, снижение количества заказов, недоступность финансирования для развития бизнеса, а также нестабильность, связанную с характером деятельности.

«Интересно, что 42,6% отметили, что для них тяжелым бременем стала необходимость платить налоги и другие платежи в бюджет, при этом у них были низкие доходы», - заметила Ботагоз Туреханова.

Что касается мер государственной поддержки, то здесь эксперт отметила, что более трети предпринимателей, имеющих займы в финансовых институтах (37,4%), воспользовались отсрочкой кредитных платежей. 16% респондентов пытались получить в 2020 году кредит по программе льготного кредитования, но только у 40% заявка была одобрена. Женщины чаще подавали заявки на льготное кредитование, чем мужчины (17,2% и 15% соответственно), но реже получали одобрение. Среди мужчин одобрение получили 49% заявителей, среди женщин – 33%.

Приостановкой начисления арендной платы по объектам недвижимости, принадлежащим госорганам и квазигоссектору, воспользовались 21,1% опрошенных. Данная мера смогла решить проблемы трети из них, остальные две трети считают, что это не помогло.

Освобождением от отчислений с ФОТ в пенсионный фонд, фонд соцстрахования и за ОСМС смогли воспользоваться 27% опрошенных предпринимателей. 57% считают, что эта мера помогла решить проблемы бизнеса, 43% высказали противоположную точку зрения.

Между тем Ботагоз Туреханова подчеркнула, что 40,5% предпринимателям меры господдержки показались недостаточными, около 37% они помогли решить только отдельные проблемы, однако не привели к улучшению ситуации, 17,3% отметили, что меры улучшили их ситуацию, но не до конца, и только 5,6% предпринимателей сказали, что господдержка полностью решила их проблемы.

«Как мы видим, оценка эффективности государственных мер не очень высока», - резюмировала социолог исследования AERC.

Она добавила, что всего 14,9% получили финансово-имущественную поддержку, 5,8% - инфраструктурную и 8,4% - информационную.

Международные исследования показывают, что бизнес, возглавляемый женщинами, отличается устойчивостью и стабильностью, однако шоки, вызванные пандемией, сделали его более уязвимым в условиях ЧП. В этой связи значительная часть женщин не видит четких перспектив развития своего бизнеса в ближайшие годы, заключила эксперт AERC.

Источник: Kapital.kz