Кризис надвигается. Резервов для его преодоления достаточно, если не тратить народные деньги на «левые» компании

11 ноября 2014г. президент страны огласил послание «Нұрлы жол – путь в будущее», согласно которому выделяются дополнительно из Национального фонда до 3 миллиардов долларов ежегодно на период с 2015 по 2017 годы. Выделение таких средст

11 ноября 2014г. президент страны огласил послание «Нұрлы жол – путь в будущее», согласно которому выделяются дополнительно из Национального фонда до 3 миллиардов долларов ежегодно на период с 2015 по 2017 годы. Выделение таких средств, составивших в сумме почти четверть поступающих трансфертов в республиканский бюджет, говорит о многом, тем более, принимая во внимание  сложную геополитическую обстановку и возможный виток мирового финансового кризиса. 

В последние несколько лет правительство не первый раз использует средства Национального фонда. Вспомним помощь по проблемным банкам и выделение средств на развитие МСБ.

Оправданно ли выделять средства будущих поколений Казахстана? Такой вопрос интересует многих. Попытаемся ответить на него.

В каких внешних условиях существует казахстанская экономика? Каковы прогнозы будущего мировой экономики?

Раскрутка глобальной дестабилизации подвигает к пересмотру прогнозов мировой экономики. МВФ в июльском World Economic Outlook (WEO) пересмотрело прогноз роста мировой экономики в сторону уменьшения по сравнению с апрельским прогнозом на 0,3 процентных пункта до 3,6%. Пересмотр прогноза стал следствием слабого роста экономики США в первом квартале (для США прогноз по 2014 года пересмотрен аж на -1,1% до 1,7%) и менее оптимистичные оценки касательно перспектив развивающихся рынков.

Согласно WEO риски снижения глобального риска все еще остаются. Риски финансового рынка включают «высокие чем ожидалось» уровни долгосрочных ставок процента США и расширение волатильности рынков капитала. Данные тенденции отражаются на прогнозах роста экономик в 2014 года: по развитым странам прогноз роста экономик пересмотрен с 2,2% до 1,8%, по развивающимся странам с 4,8% до 4,6%, по странам СНГ с 1,9% до 0,9%. Причем пересмотр прогнозу по США и России имеет одинаковое значение (-1,1%), только по России рост в текущем году МВФ прогнозирует только на уровне 0,2%.

Вслед за нестабильностью в мире, мировые товарные рынки показывают понижательные тренды, высокие цены на которые наполняли Нацфонд. Индекс цен энергетических товаров (нефть, газ, уголь) Всемирного банка (World Bank Commodity Price Data, The Pink Sheet) показывает, что за период 2013-октябрь 2014 года в половине месяцев из 22 было снижение цен месяц к месяцу, по неэнергетическим товарам (сельхозпродукция, металлы, минералы, удобрения) индекс цен вообще снижался в 14 месяцах из 22. По состоянию на конец октября 2014 года, цена нефти сорта Brent ниже аналогичного периода на 20,3%, железной руды – ниже почти на 40%, меди – на 3,8%, пшеницы твердых сортов (US HRW) – на четверть.

С учетом уже снижающегося тренда нефтяных цен прогнозы экономического роста на 2014-2015 годы будут однозначно пересмотрены в сторону снижения для стран с зависимостью от сырьевых доходов (Россия в большей степени).

Вопрос в том, как какими будут цены на нефть и металлы, являющиеся факторами экономики Казахстана и формирования его бюджета. Цены могут либо вырасти, либо опускаться еще быстрее, чем в текущем году. Снижение сегодняшних цен на нефть и металлы не означает, что они не могут вырасти. Конечно могут, но с той же вероятностью и упасть еще ниже. По последней информации в ходе торгов на бирже ICE Futures 14 ноября 2014 года стоимость фьючерсов Brent с поставкой в январе 2015 года опускалась до 76,77 долларов США за баррель, что является самым низким показателем с 23 сентября 2010 года. По заверению некоторых экспертов, дно низких цен на нефть еще не пройдено, а другие говорят, что уже прошли.

Конечно, все зависит от конечных цен на нефть по году, как база для прогноза доходов бюджета, так как цена отсечения в 70 долларов США уже не даст спать спокойно.

Как внешние условия влияют на внутренний рынок?

Ухудшение глобальной ситуации в первую очередь отражается на внешней торговле. Экспорт, вводящий в экономику иностранную ликвидность, месяц за месяцем падает на 3-5%, импорт – на 10-20%. Причем наибольшее падение приходится на страны ТС.

ВВП страны за первое полугодие показывает рост в 3,9% месяцев, но реальный сектор экономики Казахстана продолжает сокращаться. Из 22 последних месяцев в 13 месяцах промышленность снижалась, причем горнодобывающая промышленность, имеющая значительную эластичность с мировой товарной конъюнктурой, при переводе в постоянные цены – ниже уровня декабря 2012 года почти на 17%.

Инвестиции в основной капитал, который месяц уже не обеспечивают планомерного роста экономики, а в постоянных ценах октябрь т.г. меньше объема декабря 2012 г. на 36,4%, так что говорить о дополнительном факторе экономического роста не приходится.

По официальной инфляции ситуация относительно стабильная, даже несмотря на девальвацию в начале года, однако в реальных терминах инфляция в прошедшем месяце выше базового (декабрь 2012г.) на 12%, что значительно сокращает потребительские возможности населения — индекс реальной заработной платы, как измеритель реальных доходов населения (за минусом инфляции) ниже базового на 20%.

Касательно перспектив, то официальные прогнозы до последнего времени указывали на планомерность цифр по ВВП, но цифры будут уже скорректированы на снижение цен на нефть и ухудшение ситуации по России. МВФ прогнозирует, что экономический рост стран Центральной Азии и Кавказа будет на 1% меньше по причине замедления экономики России. Однако нефтеэкспортеры (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан) ограждены в некоторой степени от замедления экономики России благодаря диверсифицированным внешним рынкам и высоким ценам на нефть в последние годы, которые позволили создать большие финансовые подушки. Которые сейчас мы собираемся тратить.

Налоги упали. Будут поднимать ставки?

Собираемость по основным видам налогов государственного бюджета в текущем году является самой худшей за последние 7 лет, даже в кризисные 2008-2009 годы выполнение плана по налоговым поступлениям в среднем составляла: в первом квартале – 20%, за полугодие – 45%, за 9 месяцев – 70,2%. По 2014 году картина следующая: первый квартала – 21,6%, первое полугодие – 41,8%, 9 месяцев – 63,6%. Планирование в кризисные годы отличалось осторожностью, но в текущем году нельзя говорить об оптимистичности планирования, а налицо ухудшение ситуации в экономике.
Продолжающееся ухудшение ситуации на мировых товарных рынках и стагнация экономики России будут отрицательно сказываться на экономике Казахстана через каналы внешней торговли и внутреннего производства, что ухудшит ситуацию со сбором налогов. Если динамика по сбору основных налогов сохранится, то государственный бюджет может быть недоисполнен по налоговым поступлениям на 10%. Дефицит гос.бюджета при сохранении расходов в прежнем объеме может составить 1,3 трлн.тенге (7 млрд.долларов США).

Данная сумма вряд ли сможет быть обеспечена за счет заимствованиями на внутреннем рынке. Недавно на внешних рынках Правительство выпустило евробондов на 2,5 млрд.долларов США. Но эта сумма не покроет возможный большой дефицит.

Правительству придется решать — или увеличивать заимствования, либо увеличивать трансферт из Нацфонда, либо увеличивать налоги. Последнее может стать более вероятным, под соусом что «в Казахстане самые низкие налоги».

Также, чтобы Правительство не пустилось во все тяжкие по полномасштабной резке расходов бюджета и указание в косвенно-директивной форме квазигосударственному сектору сокращать расходы.

Вот тут главное не идти на этот шаг, так как сокращение расходов не может вызвать роста спроса. В кейнсианской доктрине – государство выступает локомотивом эффективного спроса и делает это даже с помощью дефицитного финансирования. А мнения по этому поводу уже есть в соседней России.

Россия не исключает повышение налогов как один из рецептов выхода из кризиса

В недавнем интервью экс-министра финансов России А.Кудрин изрядно подпортил настроение мрачным прогнозом экономики России: «Мой прогноз такой: с учетом набранных обязательств, особенно в военной и социальной сферах, без повышения налогов не пройти при той динамике снижения доходов, цитирует Кудрина РБК. — Но наше правительство будет, скорее, выбирать в пользу повышения налогов, чем сокращения этих обязательств. Уже на следующем этапе, следующий бюджет, через год». На любых перспективах скорого возвращения к экономическому росту экс-министр поставил жирный крест. По его словам, «окно возможностей для реформ и восстановления экономического роста» в российской экономике уже закрылось, в связи с чем Россию ожидают годы стагнации на грани рецессии.

На финансирование внутреннего спроса опять распечатывается Нац.фонд. Правительство намерено сконцентрироваться в среднесрочной перспективе на внутреннем спросе. В докризисные годы по сути так и было: внешние заимствования выступали у нас факторами роста экономики. В последние пару лет Правительство делает ставку на использование накопленной подушки в виде международных резервов.

Международные резервы с учетом Национального фонда составляют сейчас около 105 млрд долларов США, что хватит на 2-кратный импорт (объем импорта взят за 2013 г., так как в текущем году он падает), а вот к по отношению к внешнему долгу резервы меньше его почти на половину. Хотя резервы росли быстрее внешнего долга за период 2007-2013 годы, но в последние два года они растут одинаково – что зарабатываем, то и занимаем.

Замедление роста неизбежно

В сегодняшних условиях нужно научиться жить в новых геополитических реалиях – с длительным замедлением экономического роста. Во время кризиса – главное доверие рынка действиям властей. Что мы видим по перманентным настроениям населения касательно еще одного витка девальвации тенге? Все слышат заверения Нацбанка о невозможности девальвации, но смело поступают наоборот – бегут в обменники.

Резервов пока достаточно для поддержания стабильного курса тенге, но лишь при условии, что эти запасы не будут тратиться на поддержку государственных и квазигосударственных компаний, рефинансирование внешних долгов, увеличение социальных выплат и т.д. Поэтому и неудивительно, что население не довольно, что правительство тратит «народные деньги» на «поддержку спекулянтов».

Во время кризиса уже не по карману продолжать субсидировать из бюджета или защищать административными и торговыми барьерами неконкурентоспособные предприятия. Напротив, для выходы из кризиса необходимо создать условия для структурного развития экономики – это лучше всего умеет делать именно рынок, а не государство.

Жаныбек Айгазин, директор Центра исследований прикладной экономики