Наши исследования 10 ОСОБЕННОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА КАЗАХСТАНА

10 ОСОБЕННОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА КАЗАХСТАНА

Рынок труда Казахстана постоянно эволюционирует под воздействием политических, экономических и социальных факторов и в своем развитии пока еще сильно отстает от требования времени. В силу этого в сфере занятости, социальной защиты безработных граждан накопилось много нерешенных проблем. Специфика рынка труда такова, что его проблемы должны находиться в поле зрения политиков, в противном случае, неурегулированные проблемы не только могут привести к нерациональному использованию главных производительных сил общества – ресурсов труда, потере конкурентных преимуществ страны из-за снижения потенциала человеческих ресурсов, но и обернуться серьезными социальными конфликтами. Вот почему необходимо заниматься решением проблем занятости, совершенствуя методы и формы государственного вмешательства в функционирование рынка труда, проводя институциональные изменения, особенно в период нарастания экономических кризисов.

Рынок труда Казахстана из-за своей неразвитости заметно отличается от функционирования подобных рынков в других странах мира. В этом свою негативную роль сыграли трудности, возникшие в ходе трансформации общественного и политического строя нашего государства, а также – в реализации серьезных реформ в условиях ограниченности финансовых и инвестиционных ресурсов, недостаточности опыта институционального оформления рыночных преобразований и др. В силу этих обстоятельств современный рынок труда Казахстана отличается такими особенностями, как высокая доля неформальной и теневой занятости, слабая социальная защищенность безработных, рост доли работающих граждан не по специальности, малая мобильность трудовых ресурсов и т.д. Приведем основные особенности рынка труда Казахстана:

  1. В Казахстане отсутствует главный элемент рыночного механизма – Биржа труда, что приводит к нарушению принципа функционирования рынка труда. Неэффективность существующих институтов в решении проблем занятости дает право утверждать, что рынок труда Казахстана не до конца сформирован и в своем развитии сильно отстает от уровня социально-экономического развития общества и рыночных преобразований. Из-за этого наблюдаются рост диспропорций между спросом и предложением на рынке труда, значительный разрыв в количестве занятых и числе участников системы социального страхования, что свидетельствует о высокой доле неформальной занятости, увеличении количества занятых граждан, работающих не по специальности. При количестве занятых 8,5 млн. человек в 2013 году, по данным Государственного фонда социального страхования, только 5,8 млн. человек, т.е. менее 70% занятых производили социальные отчисления, что означает наличие высокого уровня неформальной занятости, кроме того, по результатам исследования аудиторской компании «E&Y» около 1/3 занятых в Казахстане работают не по специальности из-за слабой работы институтов рынка труда.
  2. В стране узкому кругу безработных назначаются социальные выплаты, размер которых недостаточен для обеспечения минимальных жизненных стандартов. Из-за этого большинство безработных, с одной стороны, имеют слабую социальную защищенность, и, с другой стороны, имеют очень низкую мотивацию в посещении служб занятости, поскольку не ждут от них реальной материальной и моральной поддержки. В силу указанных причин эффективность работы государственных служб занятости имеет низкий уровень. Действительно, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2013 году статус безработных через государственные службы занятости получили всего лишь 30 тыс. человек, что составляет около 6% от общего числа официальных безработных в стране. Это означает, что в государственную службу занятости за помощью обращается один из 15 безработных – это ярко демонстрирует отсутствие доверия официальным институтам рынка труда.
  3. Отсутствие Биржи труда осложняет работу по ведению учета безработных. Попытки наладить систему регистрации безработных через существующие государственные службы занятости не дали должного результата ввиду причин, перечисленных в пункте 2. Поэтому в стране количество безработных определяется не поименной регистрацией каждого ищущего работу гражданина, как принято в мировой практике, а усилиями статистиков страны – расчетным путем, используя остаточный принцип. Известно, что статистический подход допускает большие погрешности, и по этой причине более точно определить реальное количество безработных в стране не представляется возможным. С другой стороны, при определении количества безработных, если отойти от принципа поименной регистрации, то возникают соблазны для манипулирования статистическими показателями в зависимости от изменения политической конъюнктуры в стране. Результаты независимых исследований, проведенных аудиторской компанией «E&Y», свидетельствуют о наличии высокой доли скрытой безработицы в стране, хотя уровень официальной безработицы держится на уровне 5% на протяжении последних нескольких лет. Следовательно, благополучная статистика занятости и безработицы могла иметь место в результате засчитывания незарегистрированных безработных в категорию самостоятельно занятого населения или других действий.
  4. В Казахстане высока доля самостоятельно занятого населения, которая в последние годы держится на уровне выше 30%. Большая часть самостоятельно занятого населения проживает в сельской местности и характеризуется невысоким уровнем образования и низкой квалификацией. Около 40% самостоятельно занятого населения являются непродуктивно занятыми, т.е., по существу, являются занятыми в личном подсобном хозяйстве на производстве продукции для собственного потребления. От общего количества самозанятого населения только 13% занято производством продукции для продажи, к тому же у многих из них доходы ниже прожиточного минимума. Таким образом, непродуктивная занятость значительной части населения приводит к малоэффективному использованию трудовых ресурсов страны, сдерживая рост социально-экономического положения граждан государства.
  5. Показатели занятости и безработицы не отличаются высокой достоверностью. Некачественные данные по количеству безработных не позволяют принимать адекватные меры по решению проблем занятости, переобучению и оптимальному территориальному размещению трудовых ресурсов и, в целом, снижают эффективность реализуемых государством программ по повышению занятости. В условиях недостаточности и ненадежности статистических данных отследить влияние большинства принятых государством программных мероприятий по улучшению ситуации на рынке труда и на экономику в целом становится недостижимым.
  6. Казахстанский рынок труда формируется в условиях отсутствия механизма самонастройки рыночных отношений. Действительно, с одной стороны, из-за недоразвитости институтов рынка труда важнейший элемент его самонастройки – цена рабочей силы не исполняет основные свои функции, т.е. не в состоянии оказывать влияние на уровень спроса и предложения на рынке труда, а также на их равновесное положение. С другой стороны, во многих отраслях и секторах экономики уровень заработной платы является недостаточным для выполнения воспроизводственных функций, т.е. не позволяет нормально воспроизвести рабочую силу и улучшить условия жизни работника (оплата квартиры, пищи, одежды и т.д.), а также растить и воспитывать детей, будущие трудовые ресурсы. Известно, что, если заработная плата по основному месту работы не обеспечивает работнику и членам его семьи нормальное воспроизводство, то возникает объективная потребность в источниках дополнительного дохода. Сверхурочная работа или работа на нескольких поприщах приводят к истощению трудового потенциала, снижению профессионализма, ухудшению трудовой и производственной дисциплины и т.д. Уровень и структура расходов на воспроизводство рабочей силы различаются во всем мире и зависят, в первую очередь, от уровня социально-экономического развития государства, природно-климатических условий и других особенностей страны. Сегодняшний уровень оплаты труда не соответствует уровню развития нашего общества и не стимулирует материальную заинтересованность работников в результатах труда.
  7. Трудовые ресурсы Казахстана не мобильны. В настоящее время в нескольких регионах страны наблюдается сокращение количества населения и трудовых ресурсов. Долгосрочные демографические прогнозы предсказывают дальнейшее обострение ситуации на рынке труда в шести приграничных с Россией регионах в результате сокращения численности населения от 10 до 20 процентов к 2030 году. В складывающихся демографических условиях мобильность трудовых ресурсов становится одним из важнейших условий рационального использования ограниченных ресурсов общества путем его перемещения из трудоизбыточных регионов в пользу трудодефицитных регионов, что, в конечном счете, может привести к устойчивому развитию экономики страны. Мобильность трудовых ресурсов характеризуется реальной возможностью работников и их семей переехать в другую местность, где они могут заключить более выгодное предложение по найму. Межрегиональная мобильность в Казахстане находится на низком уровне, вследствие чего уровень межрегиональной дифференциации доходов из года в год не меняется. При текущих темпах выравнивания различие уровня социально-экономического развития населения в регионах может дальше обостриться, создавая угрозу экономическому и политическому единству государства. Основные причины низкой мобильности, отчасти, связаны с менталитетом и территориальной разобщенностью населения, а также, в определяющей степени, обусловлены уровнем социально-экономического развития общества, отсталостью транспортной инфраструктуры страны, низкими доходами населения, неразвитостью рынка арендного жилья и ипотечного кредитования, более того, отсутствием целостной государственной миграционной политики. Обеспечение межрегиональной мобильности населения будет способствовать распространению новых знаний, опыта, технологий и окажет позитивное влияние на инновационную направленность экономики и общественного воспроизводства.
  8. Формирование рынка труда происходит в условиях улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов. За годы независимости значительно возросло число специалистов, получивших образование в лучших западных ВУЗах мира, наблюдается увеличение доли людей, прошедших через более высокие ступени образовательной системы (магистратура, докторские, последокторские программы), однако уменьшается количество людей, получающих образование по рабочим специальностям. Из-за этого наблюдается перекос в подготовке специалистов с высшим образованием и ощущается недостаток специалистов рабочих профессий.
  9. Казахстанский рынок труда плохо организован. В стране за годы независимости не проведено ни одного специального обследования по изучению потребности потенциальных работодателей в рабочих кадрах в разрезе профессий и квалификаций с использованием современных количественных и качественных методов исследования, соответствующих международным стандартам. Слабая инфраструктура рынка труда и отсутствие достоверной информации о потребностях отраслей экономики в кадрах по профессиям снижают эффективность проводимых по линии МОН РК мероприятий по распределению государственного заказа на подготовку специалистов. Из-за этого многие работодатели не могут найти подходящие кадры, а более 30% занятого населения в стране работают не по специальности, что свидетельствует о плохой организованности рынка труда. Кроме того, политика занятости проводится без специального изучения проблем отдельных целевых групп, таких как длительные безработные; городские и сельские безработные; безработные предпенсионного возраста; безработные инвалиды; безработные многодетные матери; лица, впервые вступающие в трудовые отношения; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 29 лет и др. В целом, все сказанное снижает адресность и эффективность мероприятий по улучшению занятости в стране.
  10. Рынок труда Казахстана децентрализован. С момента ликвидации Биржи труда основные функции координации и управления занятостью населения переданы местным органам исполнительной власти, а за центральным уполномоченным органом власти оставлены вопросы общего методического руководства и информационно-аналитической работы. Децентрализация и территориальная разобщенность рынка труда, ликвидация Биржи труда, в конечном счете, привели к ослаблению общей координации занятости населения в стране.

В настоящее время вновь начата системная работа по совершенствованию инфраструктуры рынка труда и нормативно-правовой среды их функционирования, адекватной специфике рыночной системы хозяйствования с учетом международного опыта. При проведении запланированных мероприятий возникает объективная необходимость в детальном изучении выше перечисленных и других особенностей рынка труда для правильного структурирования существующих проблем занятости и безработицы. Только такая системная работа может способствовать последовательному решению накопившихся проблем и формированию новой модели рынка труда, отвечающей современным потребностям нашего общества.

Комментарии 0