Наши исследования БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ СТРУКТУРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ

БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ СТРУКТУРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ

Известно, что во всех странах мира безработица имеет свое, отличающееся от других распределение среди разных возрастных категорий и полов, поэтому исследование ее структурных особенностей имеет важное значение для понимания причин безработицы и выработки программных мер по снижению ее уровня. В современном мире неоспоримым фактом стало резкое увеличение уровня безработицы среди молодежи в возрасте до 25 лет. Причем, по мере увеличения возраста сокращается их доля в общей численности безработных, кроме того, в отдельных возрастных группах преобладает женская безработица, а у обладателей высшего образования больше шансов трудоустроиться по сравнению с людьми, имеющими более низкую ступень образования.

В Казахстане, хотя распределение безработицы среди разных возрастных категорий и соответствует общемировым тенденциям, однако, имеет некоторые отличительные особенности. Чтобы понять их природу, обратим внимание на данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Распределение безработного населения по возрасту за 2001-2014 годы

 

2001

2005

2010

2014

тыс. чел

в %

тыс. чел

в %

тыс. чел

в %

тыс. чел

в%

Безработные, всего

780,3

100,0

640,7

100,0

496,5

100,0

451,8

100,0

 в том числе в возрасте: 

 

 

 

 

 

 

 

 

15-24

240,3

30,8

183,6

28,6

66,5

13,5

50,5

11,2

25-34

198,8

25,5

190,4

29,7

179,5

36,2

175,5

38,8

35-44

186,6

23,9

120,9

18,9

101,9

20,5

100,7

22,3

44-54

118,1

15,1

114,7

17,9

104,0

20,9

86,9

19,2

55-64

33,3

4,3

31,1

4,9

44,6

8,9

38,2

8,5

65 и более

3,2

0,4

 

 

 

 

 

 

Источник: Комитет по статистике МНЭ Республики Казахстан                www.stat.gov.kz 

Данные этой таблицы показывают сокращение численности безработных за последние 14 лет с 780 тыс. человек в 2001 году до 451,9 тыс. человек в 2014 году. При этом, распределение безработных по разным возрастным группам за рассматриваемый период претерпело ряд заметных перемен. Если в 2001 году, так же как и во многих странах мира, в структуре безработных наибольший процент приходился на долю молодежи в возрасте 15-24 лет (30,8%), то с 2005 года их доля стала сокращаться. В результате, безработных стало больше в возрастной категории 25-34 лет. Например, если их доля в 2005 году составляла 29,7%, в 2010 году – 36,2%, то в 2014 выросла до 38,8%. Приведенные факты расходятся с той тенденцией, которая складывается в мировой экономике. Например, по данным Eurostat, в 2015 году в Испании безработица среди людей в возрасте до 25 лет составляет 49%, причем, молодежная безработица остается самой высокой почти во всех странах Европы, однако по мере повышения возраста молодых их доля в общей численности безработных сокращается.

В рассматриваемый период в стране отсутствовала стройная политика, направленная на повышение уровня молодежной занятости, поэтому резкое сокращение доли безработных в возрастной группе 15-24 лет и увеличение их доли в возрастной группе 25-34 лет трудно объяснить. Чтобы понять природу этого явления, обратим внимание на статистические данные, характеризующие изменение доли отмеченных возрастных групп в структуре экономически активного населения за 2001-2014 годы. Они представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Изменение доли молодежи в структуре экономически активного населения за 2001-2014 годы

Источник: Построено по данным Комитета по статистике МНЭ РК        www.stat.gov.kz 

Из этого рисунка нетрудно заметить, что за рассматриваемый период в численности экономически активного населения доля молодежи в возрасте 15-24 лет имела тенденцию к снижению, а в возрасте 25-34 лет – к росту. Действительно, за весь рассматриваемый период доля первой группы снизилась на 2 процентных пункта, а доля второй – выросла на 6 процентных пунктов. Подобные изменения в структуре экономически активного населения являются следствием демографического кризиса 1990-х годов, из-за чего рождаемость в стране в этот период драматически снизилась. Однако, только этим объяснить резкое снижение молодежной безработицы невозможно, видимо, есть более существенные факторы, влияние которых невозможно оценить, опираясь на данные официальной статистики.

Увеличение доли безработных в возрастной группе 25-34 лет можно частично объяснить сохранением длительной безработицы среди молодежи. Из-за этого безработные предыдущей возрастной группы, по-видимому, плавно перешли в следующую возрастную группу, увеличив долю безработных в возрастной группе 25-34 лет.

Известно, что люди в возрасте 15-24 года еще могут находиться на иждивении своих родителей, однако после достижения следующей возрастной группы их желание самостоятельно зарабатывать на жизнь будет расти. В силу подобных причин экономическая активность населения в возрасте 25-34 значительно выше, чем в возрастной группе 15-24 лет. Сокращение доли молодежной безработицы может быть объяснено снижением экономической активности людей в данной возрастной группе. В свою очередь, увеличение доли безработных в возрасте 25-34 лет является серьезной проблемой для общества и свидетельствует об ослаблении работы государственных структур по адаптации молодежи к трудовой жизни, особенно в части своевременного получения ими необходимых навыков и квалификации, чтобы стать востребованным на рынке труда. Кроме того, рост доли безработных в этой возрастной категории может быть связан с увеличением разрыва между программой подготовки кадров, предоставляемой учреждениями высшего и средне-специального образования и реальной потребностью на рынке труда.

Теперь, обратим внимание на гендерный аспект безработицы. На ситуацию с женской занятостью и безработицей оказывают влияние разные факторы. Известно, что когда ситуация на рынке труда обостряется, женщины в первую очередь оказываются в положении безработных. Кроме того, в результате усиления конкуренции на рынке труда во многих странах СНГ наблюдается вытеснение женщин из традиционно женских отраслей и сфер экономики, что оказывает заметное влияние на изменение половой структуры занятости и безработицы. В отдельных странах на положение женской занятости могут оказывать влияние особенности национальных традиций, а также трудности по сочетанию работы с выполнением семейных обязанностей.

Одной из характерных черт безработицы в Казахстане является преобладание доли женщин в структуре безработного населения. Данные, характеризующие гендерные особенности безработицы, представлены в таблице 2. Из этой таблицы легко заметить, что в общей численности безработных доля женщин преобладает, причем, в среднем, их доля превышает мужскую безработицу от 10 до 20 процентных пунктов, что является серьезным разрывом. Подобные факты свидетельствуют о наличии серьезных проблем в нашем обществе по обеспечению женской занятости, поэтому гендерный аспект безработицы должен стать предметом отдельного обстоятельного исследования.

Таблица 2. Гендерный аспект безработицы за 2001-2014 годы


 

Всего

Оба пола

в том числе

мужчины

женщины

2001

100,0

43,3

56,7

2002

100,0

41,1

58,9

2003

100,0

41,8

58,2

2004

100,0

42,6

57,4

2005

100,0

42,2

57,8

2006

100,0

41,9

58,1

2007

100,0

40,9

59,1

2008

100,0

40,6

59,4

2009

100,0

43,1

56,9

2010

100,0

43,4

56,6

2011

100,0

43,3

56,7

2012

100,0

39,7

60,3

2013

100,0

44,6

55,4

2014

100,0

43,3

56,7

Источник: Комитет по статистике МНЭ Республики Казахстан                www.stat.gov.kz 

Теперь, на основе статистических данных, представленных в таблице 3, проанализируем изменение половой структуры безработицы в городской и сельской местности за 2001-2014 годы. Данные этой таблицы показывают, что, если в 2001 году доля молодежной безработицы (15-24 лет) была самой высокой как в городах (26,6%), так и на селе (39,2%), то в 2014 году по официальной статистике она перестала быть проблемой для общества, поскольку их доля сократилась примерно до 11%. Как было отмечено выше, безработных стало больше как в городах, так и на селе среди возрастной группы 25-34 лет.

Таблица 3. Изменение половозрастной структуры безработицы в городской и сельской местности за 2001 и 2014 годы

процентов

 

2001

2014

Городская местность

Сельская местность

Городская местность

Сельская местность

Оба пола

в том числе

Оба пола

в том числе

Оба пола

в том числе

Оба пола

в том числе

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Безработные, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе в возрасте:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15-24

26,6

30,3

24,1

39,3

41,5

37,4

11,4

11,9

10,8

11,0

11,5

10,6

25-34

25,5

23,3

27,1

25,4

23,9

26,7

39,8

40,8

39,1

37,6

36,5

38,5

35-44

25,2

22,9

26,8

21,4

19,5

23,1

22,4

20,6

23,8

22,2

21,4

22,8

44-54

17,2

15,9

17,9

11,1

10,9

11,2

18,9

17,1

20,2

19,6

19,1

20,0

55-64

5,0

7,1

3,6

2,6

4,0

1,5

7,5

9,6

6,1

9,6

11,5

8,1

65 и более

0,5

0,5

0,5

0,2

0,2

0,1

 

 

 

 

 

 


Молодежная безработица в 2001 году среди женщин была ниже, чем у мужчин, однако к 2014 году видимых различий между мужской и женской безработицей не наблюдалось. Во всех остальных возрастных категориях доля женской безработицы была и остается выше мужской. Ситуация с сокращением удельного веса женской занятости, соответственно, в какой-то степени объясняется активным притоком мужчин в традиционно женские отрасли и сферы экономики. Действительно, в последние годы наблюдается выдавливание женщин из финансово-кредитной сферы, мужчины стали активно заниматься торговлей, общественным питанием, предоставлением многих видов услуг, особенно в частном секторе.

Безработица имеет неоднородную градацию среди людей, имеющих разный образовательный уровень. Мировая статистика труда подтверждает тезис о том, что чем выше уровень образования, тем ниже уровень безработицы. При этом, в меньшей степени от безработицы страдают люди с высшим профессиональным образованием. В европейских странах уровень безработицы среди людей с высшим образованием примерно в два раза ниже по сравнению с людьми, имеющими среднее образование. Этот факт подчеркивает важность образования в преодолении безработицы, поскольку более образованные люди легко и быстро могут адаптироваться к потребностям рынка, приобретая необходимые профессиональные навыки и знания. Поэтому в наше время качественное образование является одним из основных факторов повышения конкурентоспособности как индивида, так и государства, поскольку неподготовленный человек не может реализовать себя в трудовой жизни и, тем самым, наносит экономический и социальный урон обществу. В силу этого, во всех странах мира уделяется серьезное внимание повышению качества трудовых ресурсов, которое обеспечивается, прежде всего, предоставлением качественных образовательных услуг.

Рассмотрим влияние уровня образования на динамику безработицы на основе статистических данных за 2001-2014 годы, представленных в таблице 4. Данные этой таблицы показывают нерадужную картину:

во-первых, из этой таблицы можем заметить, что, вопреки общемировым тенденциям, в структуре безработного населения страны доля безработных с высшим образованием на протяжении всего рассматриваемого периода неуклонно росла. Действительно, если ее значение было 9,7% в 2001 году, то к 2014 году она выросла до 27,4%. Такая ситуация, полагаю, в определенной степени объясняется избыточной подготовкой специалистов с высшим образованием и качественным отставанием образовательных программ ВУЗов от потребности рынка труда;

во-вторых, начиная с 2009 года, стала возрастать доля безработных со средним профессиональным образованием. В 2014 году на долю безработных с высшим и средним профессиональным образованием приходился 61% от общего количества безработных.

Таблица 4. Структура безработного населения по уровню образования за 2001-2014 годы

процентов

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Безработное население, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

из них имеют образование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

высшее

9,7

9,8

11,2

10,6

11,6

13,0

13,7

15,3

18,9

19,7

20,9

21,8

21,4

27,4

незаконченное высшее

3,2

2,4

3,4

4,2

5,6

5,6

5,1

7,0

4,5

4,1

4,1

4,7

6,5

3,4

среднее профессиональное (специальное)

25,6

25,8

24,2

24,9

25,0

25,3

25,1

22,8

25,0

25,9

26,4

27,8

31,2

33,6

начальное профессиональное

7,4

12,3

12,5

13,2

11,4

11,5

11,6

9,9

7,9

6,5

6,1

7,4

7,2

5,6

среднее общее

43,4

41,9

40,7

39,8

39,8

37,4

38,2

38,6

37,4

36,3

36,9

34,9

31,1

27,6

основное общее

7,9

6,2

6,8

6,2

5,5

6,5

5,7

5,6

5,4

5,8

4,6

3,3

2,3

2,1

начальное общее

2,8

1,6

1,2

1,1

1,1

0,7

0,6

0,8

0,9

1,7

1,0

0,1

0,3

0,3


Таким образом, постоянный рост доли безработных с высшим и средним профессиональным образованием свидетельствует о замедлении структурных преобразований и масштабной модернизации в экономике, в силу чего на рынке труда падает спрос на рабочие силы качественно нового уровня.

В-третьих, наблюдается сокращение доли безработных со средним общим и начальным профессиональным образованием. Если на их долю в 2001 году приходилось более 50% от общего количества безработных, то в 2014 году их доля сократилась до 33%. Приведенные данные подтверждают увеличение спроса на менее квалифицированную рабочую силу на протяжении последних 15 лет и неуклонное снижение спроса на квалифицированную рабочую силу.

Таким образом, опираясь на приведенные статистические данные, не приходится говорить о возрастающей роли образования в обеспечении занятости в нашей стране, что является обстоятельством, заслуживающим особого внимания. Тот факт, что в обществе прослеживается тенденция повышения образовательного уровня безработных, может расцениваться как опасный синдром, поскольку свидетельствует о снижении качества подготовки специалистов, увеличении разрыва между программой подготовки специалистов высшей и средней квалификации и потребностями рынка труда. В совокупности, отмеченные недостатки в системе подготовки кадров высшей и средней профессиональной квалификации снижают адаптируемость этих кадров к нуждам экономики, делая полученные знания бесполезными. Ранее было отмечено, что за годы независимости в стране не было проведено ни одного специального обследования по изучению потребности экономики в квалифицированных кадрах по специальностям. В силу этого государственный заказ на подготовку кадров размещается без должного понимания ситуации на рынке труда и из-за этого наблюдается большой дисбаланс между спросом и предложением по отдельным специальностям. Приведенные данные еще раз подтверждают правильность наших выводов о том, что пришло время перейти к целостной системе подготовки кадров по профессиям и специальностям, ориентируясь на реальные потребности экономики. В свою очередь, необходимую потребность в кадрах можно определить, опираясь только на результаты специальных научных исследований.

В этом контексте не менее важную роль играет не время, потраченное на получение образования, а содержательная часть полученного знания и его соответствия реальным потребностям экономики. Проблема разрыва между теоретической подготовкой кадров и практикой остается одна из наиболее острых для многих стран мира. Имеются успешные примеры преодоления данной преграды. «Германия – классический пример того, как уже продолжительное время и достаточно успешно продвигается стратегия взаимодействия системы профессионально-технического образования и рабочей практики. Другие страны также пытаются перенимать этот опыт: в Южной Корее учредили профессионально-технические училища по немецкому образцу, подобные технические колледжи начали открывать в Сингапуре. Даже в Великобритании развивают практику ученичества на производстве, чтобы на деле повысить качество технического образования»[1].

В Казахстане начата подготовительная работа по внедрению дуальной системы подготовки профессиональных кадров по опыту Германии, которая должна способствовать укреплению взаимодействия между учреждениями образования и компаниями, однако, пока зримых результатов мы не ощутили. Поэтому, нельзя останавливаться в начале пути, следует с большим усердием работать так, чтобы сократить разрыв между теоретической подготовкой специалистов, предоставляемой образовательными учреждениями, и реальной потребностью рынка. Только решение данной проблемы позволит образованным людям стать более востребованными на рынке труда, а науку и знания превратить в мощный фактор устойчивого и инновационного развития экономики.

Доклад МОТ «Глобальная занятость и социальная перспектива: тенденции 2015 года».

Комментарии 0