Наши исследования ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

В настоящее время денежно - кредитная политика и ее субъекты в условиях неопределенности на внутреннем рынке требуют переосмысления их роли в развитии экономики. Комплексно не исследуется взаимодействие денежной и кредитной систем, влияние кредитной системы на развитие экономики, на развитие малого и среднего бизнеса . При росте бюджетных кредитов адекватного роста кредитных ресурсов в реальный сектор экономики не наблюдается. У банков второго уровня отсутствуют стимулы для кредитования реального сектора, тем самым уменьшается их роль. Мы не знаем реальной картины по денежным индикаторам .

1. Начнем с теоретического понимания роли монетарной политики. В настоящее время в Казахстане комплексно не исследуется взаимодействие денежной и кредитной систем, влияние кредитной системы на развитие экономики, на развитие малого и среднего бизнеса. В отдельных программных документах мало внимание уделяется вопросам кредитной политики и ее взаимодействию с налогово - бюджетной политикой.

В Послании Президента РК – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстана -2050 »: новый политический курс состоявшегося государства» указано, что «Казахстанские банки в свою очередь должны выполнять свое предназначение и обеспечивать потребность реального сектора экономики в кредитных ресурсах. Для этого Национальному банку и Правительству при координации Администрации Президента необходимо разработать концептуально новую систему денежно - кредитной политики, направленную на обеспечение экономики необходимыми денежными ресурсами»

Для решения этих задач должны быть изучены теоретические вопросы денег и кредита, проанализированы действующие механизмы влияния денежно - кредитной политики на развитие экономики . На основе этого целесообразно обосновать предложения по повышению эффективности воздействия денежно - кредитных рычагов на экономику. В условиях рыночной экономики все экономические отношения выступают в денежной форме. Это требует серьезных экономических исследований теории денег и комплексное изучение содержания и назначения всех функций денег в современных условиях.

Системное изучение содержания и назначения всех функций денег и их взаимосвязи, на наш взгляд, позволит разработать научные рекомендации о функционировании денежной системы, финансовой системы и кредитной системы в условиях глобализации. Такой научный подход будет способствовать всестороннему изучению содержания экономических понятий «денежной системы», «финансовой системы», «кредитной системы», «банковской системы» и раскрыть их взаимодействие и отличие в условиях рынка. Все это позволит выработать конкретные предложения о совершенствовании механизмов функционирования денежной системы, финансовой системы и кредитной системы в условиях глобализации и влияние их на развитие реального сектора экономики.

2. В настоящее время уменьшается коэффициент кредитование экономики к ВВП, который в 2007 г . составил 61,2%, а в 2012 г . только 36,3%. При этом нами учтены все кредиты, предоставляемые банками второго уровня (БВУ) и другими финансовыми институтами. В стране с 2005 г . были созданы несколько новых финансовых институтов, многие из них получили бюджетные кредиты, средства из бюджета на формирование , увеличение и пополнение уставных капиталов. Однако, адекватного роста кредитных ресурсов в реальный сектор экономики не наблюдается . Кроме того бюджетные кредиты используются не по прямому назначению .

Например, в 2012 г . Министерству сельского хозяйства на поддержку объектов агропромышленного комплекса были выделены бюджетные кредиты на сумму 80 млрд. тенге по ставке 0,01 % годовых. Полученные средства АО «НУХ «КазАгро» в полном объеме направлены дочерним организациям: АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» - 0,3 млрд.тенге, АО «Аграрная кредитная корпорация» - 28,9 млрд.тенге и АО «НК Продовольственная контрактная корпорация» - 50,8 млрд.тенге. При этом бюджетные средства в общей сумме 24,9 млрд. тенге, выделенные в 2012 г . на кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей , направлены на погашение займов, полученных АО «НК Продкорпорация» в 2011 г . коммерческом банке на пополнение оборотных средств.

3. На объемы кредитования банками второго уровня (БВУ) реального сектора экономики, малого среднего бизнеса помимо всего прочего повлияли инструменты, используемые правительством. Для финансирования дефицита бюджета правительство каждый финансовый год размещает государственные ценные бумаги (ГЦБ) .

В 2012 г . за счет выпуска и размещения ГЦБ на фондовом рынке правительством заимствовано 1 ,1 трлн.тенге . Данные ГЦБ приобретены в больших объемах БВУ и накопительными пенсионными фондами.

В 2013 г . в связи с реорганизацией накопительных пенсионных фондов участие их на фондовом рынке резко снизилось. В результате ГЦБ в 2013 г . в основном приобретаются БВУ и отдельными государственными финансовыми институтами.

В этих условиях БВУ отсутствует стимул кредитовать реальный сектор экономики, так как им выгоднее покупать ГЦБ . В итоге из - за отсутствия ликвидности страдает реальный сектор и фондовый рынок страны.

4. Сегодня БВУ предоставляют потребительские займы, которые на 01.10.2013 г. составили 2 трлн. тенге, или увеличились на 38,3%. За этот же период займы физическим лицам увеличились на 23,6%, а юридическим лицам на 3,1%.

При этом займы юридических лиц с просроченной задолженностью свыше 90 дней составляют 36,9% от займов юридических лиц (2,7 трлн.тенге). В целом по стране доля сомнительных активов и обязательств в общем объеме активов и обязательств БВУ составила 31%, а безнадежных – 20%.

В свою очередь сумма фактических созданных провизий на 01.07.2013 г. составила 4,5 трлн.тенге, которые относятся на вычеты по налогам. В результате снижаются налоговые поступления в бюджет от БВУ.

Все вышеуказанные факты уменьшают роль банковского сектора в экономике страны , в частности отношение активов к ВВП уменьшилось до 44,1% на 01.10.2013 года, против 70% в 2010 г., а отношение ссудного портфеля к ВВП, соответственно – до 37%, против - 60% в 2010 г.

В свою очередь коэффициент кредитования экономики БВУ также уменьшается : в 2007 г. он составил 56,5% к ВВП, а в 2012 г . – 30,5% к ВВП.

5. Мы не знаем реальной картины по денежным индикаторам . В прогнозе социально - экономического развития Республики Казахстан на 2014 - 2018 гг. указаны только кредиты БВУ экономике, которые в 2014 г . оцениваются в 12,3 трлн. тенге, а в 2018 г. – 21,2 трлн. тенге. При этом коэффициент кредитование экономики составит, соответственно - 31,9% и 32,1% к ВВП.

За последние годы наблюдается снижение доли вкладов в БВУ резидентов и нерезидентов : в 2008 г . они составила 42,8% ВВП, а в 2012 г . - 28,2% ВВП . В прогнозе на 2014 - 2018 гг. приведены только депозиты резидентов в млрд. тенге на конец периода, которые в 2014 г. оцениваются в объеме 11,5 трлн.тенге, а в 2018 г. – 20,3 трлн. тенге, к ВВП соответственно – 29,7% и 30,7%.

Однако данное представление депозитов не отражает реальной картины, так как не учитываются депозиты нерезидентов. Включение депозитов нерезидентов в прогноз социально - экономического развития покажет реальную картину объема накоплений в стране.

На наш взгляд, для повышения эффективности влияния денежно - кредитных рычагов на экономику целесообразно:

  • оценить эффективность кредитования реального сектора экономики, отдельных проектов, осуществляемых различными акционерными обществами с участием государства ;
  • оценить эффективность функционирования государственных финансовых институтов, проводимых ими кредитных операций и оказываемых финансовых услуг ;
  • комплексно изучить и оценить эффективность функционирования денежной системы и всех ее элементов;
  • системно исследовать взаимодействие денежно - кредитных, налогово - бюджетных инструментов и их влияние на реальный сектор экономики, развитие малого и среднего бизнеса в республике ;
  • в прогнозе социально – экономического развития на среднесрочные периоды должны быть указаны кредиты государственных финансовых институтов в экономику, на развития малого и среднего бизнеса; а также вклады нерезидентов в БВУ республики;
  • оценить эффективность функционирования новых финансовых институтов в республике;
  • разработать экономические инструменты, способствующие повышению заинтересованности вкладывания свободных ресурсов нерезидентов в депозиты банков второго уровня;
  • Национальному банку РК совместно с Правительством разработать рычаги влияния на БВУ в вопросах кредитования реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса;
  • сократить дефицит бюджета и установить лимит для внутреннего заимствования Правительством РК, с учетом этого использовать новые экономические инструменты для управления финансовыми ресурсами государства;
  • разработать среднесрочную фискальную политику Правительства РК.

Все это позволить выработать научно – обоснованный подход к разработке новой концепции по вопросам функционирования денежно - кредитной систем в республике.

Для выполнения этих работ необходимо привлекать научно - исследовательских институтов и центров , университетов, осуществляющих теоретическое и прикладное исследование в области экономики


Комментарии 0