Наши исследования МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ КАЗАХСТАНА

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ КАЗАХСТАНА

Реальный сектор

Прошедший 2012 год и первый квартал 2013 года прошел под знаком снижения деловой активности. За январь-март 2011 года промышленное производство выросло на 6%, в аналогичном периоде 2012 г. уже на 2,9%, а в первом квартале 2013 г. всего на 1,9%.

Основной признак роста экономики является наращивание инвестиций. В прошлые годы, когда экономика росла с темпами под 10%, инвестиции в основной капитал составляли 15-20%. За 2012 года инвестиции увеличились только на 3,8%, чего с трудом может хватать на простое воспроизводство основных производственных фондов.

Реальный сектор не привнес в прирост экономики ничего, так как производство товаров вообще уменьшилось на 1,3 процента, а рост ВВП за 2012г. на 5% обеспечен только за счет роста сферы услуг, выросшая на 10% (доля сферы услуг уже превалирует в структуре ВВП).

Проблемы в развитых странах способствуют сокращению спроса и соответственно снижению цен на мировых товарных рынках, конъюнктура которых весьма чувствительна для экономики Казахстана. По данным Всемирного банка мировая цена нефти на конец марта т.г. была ниже на 13% аналогичной даты 2012г. и на 5,6% 2011 г. Конъюнктура на остальные экспортные позиции Казахстана по прежнему остается сложной: цены на железную руду ниже на 3,3%, а по отношению к аналогичной дате 2011 г. на 17%; цинк – 5,4% и 18% соответственно, никель – на 10,4% и 37%, медь – на 9,7% и 20%, алюминий – 12,6% и 25%. Эти товары являются индикаторами развития отраслей, спрос на которые эластичен к деловой активности. Выросли цены в основном на продукты питания и газ.

Данная конъюнктура отражается на экспорте, который за январь- февраль т.г. снизился на 14%, тогда как импорт вырос почти на 20%. Темпы роста импорта превышают темпы роста вывоза, что уже приводит к сокращению притока валютной выручки. Уже за первые два месяца 2013 г. валютная составляющая международных резервов сократилась на 1,7 млрд.долл.США.

Помимо этого спад деловой активности сопровождается ухудшением фискальных позиций государства с большим временным лагом, наиболее быстрее это сказывается на поступлениях таможенных пошлин. За январь- февраль т.г. налоги на международную торговлю и внешние операции снизились на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом, а за весь 2012 г. на 8,5%.

Финансовый сектор

Текущая монетарная политика отличается предсказуемым уровнем инфляции, низкой ставкой рефинансирования по сравнению с инфляцией, попытками регулятора эффективно регулировать ликвидность и работой над улучшением качества банковских активов. Ситуация в банковском секторе остается неоднозначной и вялотекущей.

Управление ликвидностью и повышение качества активов БВУ способствовало тому, что по состоянию на 1 марта 2013г. по сравнению с аналогичной датой предыдущего года на четверть сузилась денежная база. В структуре денежной базы на половину сократился объем обязательных депозитов БВУ в Нацбанке, одновременно депозиты юридических лиц в составе денежной массы снизились по сравнению с годом ранее на 3% (на 175,2 млрд.тенге). Хотя накопленный объем депозитов остается на приемлемом уровне.

Когда в экономике не хватает дешевых длинных денег, а внешние рынки капитала закрыты для отечественных банков, депозитная база должна выступать мультипликатором кредитов, однако происходит наоборот. На этом фоне Нацбанком в целях улучшения качества активов БВУ в сентябре 2012 года повышены минимальные резервные требования для внешних обязательств банков. В итоге сокращается длинная ликвидность у БВУ для кредитования экономики, причем отношение высоколиквидных активов к совокупным активам сократилось в 2012 г. до 17,5% с 21% в 2011г.

Кредитование по прежнему дорого и в структуре выдаваемых кредитов по прежнему доминируют кредиты на краткосрочные цели (потребительские и пополнение оборотных средств), причем их доля приближается к 80%. В структуре выдаваемых кредитов краткосрочные прочно занимают 60% и тенденция роста доли только нарастает. За первые два месяца 2013г. доля краткосрочных кредитов уже составила 63%.

Небольшое число проектов в реальном секторе экономики не добавляет доходности банкам и они уже переориентируются на кредитование населения. Если за 2011 г. рост кредитов небанковским юридическим лицам составил 46%, населения – 88%, в 2012 г. для предприятий рост составил 20%, для населения 48%; за январь-февраль т.г. рост кредитов для предприятий составил лишь 3,6%, тогда как для населения уже 61%.

Объем просроченной задолженности по кредитам банков уже приближается к отметке каждого пятого кредита с просрочкой, в основном за счет предприятий. В итоге классифицированные кредиты как безнадежные составляют в ссудном портфеле банков уже 28,2%, тогда как годом ранее 22%. Кроме того, кредитование сконцентрировано в отдельных малых и средних банках, в то время как первая тройка банков (Казком, Народный и БТА) продолжают сокращать ссудный портфель. Причем тенденция укрепления средних и малых банков налицо: по данным на 1.01.2013г. доля пяти крупнейших банков в совокупных активах сократилась на 5,3% до 60%, в ссудном портфеле на 5,6% до 65,3%, в совокупных вкладах на 4,7% до 57,5%.

Недостаток длинных дешевых денег приводит к увеличению внешнего долга для крупных предприятий и национальных компаний, тогда как банковская задолженность сократилась. Только за счет небанковских юридических лиц валовый внешний долг за 2012 г. вырос на 11,9 млрд.долл.США до 137,1 млрд.долл.США (или 69% к ВВП 2012 г.). Темп роста внешнего долга уже продолжительное время выше темпа роста золотовалютных запасов страны. А в абсолютном выражении долг уже перекрывает пополнение валюты: в I квартале 2012 года увеличение внешнего долга составило 4,4 млрд.долл. по сравнению с предыдущим кварталом, а валовых международных резервов на 2,2 млрд.долл.; во II квартале долг вырос на 2,8 млрд.долл. по отношению к первому кварталу т.г., а резервы на 0,037 млрд.долл.; в III квартале долг вырос на 2,4 млрд.долл., а резервы уменьшились на рекордные 2,2 млрд.долл.; в IV квартале долг вырос на 2,4 млрд.долл., а резервы сократились на 1,8 млрд.долл.

Сокращение притока валюты, уменьшает международные резервы для скачущего импорта. Отечественная промышленность пока не способна покрыть импорт, который покупается за рубежом за СКВ. За 2012 год активы в СКВ международных резервов сократились на 3 млрд.долл.США, за первые три месяца т.г. еще на треть миллиарда долл.США. За последние четыре года объем активов в СКВ имеет самое низкое значение (21,755 млрд.долл.). Мы не рассматриваем активы Нацфонда, которые априори являются собственностью будущих поколений и их использование на поддержание уровня 6 месячного импорта может быть только в крайних случаях.

Это оказывает все возрастающее давление на курс национальной валюты. Сегодняшний реальный эффективный обменный курс (на конец февраля т.г.) самый низкий за все месяцы февраль за последние годы. Исторически девальвация происходила, когда REER подходил к отметке 130% (2000 год =100%), сейчас уровень пока держится на отметке 112%. Вроде объема валовых международных резервов достаточно для почти 8 месяцев импорта, но с учетом того, что резервы в среднем за 2012 год уменьшались по полмиллиарда долларов ежемесячно, то стоит задуматься над этим.

Таким образом, налицо сжатие деловой активности и ухудшение финансового состояния реального сектора. У предприятий есть оборотные средства, причем ликвидность увеличивается, но она не инвестируется в оборотный и основной капитал. Происходит затоваривание и рост запасов готовой продукции, не находящей сбыта. Сокращение деловой активности не создает добавленной стоимости предприятий и снижает необходимость в кредитных ресурсах.

Среднесрочные тенденции

Мы рассмотрели ситуацию в краткосрочном периоде, но основные тенденции мы можем выявить только при рассмотрении данных хотя бы за последние 3-5 лет, период который дает основание полагать о нарастании каких-либо тенденций.

Для этого необходим анализ данных системы национальных счетов, который показывает неоднозначные тенденции, ставшие следствием применения несбалансированной экономической политики. Мы хотим акцентировать внимание на следующих основных проблемах:

1. Рост эксплуатации труда капиталом и сокращение потребления домохозяйств

За период с 2000 года по 2012 годы доля оплаты труда в ВВП сократилась с 36% до 33%. Конечно три процента не большая цифра, но за ней скрывается гигантская сумма в сотни миллиардов тенге (если точнее 700 млрд. в ценах 2011 года). Одновременно доля чистой прибыли предприятий в ВВП выросла с 38% до 47% (на 2,7 трлн.тенге в ценах 2011 года). Другими словами растет эксплуатация человека капиталом (как по Марксу), а это в свою очередь сокращает потребление домохозяйств и приводит к прочим социальным последствиям.

Опыт многих стран мира показывает, что рынок не всегда может давать справедливый уровень оплаты труда, поэтому установлен минимум заработной платы, который привязывается к средней заработной плате в экономике. Например, в Швейцарии минимальная заработная плата составляет 60% от средней заработной платы.

В силу патерналисткой модели на рынке труда, доставшейся нам со времен СССР, равновесная цена рабочей силы (заработная плата) не устанавливается на рынке, так как работодатель сам устанавливает спрос. Работодатель диктует условия и работник вправе соглашаться или нет. На законодательном уровне отсутствует требования по ежегодной индексации заработных плат. Только для государственных служащих ежегодно индексируется на уровень инфляции базовый должностной оклад, однако в итоге их заработная плата не растет пропорционально инфляции. Снижение доли оплаты труда в ВВП уменьшает средства для потребления домохозяйств.

С 61% до 45% за 2000-2012 годы упала доля потребления домашних хозяйств в структуре ВВП. Предельная склонность к потреблению, характеризующая долю потребления в каждой дополнительной единице дохода, находящаяся между нулем и единицей, за 2000-2010 годы составила 0,48, тогда как до 2000 года данный показатель был равен 0,64, то есть совокупное потребление в экономике сократилось . Одновременно доля чистого экспорта подпрыгнула с 7,5% до 18%.

Хотя потребление домохозяйств остается основным фактором экономического роста, которое привносит около 5% прироста ВВП, но сохранение существующих тенденций на мировых товарных рынках способно субсидировать потребление домохозяйств чистым экспортом в экономическом росте страны.

В дальнейшем снижение доли потребления домохозяйств сокращает покупательную способность населения и совокупный спрос в итоге, а это уже социальные последствия.

В целях исправления данных диспропорций целесообразно довести размер минимальной заработной платы в экономике до уровня не менее 40- 50% от средней заработной платы в экономике. Также необходима ежегодная индексация заработных плат в обязательном порядке.

2. Неравенство сбережений и инвестиций – причина кризиса

Процессы форсированной индустриализации требуют внедрения современных технологий и оборудования. Для чего необходимы инвестиции в расширенное воспроизводство.

Источником инвестиций являются сбережения в экономике. Анализ показывает, что в последние 4 года валовые сбережения превышают накопления по причине неспособности существующей системы регулирования экономикой «переварить» накапливающиеся в стране сбережения.

Неравенство сбережений и инвестиций является причиной подъемов и спадов в экономике, т. е. если сбережения больше инвестиций, то неизбежна депрессия или спад; если же инвестиции превышают сбережения, то наступает опасность инфляционного бума. Перед макроэкономической политикой стоит задача: найти то соотношение сбережений и инвестиций, которое обеспечит сбалансированной планомерный экономический рост.

3. Потеря инвестициями роли интенсификатора роста экономики и износ основных средств

Инвестиции не могут уже составлять львиную долю в приросте ВВП. Если в 2007 докризисному году инвестиции выступали опережающим фактором роста экономики и темпы прироста инвестиций в основной капитал в 2 раза превышали рост ВВП, то в последние 4 года они теряют свою роль. В 2007 году в прирост ВВП на 8,9% валовое накопление основного капитала привнесло 5,2%; в 2011 году в прирост ВВП на 7,4% инвестиции привнесли всего 0,95%. Разница налицо.

В итоге норма накопления в экономике упала с 35,5% до 25%. Опыт показывает, что в Японии и Китая в период бурного роста норма накопления составляла 35-40% ВВП.

В стране стоят задачи по достижению уровня 30 развитых стран и процессы форсированной индустриализации. С настоящим уровнем нормы накопления будет тяжело.

Проблема недостаточности роста инвестиций в основной капитал усиливает проблематику увеличения износа в экономике. Рост инвестиций в основные средства с 2003 по 2011 согласно официальным данным составило в среднем 24,2% в ценах 2003 года, тогда как износ основных средств за аналогичный период в среднем составил 36,2%. Превышение степени износа основных фондов над приростом инвестиций ставит под сомнение возможность обеспечения условий более эффективного роста экономики.

В этой связи в целях роста инвестиций в основной капитал и снижения износа основных средств необходим комплекс мер фискального и монетарного характера. В качестве мер фискального стимулирования целесообразно освободить от уплаты КПН и НДС ряд отраслей обрабатывающей промышленности, отраслей новой экономики (сфера IT, телекоммуникации) и сферу интеллектуального труда (консалтинг, различные НИИ). Касательно мероприятий монетарного характера остановимся ниже.

4. Монетарная политика не стимулирует рост экономики.

Пассивность проводимой монетарной политики, сужение денежной массы, причем неадекватная эмиссия к притоку валютной выручки и догматирование политики коротких денег в виде удовлетворения спроса БВУ на краткосрочные деньги приводит к завышению процентных ставок по сравнению с рентабельностью внутренне ориентированных отраслей.

В целом по экономике дисбаланс между стоимостью денег для экономики (средняя ставка по кредитам, взвешенная по доле отрасли в объеме выдаваемых кредитов) и рентабельностью в пользу последней. Это связано с более высоким уровнем рентабельности добывающих отраслей (экспортоориентированных), превалирующих в структуре ВВП.

Однако рентабельность отраслей, ориентированных на население (обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, торговля) не позволяет финансироваться за счет кредитов БВУ.

Отсутствие длинных денег раскручивает маховик внешнего заимствования, которое сейчас доступно только для экспортоориентированных отраслей.

Ситуация с торговым финансированием такова, что кредитование наших банков за рубежом проблематично, поэтому внешний долг сейчас прирастает в основном за счет предприятий.

В качестве мер монетарного стимулирования экономики предлагаем разработать механизм кредитования по ставкам ниже рыночных отраслей обрабатывающей промышленности и отраслей новой экономики. Источником могут служить средства Национального фонда Указанные проблемы требуют взвешенной макроэкономической политики, а не решение их могут сделать недостижимыми многие уровни ключевых макроэкономических индикаторов в среднесрочной перспективе.

Комментарии 0