Наши исследования ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТ НА 2014 -2016 ГОДЫ

ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТ НА 2014 -2016 ГОДЫ

Доходы республиканского бюджета на 2014-2016 годы прогнозируются с ростом, однако доля доходов в ВВП имеет тенденцию снижения. При формировании доходов не учтены значительные внутренние резервы по основным видам налогов. Государство ежегодно предусматривает суммы на увеличение и пополнение уставных капиталов государственных и квазигосударственных организаций, однако адекватной отдачи от этих средств не наблюдается. Целесообразно разработать среднесрочную фискальную политику с выделением раздела «политика формирования и использования финансовых ресурсов государства.

Итак по порядку.

  1. Доходы республиканского бюджета в 2012 г. с учетом трансфертов составили 4763,4 млрд. тенге. При этом доля налоговых поступлений составила 62,4%, неналоговых поступлений – 5,2%, а трансфертов – 31,9%. По оценке Министерства экономики и бюджетного планирования РК доходы в 2013 году составят 5133,7 млрд. тенге, а доля неналоговых поступлений - 66%, трансфертов - 30,1%.

    Прогноз доходов на 2014 г. определен в сумме 5697,4 млрд. тенге, а налоговых поступлений - 3938,4 млрд. тенге или 69,1%, а доля трансфертов составит 29,5%. Снижение удельного веса трансфертов в общем объеме доходов позволит сократить ненефтяной дефицит в республике и учитывать внутренние резервы пополнения доходов бюджета.

    Однако, наблюдается снижение доли доходов государственного бюджете к ВВП, которая в 2014 г. составит 18,0%, а в 2015 г. – 17%. В свою очередь удельный вес доходов республиканского бюджета к ВВП в 2014 г. составит 14,9%, а в 2015 г. - 14,1%.

    Оптимальная доля государственных доходов в ВВП составляет: для стран с доходом ниже трех тысяч долларов на душу населения – 15% ВВП; для стран с доходами от трех до десяти тысяч долларов – 17%; для стран с доходами более десяти тысяч долларов – 24%.

    На наш взгляд, в республике имеются определенные внутренние резервы для увеличения доли государственных доходов, а и именно – совершенствование налоговой системы, налогового администрирования и повышение эффективности использования бюджетных инвестиций. Для этого необходимо в первую очередь изучить резервы увеличения налоговых поступлений в бюджет.

  2. В структуре налоговых поступлений в республиканский бюджет значительный удельный вес занимает корпоративный подоходный налог (КПН), налог на добавленную стоимость (НДС) и таможенные платежи.

    В 2012 г. поступления КПН составили 1041,2 млрд. тенге или 35% от налоговых поступлений, план поступлений не исполнен на 3,7%, несмотря на уменьшение утвержденного плана по поступлениям КПН с юридических лиц-резидентов. Следует отметить, что план по поступлениям КПН не исполняется в течение последних 5 лет. План на 2013 г. при первоначальном уточнении уменьшен на 299,9 млрд. тенге и составил 1174,3 млрд. тенге, против 1474,2 млрд. тенге. Прогноз на 2014 г. по КПН рассчитан в сумме 1337,5 млрд. тенге или 3,4% от ВВП. При этом не наблюдается увеличение поступления КПН к ВВП.

    МЭБП за счет увеличения ВДС нефтяного сектора прогнозирует в 2014 г. увеличение поступлений КПН на 67,3 млрд. тенге, а за счет увеличения налогового администрирования – 26,9 млрд. тенге. При этом не достаточно учитываются следующие факторы:

    • уменьшение суммы переплаты по КНП, которые увеличиваются каждый год и на 1.08.2013 г. составила 132,3 млрд. тенге;
    • в республике увеличивается количество убыточных банков второго уровня, основной причиной их является отнесение на вычеты провизий по сомнительным и безнадежным долгам. В связи с этим, необходимо принять системные меры по снижению этих долгов:
      • уменьшение количества лжепредприятий и их контрагентов, уменьшающих свои налоговые обязательства за счет отнесения на расходы сделок по счетам-фактурам, выписанным лжепредприятиям;
      • совершенствование механизма реорганизации юридических лиц и повышение качества налоговых проверок;
      • оценка эффективности налоговых льгот и преференции по КПН и улучшение налогового администрирования путем упрощения механизма меры принудительного взыскания.
  3. Поступление НДС в 2012 г. составило 913,3 млрд. тенге. При этом НДС на товары, импортируемые на территорию РК – 134,1 млрд. тенге, или 14%, НДС за нерезидента – 55,9 млрд. тенге или 6%.

    По состоянию на 01.08.2013 г. поступления НДС на произведенные товары составили 188,5 млрд. тенге, а сумма возмещения составила 160,9 млрд. тенге. В свою очередь общая сумма к возмещению НДС на эту дату составила 462,4 млрд. тенге. По оценке МЭБП за пять месяцев отчетного года будет возвращено НДС на сумму 210 млрд. тенге. Таким образом, за 2013 г. возврат НДС составит 370 млрд. тенге. Кроме того в четвертом квартале 2013 г. будет увеличиваться объем экспорта зерна и других товаров, работ и услуг, что приведет к значительному росту суммы к возмещению НДС и тем самым в 2014 г. будут возвращены НДС из республиканского бюджета значительно больше, чем в 2013 г.

    Сравнительный анализ данных позволяет сделать следующие выводы:

    • механизм возврата НДС сегодня становится инструментом выполнения плана поступления НДС в бюджет;
    • прогноз поступлений НДС на произведенные товары, выполненные работы, оказанные услуги на 2014 г. в сумме 419,9 млрд. тенге не достаточно обоснован, так как эту сумму включены поступления НДС за нерезидентов, а также не учтены в полном объеме суммы возмещения НДС за 2013 и 2014 гг.
  4. В свою очередь имеются определенные резервы для увеличения поступления НДС в республиканский бюджет. В республике увеличивается превышение НДС по оборотам, облагаемым налогам, которое составило на 01.08.2013 год в сумме 1247,9 млрд. тенге, против 1113,4 млрд. тенге или возросло на 12%. Это свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты не реализуют товары в полном объеме. В связи с этим необходимо выяснить причину и принять меры по уменьшению дебетового сальдо по НДС, что приведет к увеличению поступления НДС в бюджет:

    • повысить качество налоговых проверок по возрасту НДС включая проверки налогоплательщиков находящихся на мониторинге;
    • совершенствование механизма регистрации юридических лиц;
    • оценка льгот и преференций по НДС. Сегодня наибольшая сумма освобождаемых оборотов по НДС приходится на финансовые услуги (80 %).
  5. Следует заметить, что глава государства в своем послании к народу Казахстана «Стратегия «Казахстана – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» поставил задачу провести ревизию всех действующих налоговых льгот и сделать их максимально эффективным. Работа не завершена и ее результаты не учтены при формировании доходов республиканского бюджета на 2014-2016 годы.

  6. Таможенные платежи по прогнозу на 2014 г. составят в сумме 945,7 млрд. тенге, из них прогноз по таможенным пошлинам на вывозимые товары определен в сумме 634,4 млрд. тенге, а по таможенным пошлинам на ввозимые товары прогноз 311,3 млрд. тенге с учетом роста импорта из дальнего зарубежья в страны - члены Таможенного союза.

    В 2012 г. в рамках Таможенного союза сырьевой объем экспорта в Россию составил 6,7 млрд. долл. США, импорта – 17,1 млрд. долл. США. В Республику Беларусь экспорт составил 240 млн. долл. США, импорт - 675,8 млн. долл. США. Такая тенденция наблюдается в 2013 г.

    В связи с этим, вопрос гармонизации налоговых законодательств Казахстана с РФ и Республикой Беларусь и другими странами СНГ в рамках ТС и создания единого экономического пространства имеет важное значение.

  7. В доходах республиканского бюджета незначительный удельный вес занимает неналоговые поступления, который по прогнозу на 2014 г. составят 62,1 млрд. тенге, из них 10,6 млрд. тенге дивиденды на государственные пакеты акций, находящихся в государственной собственности. При этом поступления дивидендов в бюджет в последние годы прогнозируются в сумме 10-12 млрд. тенге, но в конце финансового года в республиканский бюджет поступают не запланированные дивиденды. Например, в 2012 г. дивиденды поступили в республиканский бюджет в сумме 167,8 млрд. тенге, из них дивиденды, поступившие от АО «ФНБ Самрук-Казына» - 159,1 млрд.тенге.

    В республике не уменьшается количество акционерных обществ с участием государства и значительные средства республиканского бюджета с 2002 г. выделяются на увеличение и пополнение их уставных капиталов.

    Однако адекватной отдачи от этих средств не наблюдается. В связи с этим, необходимо оценить эффективность функционирования каждого акционерного общества с участием государства и принять системные меры по управлению активами государства. Это будет способствовать обоснованному планированию и поступлению дивидендов в республиканский бюджет.

    Таким образом, при формировании доходов республиканского бюджета на 2014-2016 годы целесообразно учитывать внутренние резервы пополнения доходов в бюджет.

  8. В связи с внедрением в республике новой бюджетной политики, функционированием Таможенного Союза необходимо системно проработать вопрос совершенствования всей налоговой системы РК, а не отдельных ее элементов (налогов на транспортные средства и имущества) как это делается сегодня.

    В стране целесообразно разработать среднесрочную фискальную политику на 2014-2018 годы, с выделением раздела «политика формирования и использования финансовых ресурсов государства». В целях и задачах фискальной политики предусмотреть вопросы совершенствования налогового законодательства, влияния бюджетных инвестиций на увеличение налоговой базы, создания новой системы межбюджетных отношений, а также разработки эффективного механизма мониторинга за формированием и использованием финансовых ресурсов национальных компаний и акционерных обществ с участием государства. Все это позволит, во-первых, обеспечить полную увязку налогово-бюджетной политики с денежно- кредитной и долговой политикой, во-вторых, обоснованно планировать и прогнозировать объем налоговых и неналоговых поступлений в бюджет.

Комментарии 0