Наши исследования ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ НАЛОГОВ

ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ НАЛОГОВ

Сейчас в Парламенте находится законопроект по изменению ставок ряда налогов. Однако представленные Правительством предложения по росту ставок налогов на транспортные средства и имущество не имеют четкого экономического обоснования. Мы считаем, что у бюджета есть резервы, которые позволят обойтись без непопулярных мер увеличения ставок налогов.

Законопроект по налогам предусматривает отмену ряда льгот, в том числе сокращение или вообще исключение ряда групп, которые не платят налог на транспорт.

В Послании Президента Республики Казахстан «Стратегия «Казахстан -2050»: новый политический курс состоявшегося государства» поставлена задача «провести ревизию действующих налоговых льгот и сделать их максимально эффективными». В связи с этим, уполномоченным органами по планированию и исполнению бюджета должна проводиться системная работа по определению эффективности всех видов льгот, преференций и налоговых каникулов, только после этого должны быть подготовлены предложения об отмене тех или иных видов льгот. Единичные случаи уклонения от уплат не должны стать причиной отмены льготного налогообложения по налогу на транспортные средства независимо от объема двигателя легковых автомобилей. Поэтому мы предлагаем оставить действующую редакцию статьи 365 «Налогового кодекса РК».

Касательно повышения ставок налога на транспортные средства.

Повышение ставки налога на легковые автомобили объемом двигателя свыше 3000-4000 см не имеет достаточного экономического обоснования. 3 Повод о том, что автомобили с объемом двигателя свыше 3000 см 3 загрязняют атмосферу больше чем, автомобили с меньшим объемом требуют доказательства и всестороннего изучения. На наш взгляд, загрязнение атмосферы в первую очередь зависит от года выпуска автомобиля.

Сегодня функционируют дорогие легковые автомобили с меньшим объемом двигателя стоимостью выше автомобилей с объемом больше 3000 см . Поэтому возникает закономерный вопрос, почему ставки налога на 3 автомобили с объемами 3000-4000 см повышаем до 4-х раз, а не до 2-х раз 3 или 10-ти раз? По нашему мнению ставка налога должна хотя бы учитывать год выпуска, объем двигателя, стоимость автомобиля и т.д.

Касательно повышения ставок налога на имущество.

В действующем Налоговом кодексе определены прогрессивные ставки налога на имущество в зависимости от стоимости имущества. При исчислении суммы налога на имущество учитывается площадь объекта обложения, т.е. чем больше площадь, тем больше стоимость, и соответственно ставка налога на имущество больше.

Достаточно спорно привязывать базовые ставки, установленные в Налоговом кодексе, к рыночным ценам на жилье, которые постоянно меняются. А больше всего они подвержены колебаниям в Алматы, Астане и ряде областных центрах. Жилье становится не всегда доступным средним слоям населения.

Поправки по налогам предусматривают повышенный коэффициент равный трем для квартир свыше 150 кв.м. и жилых домов свыше 300 кв.м. В условиях постоянного роста цен на жилье (особенно в крупных городах) увеличивать базовую стоимость одного квадратного метра жилища в два, три раза для налогообложения требует всестороннего изучения. Почему 150 кв.м., а не 130 кв.м. или 200 кв.м.? Коэффициент 3, а не 5? На наш взгляд, без экономического обоснования повышать ставку налога на имущество нецелесообразно.

В целом, повышение ставки налогов на транспортные средства и имущество существенно не оказывает влияния на увеличение доходной базы местных бюджетов. Сегодня эти налоги полностью поступают в местный бюджет, доля их в налоговых поступлениях местных бюджетов составляет соответственно 0,3% и 2,5%, а в государственном бюджете соответственно 0,007% и 0,7%.

Если учесть, что легковые автомобили объемом двигателя свыше 3000 см , квартиры свыше 150 кв.м. и жилые дома свыше 300 кв.м. находятся в 3 основном в Алматы, Астане и ряде других крупных городах, то это незначительно увеличит их доходную базу. По нашему мнению для увеличения доходов этих городов имеются другие резервы, причем по этим и другим видам налогов.

Только один пример, в Астане и Алматы значительное количество незавершенных домов и коттеджей, владельцы которых не облагаются налогами, так как являются объектами незавершенного строительства (оно не облагается налогами). Однако, в них живут люди, пользуются электроэнергией, водой и т.д.

Таким образом, вопросы повышения налогов на транспортные средства и имущество требуют системного и глубокого изучения, с подключением широкого круга общественности.

Комментарии 0