Наши исследования ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана» (АМФОК)

ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана» (АМФОК)

«О проведении исследования МФО – членов АМФОК»

Развитие сектора микрофинансовых организаций (МФО) в Казахстане ставит перед компаниями новые задачи по ведению социально ответственного бизнеса, в том числе по соблюдению гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин на рабочем месте, на рынке и в обществе.

Центром исследований прикладной экономики (Applied Economics Research Centre – AERC) по заказу Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана (АМФОК) проведено исследование МФО – членов АМФОК. В настоящем проекте AERC сделана попытка исследовать ситуацию в контексте соблюдения принципов гендерного разнообразия в секторе МФО Казахстана через анализ статистических данных и онлайн-опрос персонала компаний.

Сектор МФО отличает гендерное разнообразие не только в составе персонала компаний, но и на руководящих позициях. Анализ открытых статданных показал, что женщины возглавляют каждое третье МФО, входящее в состав АМФОК (23 компании из 71). Отсутствие бóльшего количества данных в гендерном разрезе не позволяет провести глубокий анализ деятельности МФО, руководимых женщинами и мужчинами.

Исходя из результатов онлайн-опроса, ситуация в секторе МФО складывается благоприятно в контексте соблюдения равенства прав и возможностей мужчин и женщин. Подавляющее большинство опрошенных (83%) считают, что в секторе МФО мужчины и женщины обладают равными правами и возможностями. Абсолютное большинство опрошенных (90%) отмечают, что и мужчины, и женщины имеют равные шансы сделать карьеру в МФО.

Одновременно с этим, 23% опрошенных считают, что у женщин возникают определенные сложности при прохождении на руководящие позиции в МФО. Это гораздо чаще отмечают женщины (29%), чем мужчины (8%). В ряду основных причин, которые усложняют процесс продвижения женщин на руководящие должности отмечались в первую очередь: необходимость выполнять обязательства вне работы (семейные, личные и др.) – 47%, а также устаревшие ментальные установки общества – 29%.

Со стороны МФО не актуализирован вопрос введения в свою политику мер по поддержке гендерного разнообразия, соблюдения равенства прав и возможностей мужчин и женщин. С одной стороны, это может быть следствием уже решенного вопроса гендерного разнообразия в значительном сегменте компаний, с другой стороны – отсутствия сфокусированности политики компаний на этом вопросе. Несмотря на это, большинство респондентов (63,4%), исходя из личной позиции, считают вопрос поддержки гендерного разнообразия важным, поэтому для участников опроса актуальны дальнейшие меры по поддержке равенства прав мужчин и женщин.

Участники опроса в большей степени склоняются к необходимости «мягких» мер по поддержке гендерного равенства и разнообразия в компаниях, прежде всего усиления контроля с целью не допустить гендерную дискриминацию при приеме на работу и соблюдения принципа прозрачности при найме персонала (по 41%). Более жесткие меры регуляторного характера (такие как введение 30% квоты по участию женщин в составе руководящих органов) пока не популярны среди сотрудников МФО, как среди мужчин, так и женщин.

Данное исследование свидетельствует, что в секторе МФО наблюдаются заметные результаты в сфере расширения прав и возможностей женщин на рабочем месте. В то же время за рамками исследования остались еще многие важные вопросы, в том числе показатели вклада женщин в развитие компаний, ситуация с гендерным равенством в микрофинансовых организациях, не входящих в состав АМФОК, и другие. Подобные исследования должны проводиться и далее, в интересах всего профессионального сообщества с целью создания оптимального бизнес-климата, обмена лучшими практиками и в целом усиления имиджа сектора МФО как социально ответственного бизнеса.

 

*** С более подробной информацией можно ознакомиться после 21 ноября т. г. по ссылке https://amfok.kz.

Комментарии 0