Наши исследования ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА КАЗАХСТАНА

ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА КАЗАХСТАНА

С момента упразднения Биржи труда Казахстана прошло более 15 лет. За это время уровень безработицы, согласно официальным данным статистических органов, упал с более чем 13% до 5%, что является одним из лучших показателей в мире. Несмотря на видимое благополучие, глубинные структурные и институциональные проблемы казахстанского рынка труда не преодолены. Приглушение острых вопросов занятости в отдельные годы нарастания экономических кризисов крупными финансовыми вливаниями давало краткосрочные эффекты, однако можно смело утверждать, что затягивание сроков решения системных проблем формирования цивилизованно функционирующего рынка труда Казахстана в будущем напрямую будет угрожать устойчивому развитию экономики страны.

Казахстан с первых дней независимости проводит открытую экономическую политику, делая смелые шаги в направлении интеграции в глобальную экономику, а также выступил инициатором образования нескольких важных региональных союзов и объединений. Такая открытая политика привела к росту объемов иностранных инвестиций, способствовала привлечению как новых технологий, так и современного менеджмента во многие отрасли и сферы экономики. В совокупности они оказали существенное влияние на динамичное развитие экономики страны и переход рыночных преобразований на новый качественный уровень за последние 15 лет.

Интернационализация национальной экономики дает определенные преимущества стране, но и вместе с тем может усугубить ее положение, если ее экономическая и социальная политика не будут соответствовать строгим требованиям рыночной системы. Говоря об интеграции национальной экономики, специалисты отмечают следующие ее преимущества:

  • расширение границ рынка;
  • создание лучших условий для свободной торговли;
  • возрастание конкуренции между странами;
  • устранение барьеров для внедрения новейших технологий;
  • расширение инфраструктурного потенциала общего рынка.

Вместе с тем политика интернационализации национальной экономики может привести к следующим отрицательным последствиям:

  • в конкурентной борьбе за доступ в общий рынок страны с более сильной экономикой могут доминировать, перераспределяя в свою пользу доходы менее развитых стран, что приведет к оттоку финансовых ресурсов;
  • экономический сговор между крупными игроками общего рынка может привести к появлению крупных монополизированных сегментов экономики, что подтолкнет к необоснованному росту цен на товары и услуги;
  • в результате усиления международной конкуренции многие национальные производители могут обанкротиться, что приведет к обострению социальной обстановки в стране.

В настоящее время устойчивое функционирование малой открытой экономики, каковой является экономика Казахстана, во многом зависит от ее способности противостоять жестким вызовам международной конкуренции. В этих условиях углубление институциональных преобразований в стране с целью создания основ конкурентоспособной экономики является единственно верным направлением, поскольку только таким образом можно создать опорную базу устойчивого развития нашего общества. Основой предстоящих экономических и политических реформ должно стать последовательное преобразование деятельности государственных институтов таким образом, чтобы вся система управления социально-экономической, финансовой сферой, а также вопросы гарантирования прав собственности решались с ориентацией на формирование эффективного и инициативного собственника, на возрождение здорового предпринимательского духа в стране. Таким образом, в центре всех этих преобразований должен стоять человек как главный творческий субъект рыночной экономики, а институты государства должны создавать ему необходимые условия в реализации задуманных идей и инициатив как при производстве материальных благ, так и при создании продукции интеллектуальной собственности.

В современном мире успешное развитие любой экономики во многом определяется тем фактором, насколько благоприятные условия созданы, с одной стороны, для поступательного развития человеческого капитала, и, с другой стороны, для его эффективного использования, поскольку только люди с высоким творческим потенциалом могут привести в рациональное движение остальные факторы производства. Следовательно, создание благоприятных условий для эффективного использования ограниченных трудовых ресурсов страны путем построения новой модели государственного регулирования рынка труда является актуальной задачей для нашей страны. Несмотря на это, многие существующие проблемы рынка труда Казахстана остаются без должного внимания, а дальнейшее продолжение политики «само собой все образуется» может привести к обострению экономического положения государства. В этой связи, опираясь на итоги проведенного анализа, можно сформулировать следующие основные проблемы рынка труда, нуждающиеся в приоритетном рассмотрении.

  1. Отсутствует единый государственный орган, координирующий проблемы занятости, рынок труда является разобщенным в силу того, что его проблемами занимаются структуры, подотчетные местным органам исполнительной власти. Слабая инфраструктура рынка труда и их территориальная разобщенность заметно осложняют решение основных существующих проблем, таких как создание единой базы данных о вакансиях и безработных, прогнозирование общей ситуации с целью достижения равновесного положения на рынке труда, повышение территориальной мобильности рабочей силы, обеспечение сбалансированной подготовки профессионально-технических кадров по востребованным специальностям для всей страны и отдельных ее регионов и др. В сложившихся условиях целесообразным является наделение центрального уполномоченного органа власти всеми полномочиями, необходимыми для координации политики занятости из единого центра.
  2. С момента упразднения Биржи труда в стране отсутствуют условия для полноценного и цивилизованного функционирования рынка труда. Структуры и институты, созданные в дополнение к региональным управлениям координации занятости и социальных программ, хотя и содействовали решению узких проблем, в целом тормозили появление нормально функционирующего рынка труда. Известно, что во всех странах функции рынка труда выполняют Биржи труда, следовательно, отсутствие последней означает отсутствие рынка труда. Биржи выполняют различные функции, в том числе, кроме регистрации и оказания содействия в трудоустройстве безработных, они оказывают услуги лицам, желающим поменять место работы, изучают спрос и предложение на рабочую силу, исследуют состояние рынка труда и ведут разные информационные базы данных, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий, занимаются организацией обучения, профориентацией молодежи и др. Поэтому рыночная экономика не может нормально функционировать без Биржи труда, которая является важнейшим элементом рыночной экономики, где происходит встреча покупателей с продавцами, а также осуществляются сами акты купли-продажи специфического товара – рабочей силы в соответствии с рыночным спросом и предложением. Множество частных агентств, предоставляющих услуги работодателям по поиску подходящих кадров, а также безработным гражданам по нахождению желаемой работы, не могут заменить деятельность Биржи труда. Таким образом, создание Биржи труда Казахстана является необходимым условием углубления институциональных реформ по переводу экономики на полноценные принципы рыночного хозяйствования.
  3. Государственный фонд социального страхования создавался как финансово-страховой институт, а не как институт рынка труда, поэтому выплаты гражданам, осуществляемые из ГФСС в случае увольнения или сокращения, являются страховыми выплатами и не могут, по определению, заменить пособие по безработице. В настоящее время, по данным ГФСС, более 90% их выплат приходится на выплаты по беременности и родам, а также на уход за ребенком, менее 1% – на выплаты при потере работы, причем размер среднемесячных выплат за 2013 год составил 16962 тенге. Таким образом, безработные граждане лишены возможности получать полноценное пособие по безработице. Между тем, согласно статье 13 Конвенции «О содействии занятости и защиты безработицы МОТ» от 21 июня 1988 года страны должны выплачивать пособия по безработице в форме периодических выплат в целях социальной защиты безработных, причем согласно 14 статье данной Конвенции размер пособия должен обеспечивать получателю частичное и временное возмещение утраченного дохода и в то же время не снижать стимулов к получению работы. Казахстан ставит перед собой амбициозные цели по вхождению в число 50 развитых государств мира. В этой связи нельзя допускать дальнейшее отставание норм внутреннего законодательства в области занятости от норм международных Конвенций, особенно в части социальной защиты безработных граждан. Значит, нельзя больше полагаться на услуги ГФСС, и пришло время подумать о создании специального Фонда содействия занятости, который будет помогать полноценному финансированию мероприятий Служб занятости и через который можно будет выплачивать пособия по безработице.
  4. Большинство мероприятий, направленных на решение проблем занятости в стране, в том числе по подготовке, переобучению и переподготовке кадров, осуществляются без должного изучения потребности рынка в кадрах. За годы независимости в стране не проведено ни одного исследования по определению потребности экономики в кадрах по профессиям и квалификациям с применением современных количественных и качественных инструментов исследования. Отсутствие отмеченных данных обуславливает слабую связь между рынком труда и сферой образования, в результате государственные заказы на подготовку специалистов распределяются вслепую, что приводит к усилению диспропорций между спросом и предложением на отдельных сегментах рынка труда, т. е. растет избыток одних специалистов и недостаток – других. Подобная ситуация в конечном счете приводит к неэффективному использованию как трудовых ресурсов, так и финансовых ресурсов государства. В этой связи назрела объективная необходимость в проведении, по опыту развитых стран, ежегодных специальных обследований в части изучения потребности экономики в кадрах по профессиям и квалификациям.

5. Политика занятости проводится без специального изучения проблем отдельных целевых групп, таких как длительные безработные, безработные инвалиды, безработные многодетные матери, лица, впервые вступающие в трудовые отношения, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане в возрасте от 18 до 29 лет и др. Для любого зрелого общества создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому гражданину, не является сугубо личным делом самого человека, а возводится в ранг государственной политики. В силу объективных причин, когда человек не имеет возможности полноценно участвовать в трудовой жизни общества, государство должно оказывать ему необходимую поддержку в создании подходящих условий труда. В действующих законодательных актах страны имеются необходимые нормы, защищающие интересы членов указанных целевых групп, однако до сих пор не разработаны эффективные механизмы их реализации. В силу этого многие люди не могут активно вовлекаться в трудовую деятельность и обеспечивать себя материально, тем самым чувствовать себя полноценным членом общества. Поэтому необходимо в стране пересмотреть отношение к проблемам указанных категорий граждан, и для начала следует разработать действенные механизмы практической реализации предусмотренных в законодательных актах мер государственной поддержки социально уязвимых безработных граждан.

Комментарии 0