Наши исследования ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Мировой кризис показал существование диспропорции между секторами экономики вообще, в частности между реальным и финансовым сектором. В результате этого произошло значительное замедление темпов роста мировой экономики и снижение глобального спроса на товары и услуги.

Системное изучение причины возникновения мирового кризиса в теоретическом и практическом аспекте, а также анализ основных направлении принятых мер в различных государствах позволяют сделать отдельные выводы и предложения по построению новой архитектуры финансовой системы.

В условиях глобализации деньги не стали выполнять свою основную функцию. В результате денежная единица одного государства, в частности доллар США стал выполнять функцию мировых денег.

В период мирового кризиса, многие ученые экономисты стали доказывать необходимость введения новых резервных валют, равносильную доллару, в частности евро или других валют.

Следует заметить, что переход на общую денежную единицу не принес участникам еврозоны больших успехов, а кризис высветил отдельные проблемы валютного союза.

Таким образом, вопрос о мировой валютной системе требует серьезных экономических исследований теории денег и комплексное изучение содержание и назначение всех пяти функции денег в условиях глобализации.

Системное изучение содержания и назначения всех функции денег и их взаимосвязи, на наш взгляд, позволит разработать научные рекомендации о функционировании финансовой системы в условиях глобализации. При этом мы исходим из того, что деньги были и остаются основой финансов и финансовой системы любого государства. Такой научный подход будет способствовать в теоретическом аспекте, всесторонне изучить содержание экономических понятий «финансовой системы», «кредитной системы», «банковской системы» и раскрыть их отличие в условиях рынка. Все это позволит выработать конкретные предложения о механизме функционирования финансовой системы в условиях глобализации и о влиянии ее на развитие реального сектора экономики.

Влияние финансовой системы на развитие реального сектора экономики и на решение социально-экономических задач государства исследуется и изучается в различных аспектах.

Отсутствие комплексной оценки влияния всех элементов финансовой системы на социально-экономическое развитие государства, в частности налоговой и бюджетной систем, а также финансово-хозяйствующих субъектов и населения, не позволяет разработать более эффективные механизмы и инструменты регулирования экономики.

В настоящее время во многих случаях финансовую систему рассматривает как банковскую систему. На наш взгляд, банковская система – это совокупность банковских учреждений, оказывающих услуги хозяйствующим субъектам, населению и государству. Следовательно, банковская система является компонентом финансовых институтов, функционирующих, в том или ином государстве.

Система финансовых институтов состоит из банковских учреждений, страховых компаний, накопительных пенсионных фондов и других финансовых институтов, созданных государством. В условиях рынка хозяйствующие субъекты и население сами определяют, с какими институтами взаимодействовать.

На наш взгляд, основой, стержнем финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов и населения. Во время экономического кризиса значительно сократились финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов и населения. Это повлияло на финансовое положение всех финансовых институтов, в том числе банков второго уровня. В этих условиях государство в основном на основе налоговых и бюджетных систем стало поддерживать финансовое положение хозяйствующих субъектов и населения, оказывать финансовую помощь финансовым институтам, в том числе банкам второго уровня. При этом государством использованы различные экономические механизмы регулирования экономики.

Финансовая помощь хозяйствующим субъектам в основном была оказана путем выделения средств из бюджета на пополнение, увеличение уставных капиталов акционерных обществ с участием государства, управляющих холдингов по различным направлениям и целевым назначениям. Акционерные общества, холдинги направляли эти средства фирмам через банки второго уровня или через дочерние организации, которые имели лицензию на кредитование.

В связи с переходом на формирование бюджета на трехлетний период, ориентированного на конечные результаты, механизм использования и освоения бюджетных средств должен быть полностью увязан с процедурами бюджетирования. Механизм бюджетирования – совокупность методов управления бюджетными процессами, направленных на:

  • обеспечение полной гармонизации стратегического, среднесрочного, экономического и бюджетного планирования;
  • внедрение методов управления бюджетными средствами (планирование, исполнение и контроль), ориентированных на достижение конечных результатов;
  • обеспечение деятельности государственных органов на достижение стратегических целей и задач, получение конкретных результатов;

Для решения этой проблемы возникает необходимость дальнейшего совершенствования налогово-бюджетной политики. При этом следует обеспечить ее полную увязку с денежно-кредитной политикой.

В настоящее время в республике 78,1% доходов консолидированного бюджета составляют налоговые поступления, а трансферты из Национального фонда – 17,7%. Если учесть, что в Национальный фонд поступают в основном налоговые поступления от нефтяного сектора, то сегодня 95,8% доходов бюджета формируются за счет налогов. Однако, исполнение доходов бюджета во многом зависит от нефтяного сектора, и основная доля налогов поступает от крупных налогоплательщиков.

Несмотря на рост показателей отраслей экономики, постоянный рост доходов бюджета, доля прибыльных предприятий и организаций практический остается неизменной.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что несмотря на рост количества налогоплательщиков, наличие значительных налоговых льгот и преференций, увеличение числа реализуемых инвестиционных проектов в регионах, финансируемых из бюджета, не получен адекватный мультипликационный эффект в части увеличения налоговой базы от не сырьевого сектора.

В свою очередь возмещения НДС из республиканского бюджета по нулевой ставке в основном получают хозяйствующие субъекты сферы горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, доля их в возврате НДС составила в 2011 году 80%. Следовательно, продолжается поддержка субъектов, производящих сырьевые продукты и оказывающих посреднические услуги, а не производителей товаров с добавленной стоимости.

В результате внешнего финансового контроля неоднократно обращено внимание на эту проблему. В результате государственного финансового контроля определены и другие проблемы в области налоговой политики, в частности налогового администрирования. Сегодня механизм налогового администрирования в республике многоуровневый и малоэффективный.

В республике имеются определенные резервы пополнения доходов республиканского и местных бюджетов. Проверки Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, проведенные совместно с ревизионными комиссиями областей, городов Астаны и Алматы, показывают, что в регионах имеются огромные резервы по местным налогам, в частности по индивидуальному подоходному налогу, налогам на имущество, по транспортному налогу и.т.д.

В настоящее время местные исполнительные органы недостаточно заинтересованы в увеличении собственной доходной базы. Так как, сегодня в республике более 60% доходов местных бюджетов составляет трансферты, выделяемые из республиканского бюджета. По некоторым регионам доля трансфертов в доходах местных бюджетов составляет более 80%. Поэтому закрепление налогов и других видов платежей по видам бюджетов остается одним из основных проблем в области налогово-бюджетной политики.

Вопросы регулирования межбюджетных отношений для республики являются актуальными в условиях внедрение принципов самоуправления, которые охватывают механизмы реализации налогово-бюджетной политики.

При этом часто рассматривается вопрос закрепление корпоративного подоходного налога с объекта малого и среднего бизнеса за местными бюджетами, а также часть налога на добавленную стоимость оставлять в местном бюджете. На практике в республике такой механизм был использован, но он не оправдал, так как возврат НДС по нулевой ставке по регионам не обеспечивал регионы поступлениями и возникали вопросы по обоснованности возврата и своевременности их поступления на счета хозяйствующих субъектов.

На наш взгляд, вопросы регулирования межбюджетных отношений должны быть рассмотрены как система состоящей из двух элементов: отношения республиканского бюджета с областными бюджетами и бюджетами городов Астаны и Алматы; отношения областного бюджета с бюджетами городов областного подчинения и районными бюджетами. Такой системный подход позволит обоснованного распределения налогов и других платежей по видам бюджетов. При этом механизм распределения налогов по видам бюджетов не должен противоречить процедурам поступления, возврата налогов из бюджета. Следовательно, все процедуры обеспечения полноты и своевременности поступления налогов, сборов и других обязательных платежей, а также процедуры налогового администрирования, рассмотренные в Налоговом кодексе, полностью должны быть увязаны с принципами бюджетной системы и механизмами ее функционирования, в частности механизмами планирования, мониторинга, исполнения доходов и расходов бюджета, указанными в Бюджетном кодексе Республики Казахстан. Такой подход обеспечит увязку налоговой политики с бюджетной. Это важно в условиях значительного роста расходов бюджета по различным направлениям.

Расходы консолидированного бюджета на 1 сентября 2012 года составили 4382,6 млрд. тенге. При этом доля затрат составила 88,7%, а расходов на приобретение финансовых активов – 8,7 %.

В управлении расходами бюджета имеются отдельные проблемы, которые требуют системного изучения. Одним из них, на наш взгляд, является достижение конечных результатов и обеспечение мультипликационного эффекта от использования расходов по различным направлениям. Для достижения этой цели мы перешли на формирование и исполнение бюджета ориентированного на конечный результат.

Анализ исполнения Закона «О республиканском бюджете на 2011-2013 годы» показывают, что в Законе рассмотрены в основном вопросы распределения трансфертов по регионам на 2011 год. Сегодня нереально оценить исполнение Закона на три года, так как бюджет формируется в скользящем порядке. Следовательно, в бюджете на 2012-2014 годы все параметры республиканского бюджета на 2012 и 2013 годы изменены. В свою очередь в 2011 году в Закон изменения вносились два раза, а в Постановление Правительства 25 раз. При этом уточненные и скорректированные параметры бюджета на 2011 год значительно отличаются от первоначальных на 2011-2012 годы. При таком подходе оценить комплексное исполнение бюджета на финансовый год становиться затруднительным.

В связи с переходом на новый метод планирования все государственные органы стали составлять стратегические планы с указанием индикаторов, критериев и показателей достижения конечных результатов по направлениям деятельности.

Анализ стратегических планов государственных органов показывают, что, во-первых, в планах указываются несколько стратегических направлений, которые сформулированы в общих чертах, что не позволяет качественно определить целевых индикаторов и обоснованно установить количественные и качественные показатели, во-вторых, нет четкой увязки бюджетных программ с стратегическими направлениями и задачами, в результате объемы средств, выделяемых бюджетным программам, в определенной степени не подкреплены количественными и качественным показателями стратегических планов.

В бюджетной политике важную роль играет обоснованное определение расходов бюджета по приоритетным направлениям социально-экономического развития. В республике значительные средства бюджета направляются на решение социальных задач. При этом целевым трансфертам средства из республиканского бюджета направлены на строительство школ, больниц, поликлиник и других социальных объектов. На наш взгляд, настало время оценить эффективность их функционирования в регионах и влияния их на улучшение качества оказываемых услуг.

В республиканском бюджете значительные средства предусматриваются на приобретение финансовых активов. В 2012 году в консолидированном бюджете на эти цели запланированы средства в сумме 403,2 млрд. тенге. При этом львиная их доля направляется на увеличение, пополнение уставных фондов различных акционерных обществ и товариществ с участием государства. Некоторые из них неэффективно функционируют, бюджетные средства размещают на счета банков второго уровня и зарабатывают непрофильные доходы. В связи с этим, с 2012 года в Казначействе открыты отдельные спецсчета для резервирования средств и по мере выполнения направлять средства на счета акционерных обществ. На наш взгляд, мы должны оценить эффективность этого механизма.

В условиях перехода бюджета ориентированный конечный результат должна быть оценка эффективности использования средств, направленных на увеличение уставных капиталов акционерных обществ в следующих направлениях, первое, бюджетные средства своевременно были использованы на конечные цели, второе, они способствовали увеличению налоговой базы в республике, в-третьих, средства повлияли на эффективность функционирования акционерных обществ с увеличением уплаты дивидендов на государственные пакеты акций. Только такой подход обеспечит увязку бюджетной политики с налоговой.

Взвешенная налогово-бюджетная политика позволяет обоснованно определить объем дефицита бюджета и источников его финансирования.

В последние годы наблюдается тенденция значительного отклонения фактического объема дефицита бюджета от запланированного, несмотря на его уточнения и корректировки. Это свидетельствует о том, что на этапе формирования бюджета не были учтены потенциальные возможности увеличения доходной базы бюджета.

В свою очередь увеличение объема дефицита бюджета, приводящее к росту государственного заимствования, ориентирует государственные финансовые институты, а также банки второго уровня на использование государственных ценных бумаг для управления своими активами. Это выгодно банкам второго уровня, чем предоставление краткосрочных и долгосрочных кредитов хозяйствующим субъектам. Все это влияет на развитие фондового и кредитного рынка в республике. В связи с этим комплексно совершенствовать механизм внутреннего государственного заимствования в республике.

В настоящее время отечественные ученые стали комплексно изучать вопросы взаимодействия реального и финансового секторов экономики в качестве системы, состоящей из взаимосвязанных элементов. В частности в работе Жакыповой Ф.Н. основан механизм финансовой конвергенции.

Практическое изучение методов финансовой конвергенции, на наш взгляд, способствовало бы разработать конкретные новые инструменты предоставления банковских услуг хозяйствующим субъектам и населению.

Таким образом, оценка эффективности использования всех элементов финансовой системы, в частности налоговой и бюджетной системы и их влияния на финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов и населения, а также комплексное изучение взаимодействия реального и финансового секторов экономики, позволяет выработать конкретные практические рекомендации и предложения о функционировании финансовой системы республики в новом десятилетии.

В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно разработать концепцию развития финансовой системы Республики Казахстан с привлечением научных и практических работников, занимающихся отдельной проблемой финансов, кредита и банковской системы в республике.

Комментарии 0