Монитор статей Почему проведение качественной коммуникационной политики – это важно для НБ РК?

Почему проведение качественной коммуникационной политики – это важно для НБ РК?

В условиях инфляционного таргетирования при свободно плавающем обменном курсе особое значение имеет грамотное проведение центральным банком (далее – ЦБ) коммуникационной политики. Это, в свою очередь, подразумевает соблюдение принципа транспарентности при ведении ЦБ своей деятельности. 

Иными словами, реализация коммуникационной политики означает своевременное предоставление ЦБ информации о своей деятельности и ее доведение до целевой аудитории. Коммуникационная политика имеет целью управление инфляционными ожиданиями населения, их сдерживание в границах целевого коридора по инфляции. Заякоренность инфляционных ожиданий повышает эффективность ДКП. 

В Казахстане Национальный Банк (далее – НБ РК) с момента перехода к режиму инфляционного таргетирования стал работать над транспарентностью и на сегодня предоставляет информацию о своих конечных целях, планируемой стратегии, оценках, а также снабжает экономических агентов разъяснениями о механизме принятия решений. Все это говорит о том, что условия подотчетности и транспарентности НБ РК выполняются. 

Тем не менее, даже в относительно стабильные периоды воспринимаемая казахстанцами инфляция, т. е. инфляция, которую экономические агенты ощущают и берут за основу при планировании поведенческой стратегии, находилась выше фактического уровня инфляции. Это косвенно говорит о недоверии населения к политике НБРК. 

На фоне возросшего геополитического давления и роста беспрецедентной неопределенности инфляционные ожидания повысились в еще большей пропорции и достигли исторических максимумов. В Докладе о ДКП НБ РК (февраль, 2023) даны сведения о том, что медианная оценка ожидаемой инфляции повысилась с 16,5% в июле до 21,3% в декабре 2022 года, В связи с этим возникает вопрос: насколько эффективна коммуникационная политика НБ РК на данный момент? Какие элементы данной политики требуют модернизации?

Как связаны инфляционные ожидания населения и рост цен?

Для начала остановимся на взаимосвязи между ожиданиями инфляции и ее фактическим уровнем. Высокие инфляционные ожидания являются одним из внутренних факторов инфляции. Чем выше инфляционные ожидания, тем ниже степень доверия населения к центральному банку страны и проводимой им политике. В Казахстане это, прежде всего, выливается в резкое повышение потребительского спроса. Потребители, ожидая роста цен на товары в будущем, в особенности на товары длительного пользования, создают так называемую инфляцию избыточного спроса, когда покупки совершаются в большом количестве по «старым» ценам, что, в свою очередь, выливается в повышение цен на данные товары уже в момент «сейчас». 

Важность стабильных инфляционных ожиданий, находящихся в границах целевого коридора инфляции, в своем исследовании обозначает Всемирный Банк. Он также заключает, что в странах с развивающейся экономикой (к которым относится Казахстан) инфляционные ожидания более чувствительны к монетарным шокам, которые представляют собой разницу между фактическим уровнем инфляции в текущий период и ожидаемым уровнем инфляции в прошлый период. Кроме того, многие экономисты при анализе различных внешних воздействий на инфляцию в странах или при оценке эффективности монетарной политики отмечают важность стабильных как минимум в долгосрочной перспективе инфляционных ожиданий населения. В частности, об этом можно увидеть в статье (Dräger et al., 2022) или в работе российского экономиста Ранневой Н.А. (2019) Таким образом, невозможно не отметить важность заякорения инфляционных ожиданий для предотвращения повышения темпов фактической инфляции.

Наиболее эффективные методы сдерживания инфляционных ожиданий: мировой опыт

Чем прозрачнее ЦБ ведет свою деятельность, тем лучше население будет понимать его цели и меры, которые он принимает, чтобы достичь этих целей. Прозрачность деятельности ЦБ - основа грамотного проведения коммуникационной политики. Но возникает вопрос: до какой степени повышать прозрачность, чтобы обеспечить доверие населения к проводимой политике? 

В статье (Dräger et al., 2022) приведен результат анализа воздействия различных видов коммуникационной политики на потребителей. В частности, экономисты старались выявить наиболее целесообразный вид сообщения о текущих изменениях инфляции, чтобы это не оказало негативного эффекта на инфляционные ожидания. В статье показано, что целенаправленная коммуникация с использованием явных числовых прогнозов инфляции способна существенно ограничить наблюдаемые побочные эффекты от текущего всплеска инфляции до инфляционных ожиданий. Авторы также выявили некоторые доказательства того, что текстовая коммуникация, характеризующая всплеск инфляции как временный или более продолжительный, чем предполагалась ранее, способна уменьшить вторичные эффекты от текущей инфляции к долгосрочным инфляционным ожиданиям, но в меньшей степени по сравнению с альтернативой с числовыми прогнозами инфляции. Иными словами, числовые прогнозы будущей инфляции чаще всего лучше заякоривают ожидания, чем текстовые сообщения о характере инфляции (временная/продолжительная). 

Но помимо прогнозов интерес представляет эффективность и «новой» коммуникационной стратегии ЦБ. Так, в  мире распространены исследования о такой коммуникационной стратегии, как conventional forward guidance, представляющей собой публикацию будущих траекторий процентных ставок, при этом центральный банк обязуется поддерживать их в данном коридоре. Например, в статье (Eric R. Sims et al., 2021) рассматривается влияние нетрадиционных инструментов ДКП, к которым и относится публикация будущих процентных ставок. Важно то, что авторы отмечают, что данная политика может быть использована центральными банками, у которых наблюдается высокий уровень доверия к его действиям, в противном случае, она будет неэффективна. 

Этой теме также посвящена работа (Исаков А. и др., 2018), которые рассматривают введение политики conventional forward guidance на примере различных стран мира. Но они приходят к обратному выводу: публикация будущей процентной ставки повышает эффективность ведения ДКП за счет увеличения ее прозрачности и предсказуемости, улучшает работу рынков за счет умения лучше понимать и анализировать предоставленную центральным банком статистику. Однако в работе все же отмечаются риски, связанные со снижением работоспособности базовой ставки, при излишней сглаженности ее траектории при прогнозе, что необходимо учитывать при введении политики conventional forward guidance. 

В другом исследовании (Coibion et al., 2022) рассматриваются различные виды коммуникаций центральных банков, включая уже упомянутую нами политику conventional forward guidance. Однако авторы отмечают, что данные меры коммуникаций в большей степени нацелены на финансовые рынки, а не на население в целом. В результате коммуникационная политика работает лишь на узконаправленный сектор потребителей и не достигает максимума своей эффективности. В качестве более действенных инструментов коммуникационной политики авторы выдвигают прямое общение центрального банка с общественностью. При этом авторы приводят результаты исследования, где показано, что обычные потребители в большей степени пропускают большую часть информационного содержания, когда оно представляется им в виде новостной статьи. По нашему мнению, такой эффект наблюдается, в частности, потому, что большинство населения имеют низкую финансовую грамотность и новость о повышении/понижении процентных ставок или каких-либо других мерах центрального банка для них не информативна. Авторы исследования приходят к выводу, что если центральные банки захотят добавить прямое общение с населением в качестве нового инструмента политики, им придется найти новые способы достижения интереса общественности, не полагаясь на традиционные СМИ. 

Проблему коммуникации с общественностью также затронули и в обзоре (Masciandaro et al., 2023). В нем отмечается, что на данный момент, ввиду широкого использования нетрадиционных инструментов ДКП, целевая аудитория центральных банков – это не только участники финансовых рынков, но и обычное население. В последние годы потребовалось лучше объяснять то, что делают центральные банки, что побудило их активизировать свои усилия по информированию более широкой аудитории. Однако общение с неспециалистами сопряжено с рядом проблем, начиная с того факта, что аудитория гораздо более сегментирована и с меньшей вероятностью будет интересоваться объявлениями о ДКП, так как не понимает сути данных сообщений.

Таким образом, центральные банки все чаще используют социальные сети в качестве регулярного элемента своей коммуникационной политики. В обзоре предлагаются рекомендации по началу анализа контента социальных сетей. Такой анализ поможет понять политикам эффективность коммуникации с точки зрения влияния на убеждения общественности. Он также может предоставить полезный инструмент для понимания того, как можно более точно нацелить коммуникацию, чтобы закрепить ожидания.

Почему грамотная коммуникационная политика важна для Казахстана?

НБ РК должен уделять особое внимание тому, чтобы предоставляемая им информация была понятна общественности. В противном случае любые действия НБ РК окажутся бессмысленными: экономические агенты будут действовать на рынках, исходя лишь из своих собственных убеждений, и проводимая ДКП не принесет ожидаемого результата. В условиях беспрецедентной неопределенности современной мировой экономики, с которой сейчас столкнулся Казахстан, набор возможностей НБ РК несколько ограничен. Поэтому качественная коммуникация с общественностью является одним из основных факторов достижения результатов в обеспечении стабильности цен в стране. 

На данный момент НБ РК использует практически все доступные инструменты коммуникационной политики, но ее проведение не приносит существенных результатов. Это может говорить о том, что данная политика проводится в большей степени в количественном, а не в качественном выражении. Большинство населения не располагает знаниями о том, каким образом использовать предоставляемую НБ РК информацию об изменениях в экономике. Это часто служит основой для неправильного истолкования статистических данных, предоставляемых НБ РК, дискредитации действий монетарного органа и др. Таким образом, коммуникационная политика НБ РК требует, прежде всего, модернизации процесса связи с общественностью.

Оригинальное название статьи

Авторы

Показатель цитируемости (h-индекс)

Журнал и год выпуска статьи

Political Shocks and Inflation Expectations: Evidence from the 2022 Russian Invasion of Ukraine

Dräger Lena

7

SSRN, Original research article, April 2022

Gründler Klaus 

6

Potrafke Niklas

28

How to limit the spillover from the 2021 inflation

surge to inflation expectations?

Dräger Lena

7

Econstor, Original research article, February 2022

Lamla Michael

13

Pfajfar Damjan

11

Evaluating Central Banks' Tool Kit: Past, Present, and Future

Eric R. Sims

14

Journal of Monetary Economics, Volume 118, March 2021 

Jing Cynthia Wu

14

Monetary policy communications and their effects on household

inflation expectations

Olivier Coibion

19

Journal of Political Economy, Volume 130, June 2022

Yuriy Gorodnichenko

32

Michael Weber

13

Central Bank Communication and Social Media: From Silence to Twitter 

Donato Masciandaro

21

Journal of economic surveys, Special issue article, February 2023 

Oana Peia


5

Davide Romelli

7

К вопросу об инфляционных ожиданиях: современные подходы

Раннева Нона Александровна 

5

Вопросы экономики, выпуск 2, февраль 2019

Прогноз ключевой ставки: Насколько страшна его публикация?

Александр Исаков

3

Деньги и кредит, выпуск 4, декабрь 2018

Петр Гришин


-

Олег Горлинский


-

Комментарии 0