События Кредит под контролем: как изменятся правила работы для МФО и банков

Кредит под контролем: как изменятся правила работы для МФО и банков

Материал также доступен на lsm.kz

В Казахстане продолжают закручивать гайки на рынке кредитования. О минусах и плюсах изменений LS поговорил с профучастниками.

Старший аналитик департамента консалтинговых услуг AERC Ерасыл Серикбай считает, что изменения способны повысить точность анализа платежеспособности клиентов и улучшить процесс кредитования. 

Речь идет о введении критериев классификации высокорисковых заемщиков и нового подхода к оценке постоянного источника дохода. Особенно это касается микрокредитов и потребзаймов, где уровень просрочки традиционно выше. Собеседник LS отметил, что это поможет сократить объемы выдачи неустойчивых кредитов и снизить вероятность образования неуплаты по обязательствам, в первую очередь в сегменте социально уязвимых групп.

"Однако сами по себе предложенные меры не решат проблему закредитованности полностью, но они точно помогут повысить устойчивость ссудной системы. Необходимо также учитывать факторы, лежащие за пределами кредитной политики, такие как низкие реальные доходы, отсутствие накоплений, слабая финансовая грамотность населения и низкий уровень социальной защиты", – подчеркнул Е. Серикбай.

Таким образом, он назвал новые поправки элементом более широкой стратегии, предполагающей сочетание финрегулирования с экономической и социальной политикой, а не универсальным решением проблемы.

Аналитик напомнил, что АРРФР уже предпринимало меры по сдерживанию чрезмерного роста потребкредитования, в том числе путем установления предельной долговой нагрузки, введения ограничений на микрозаймы, а также ужесточением требований к капиталу банков и МФО.

"В этом контексте можно утверждать, что текущие поправки представляют собой не избыточность, а логическое развитие уже начатой политики. Рынок розничного кредитования в Казахстане по-прежнему демонстрирует высокие темпы роста, особенно в сегменте необеспеченных ссуд", – отметил собеседник LS.

Введение более детализированной дифференциации заемщиков и критериев оценки источников дохода, как отмечает эксперт, позволяет перейти регулятору от количественных ограничений к более качественным механизмам надзора. По его словам, такие поправки скорее дополняют существующие инструменты, чем дублируют их.

Е. Серикбай ожидает, что поправки АРРФР могут принести ряд положительных результатов. В их числе повышение устойчивости финсектора за счет сокращения доли высокорисковых ссуд, снижение соцнапряженности, связанной с закредитованностью, а также стимул для банков использовать более точные методы оценки рисков и доходов.

Вместе с тем аналитик указал и на риски.

Прежде всего, это возможное ограничение доступа к кредитам, особенно для самозанятых и работающих в неформальном секторе. Далее следует рост теневого кредитования, а также административная нагрузка на БВУ из-за внедрения новых систем классификации и оценки. Е. Серикбай подчеркнул, что важно найти баланс между защитой интересов заемщиков и сохранением доступности финуслуг.

В целом собеседник LS считает, что влияние предложенных АРРФР мер носит преимущественно среднесрочный характер.

"Первые результаты, такие как снижение доли вновь выданных ссуд заемщикам с высоким уровнем риска, могут быть зафиксированы в течение 6-12 месяцев после вступления постановления в силу. Однако более существенные сдвиги в структуре кредитного портфеля и уровне просрочки потребуют не менее 1,5-2 лет. Это связано с необходимостью адаптации банковских IT-систем, переобучения персонала, а также с временным лагом между принятием решений по выдаче кредитов и проявлением фактической платежной дисциплины заемщиков", – подчеркнул он.

Также представитель AERC поделился мнением о том, действительно ли качество ссудного портфеля требует постоянных ужесточений. По его словам, многие проблемные займы прячутся под видом реструктурированных. Особенно аналитик обеспокоен ситуацией в сегменте необеспеченного потребительского кредитования и микрофинансирования, где заемщик берет одну ссуду, чтобы погасить другую.

"Ужесточение регулирования не является чрезмерным, а представляет собой реакцию на сохраняющиеся дисбалансы. Однако крайне важно, чтобы такие меры сопровождались шагами по повышению финграмотности населения и стимулированию роста реальных доходов", – добавил он.

Первый зампредседателя совета АФК Ирина Кушнарева привела данные Нацбанка, согласно которым на 1 апреля этого года доля NPL 90+ у физлиц составляет 4,2%, а всего займов с просрочкой (включая неуплату на один день) – 8,5%. Год назад эти показатели были равны 3,7 и 7,8% соответственно.

Она добавила, что по оценке качества активов, которую проводит АРРФР, доля потребкредитов физлиц третьей стадии в 2024 году составила 9,8% (9,7% – в 2023 году), по ипотеке – 4,8% (6,3%). По ее словам, в сравнении с долями малого (16,7%) и среднего (12,5%) бизнесов качество портфеля населения не должно вызывать никакой озабоченности.

Собеседница LS считает, что необходимо объективно оценивать масштаб проблемы с закредитованностью казахстанцев до принятия серьезных мер, влияющих как на банки, так и на клиентов.

В качестве примера И. Кушнарева привела ситуацию с банкротствами физлиц, когда при ожидании миллионных заявлений в момент обсуждения законопроекта три года назад признали банкротами только 26 тыс. человек.

"В целом при ужесточении регулирования и усложнении процедур всегда важно взвешивать пользу для отдельной группы клиентов и потенциальный вред для абсолютного большинства других клиентов", – подчеркнула она.

Также представитель АФК указала на трудности с анализом эффективности мер, поскольку для оценки результата нет достаточного времени перед введением новых поправок.

В беседе с LS она отдельно остановилась на установлении классификации заемщиков, специальных условий реструктуризации высокорисковых клиентов и т.д. По ее словам, здесь главная проблема заключается в том, что регулятор вводит формальные требования и факторы, которые не способны повлиять на заемщиков, но могут создать новые ограничения и административные расходы для БВУ.

"По мнению банков, предложенные факторы не охватывают целевую аудиторию для инструментов оздоровления. Клиенты, которым фининститут самостоятельно предлагает инструменты урегулирования, могут не соответствовать ни одному из предлагаемых факторов, что не означает, что банк не должен предоставлять им варианты реструктуризации, если определил их как клиентов с высоким риском. С другой стороны, наличие факторов само по себе не означает обоснованное увеличение риска по заемщикам. Заемщики, подходящие по критериям в НПА, могут не нуждаться в инструментах урегулирования и не нуждаться в предоставлении соответствующих мер по оздоровлению", – рассказала она.

В заключение И. Кушнарева отметила, что у банков достаточно практики для объективной оценки риска в рамках их операционной деятельности. Таким образом, вмешательство в эти процессы не требуется.

Ранее LS писал о том, что в стране хотят изменить подходы к выдаче кредитов. Среди них и снижение максимального значения коэфицента КДН до 0,25. Аналогичный уровень предлали установить для получателей микрокредитов, оформленных со сроком от трех до пяти лет.

Вместе с этим АРРФР вносит норму, при которой уровень КДН для беззалогового займа на личные цели со сроком от трех до пяти лет составит половину размера максимального уровня данного коэффициента.

Comments 0