Рынок труда Казахстана постоянно эволюционирует под воздействием политических, экономических и социальных факторов и в своем развитии пока еще сильно отстает от требования времени. В силу этого в сфере занятости, социальной защиты безработных граждан накопилось много нерешенных проблем. Специфика рынка труда такова, что его проблемы должны находиться в поле зрения политиков, в противном случае, неурегулированные проблемы не только могут привести к нерациональному использованию главных производительных сил общества – ресурсов труда, потере конкурентных преимуществ страны из-за снижения потенциала человеческих ресурсов, но и обернуться серьезными социальными конфликтами. Вот почему необходимо заниматься решением проблем занятости, совершенствуя методы и формы государственного вмешательства в функционирование рынка труда, проводя институциональные изменения, особенно в период нарастания экономических кризисов.
Рынок труда Казахстана из-за своей неразвитости заметно отличается от функционирования подобных рынков в других странах мира. В этом свою негативную роль сыграли трудности, возникшие в ходе трансформации общественного и политического строя нашего государства, а также – в реализации серьезных реформ в условиях ограниченности финансовых и инвестиционных ресурсов, недостаточности опыта институционального оформления рыночных преобразований и др. В силу этих обстоятельств современный рынок труда Казахстана отличается такими особенностями, как высокая доля неформальной и теневой занятости, слабая социальная защищенность безработных, рост доли работающих граждан не по специальности, малая мобильность трудовых ресурсов и т.д. Приведем основные особенности рынка труда Казахстана:
- В Казахстане отсутствует главный элемент рыночного механизма – Биржа труда, что приводит к нарушению принципа функционирования рынка труда. Неэффективность существующих институтов в решении проблем занятости дает право утверждать, что рынок труда Казахстана не до конца сформирован и в своем развитии сильно отстает от уровня социально-экономического развития общества и рыночных преобразований. Из-за этого наблюдаются рост диспропорций между спросом и предложением на рынке труда, значительный разрыв в количестве занятых и числе участников системы социального страхования, что свидетельствует о высокой доле неформальной занятости, увеличении количества занятых граждан, работающих не по специальности. При количестве занятых 8,5 млн. человек в 2013 году, по данным Государственного фонда социального страхования, только 5,8 млн. человек, т.е. менее 70% занятых производили социальные отчисления, что означает наличие высокого уровня неформальной занятости, кроме того, по результатам исследования аудиторской компании «E&Y» около 1/3 занятых в Казахстане работают не по специальности из-за слабой работы институтов рынка труда.
- В стране узкому кругу безработных назначаются социальные выплаты, размер которых недостаточен для обеспечения минимальных жизненных стандартов. Из-за этого большинство безработных, с одной стороны, имеют слабую социальную защищенность, и, с другой стороны, имеют очень низкую мотивацию в посещении служб занятости, поскольку не ждут от них реальной материальной и моральной поддержки. В силу указанных причин эффективность работы государственных служб занятости имеет низкий уровень. Действительно, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2013 году статус безработных через государственные службы занятости получили всего лишь 30 тыс. человек, что составляет около 6% от общего числа официальных безработных в стране. Это означает, что в государственную службу занятости за помощью обращается один из 15 безработных – это ярко демонстрирует отсутствие доверия официальным институтам рынка труда.
- Отсутствие Биржи труда осложняет работу по ведению учета безработных. Попытки наладить систему регистрации безработных через существующие государственные службы занятости не дали должного результата ввиду причин, перечисленных в пункте 2. Поэтому в стране количество безработных определяется не поименной регистрацией каждого ищущего работу гражданина, как принято в мировой практике, а усилиями статистиков страны – расчетным путем, используя остаточный принцип. Известно, что статистический подход допускает большие погрешности, и по этой причине более точно определить реальное количество безработных в стране не представляется возможным. С другой стороны, при определении количества безработных, если отойти от принципа поименной регистрации, то возникают соблазны для манипулирования статистическими показателями в зависимости от изменения политической конъюнктуры в стране. Результаты независимых исследований, проведенных аудиторской компанией «E&Y», свидетельствуют о наличии высокой доли скрытой безработицы в стране, хотя уровень официальной безработицы держится на уровне 5% на протяжении последних нескольких лет. Следовательно, благополучная статистика занятости и безработицы могла иметь место в результате засчитывания незарегистрированных безработных в категорию самостоятельно занятого населения или других действий.
- В Казахстане высока доля самостоятельно занятого населения, которая в последние годы держится на уровне выше 30%. Большая часть самостоятельно занятого населения проживает в сельской местности и характеризуется невысоким уровнем образования и низкой квалификацией. Около 40% самостоятельно занятого населения являются непродуктивно занятыми, т.е., по существу, являются занятыми в личном подсобном хозяйстве на производстве продукции для собственного потребления. От общего количества самозанятого населения только 13% занято производством продукции для продажи, к тому же у многих из них доходы ниже прожиточного минимума. Таким образом, непродуктивная занятость значительной части населения приводит к малоэффективному использованию трудовых ресурсов страны, сдерживая рост социально-экономического положения граждан государства.
- Показатели занятости и безработицы не отличаются высокой достоверностью. Некачественные данные по количеству безработных не позволяют принимать адекватные меры по решению проблем занятости, переобучению и оптимальному территориальному размещению трудовых ресурсов и, в целом, снижают эффективность реализуемых государством программ по повышению занятости. В условиях недостаточности и ненадежности статистических данных отследить влияние большинства принятых государством программных мероприятий по улучшению ситуации на рынке труда и на экономику в целом становится недостижимым.
- Казахстанский рынок труда формируется в условиях отсутствия механизма самонастройки рыночных отношений. Действительно, с одной стороны, из-за недоразвитости институтов рынка труда важнейший элемент его самонастройки – цена рабочей силы не исполняет основные свои функции, т.е. не в состоянии оказывать влияние на уровень спроса и предложения на рынке труда, а также на их равновесное положение. С другой стороны, во многих отраслях и секторах экономики уровень заработной платы является недостаточным для выполнения воспроизводственных функций, т.е. не позволяет нормально воспроизвести рабочую силу и улучшить условия жизни работника (оплата квартиры, пищи, одежды и т.д.), а также растить и воспитывать детей, будущие трудовые ресурсы. Известно, что, если заработная плата по основному месту работы не обеспечивает работнику и членам его семьи нормальное воспроизводство, то возникает объективная потребность в источниках дополнительного дохода. Сверхурочная работа или работа на нескольких поприщах приводят к истощению трудового потенциала, снижению профессионализма, ухудшению трудовой и производственной дисциплины и т.д. Уровень и структура расходов на воспроизводство рабочей силы различаются во всем мире и зависят, в первую очередь, от уровня социально-экономического развития государства, природно-климатических условий и других особенностей страны. Сегодняшний уровень оплаты труда не соответствует уровню развития нашего общества и не стимулирует материальную заинтересованность работников в результатах труда.
- Трудовые ресурсы Казахстана не мобильны. В настоящее время в нескольких регионах страны наблюдается сокращение количества населения и трудовых ресурсов. Долгосрочные демографические прогнозы предсказывают дальнейшее обострение ситуации на рынке труда в шести приграничных с Россией регионах в результате сокращения численности населения от 10 до 20 процентов к 2030 году. В складывающихся демографических условиях мобильность трудовых ресурсов становится одним из важнейших условий рационального использования ограниченных ресурсов общества путем его перемещения из трудоизбыточных регионов в пользу трудодефицитных регионов, что, в конечном счете, может привести к устойчивому развитию экономики страны. Мобильность трудовых ресурсов характеризуется реальной возможностью работников и их семей переехать в другую местность, где они могут заключить более выгодное предложение по найму. Межрегиональная мобильность в Казахстане находится на низком уровне, вследствие чего уровень межрегиональной дифференциации доходов из года в год не меняется. При текущих темпах выравнивания различие уровня социально-экономического развития населения в регионах может дальше обостриться, создавая угрозу экономическому и политическому единству государства. Основные причины низкой мобильности, отчасти, связаны с менталитетом и территориальной разобщенностью населения, а также, в определяющей степени, обусловлены уровнем социально-экономического развития общества, отсталостью транспортной инфраструктуры страны, низкими доходами населения, неразвитостью рынка арендного жилья и ипотечного кредитования, более того, отсутствием целостной государственной миграционной политики. Обеспечение межрегиональной мобильности населения будет способствовать распространению новых знаний, опыта, технологий и окажет позитивное влияние на инновационную направленность экономики и общественного воспроизводства.
- Формирование рынка труда происходит в условиях улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов. За годы независимости значительно возросло число специалистов, получивших образование в лучших западных ВУЗах мира, наблюдается увеличение доли людей, прошедших через более высокие ступени образовательной системы (магистратура, докторские, последокторские программы), однако уменьшается количество людей, получающих образование по рабочим специальностям. Из-за этого наблюдается перекос в подготовке специалистов с высшим образованием и ощущается недостаток специалистов рабочих профессий.
- Казахстанский рынок труда плохо организован. В стране за годы независимости не проведено ни одного специального обследования по изучению потребности потенциальных работодателей в рабочих кадрах в разрезе профессий и квалификаций с использованием современных количественных и качественных методов исследования, соответствующих международным стандартам. Слабая инфраструктура рынка труда и отсутствие достоверной информации о потребностях отраслей экономики в кадрах по профессиям снижают эффективность проводимых по линии МОН РК мероприятий по распределению государственного заказа на подготовку специалистов. Из-за этого многие работодатели не могут найти подходящие кадры, а более 30% занятого населения в стране работают не по специальности, что свидетельствует о плохой организованности рынка труда. Кроме того, политика занятости проводится без специального изучения проблем отдельных целевых групп, таких как длительные безработные; городские и сельские безработные; безработные предпенсионного возраста; безработные инвалиды; безработные многодетные матери; лица, впервые вступающие в трудовые отношения; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 29 лет и др. В целом, все сказанное снижает адресность и эффективность мероприятий по улучшению занятости в стране.
- Рынок труда Казахстана децентрализован. С момента ликвидации Биржи труда основные функции координации и управления занятостью населения переданы местным органам исполнительной власти, а за центральным уполномоченным органом власти оставлены вопросы общего методического руководства и информационно-аналитической работы. Децентрализация и территориальная разобщенность рынка труда, ликвидация Биржи труда, в конечном счете, привели к ослаблению общей координации занятости населения в стране.
В настоящее время вновь начата системная работа по совершенствованию инфраструктуры рынка труда и нормативно-правовой среды их функционирования, адекватной специфике рыночной системы хозяйствования с учетом международного опыта. При проведении запланированных мероприятий возникает объективная необходимость в детальном изучении выше перечисленных и других особенностей рынка труда для правильного структурирования существующих проблем занятости и безработицы. Только такая системная работа может способствовать последовательному решению накопившихся проблем и формированию новой модели рынка труда, отвечающей современным потребностям нашего общества.