В настоящем исследовании AERC был проведен эмпирический поиск факторов, влияющих на цену автомобиля на рынке Казахстана. Данные по автомобилям были собраны с интернета при помощи технологии web-scraping. Итоговая модель гедонической регрессии включала 57205 наблюдений по 13 различным характеристикам: цена авто, год выпуска, тип кузова, марка авто, объем двигателя, пробег, вид коробки переключения передач, расположение руля, вид потребляемого топлива, регион, в котором продается машина, цвет кузова, а также информация о приводе и растаможке. В результате исследования выявлено: увеличение объема двигателя на каждые 0.1 литра повышает цену авто на 21%; авто с автоматической коробкой передач – на 28% дороже, чем с механической; передний привод – на 14% дороже, чем задний; черный цвет дает надбавку цене на 2.8%, а белый цвет – на 0.9%. Каждый год эксплуатации понижает цену на 7%, каждые дополнительные 100 000 километров пробега понижают цену на 2%, правостороннее расположение руля сокращает цену на 10%; цена нерастаможенных авто на 33% дешевле, чем растаможенных при одинаковых характеристиках авто.
Полученные результаты гедонической модели позволяют рассчитать примерную цену автомобиля, который имеет определенные характеристики. Данное исследование позволяет создать калькулятор для вычисления среднерыночной цены авто с любыми заданными характеристиками. Соответственно, данный подход может быть использован при прогнозировании цен на авто и является полезным инструментом при оценке авто разными организациями (профессиональные оценщики, банки).
Впоследствии, сбор данных может производиться систематически, что позволит строить эконометрические модели на основе временных рядов для выявления других объясняющих факторов в ценообразовании на автомобильном рынке Казахстана. В будущем, при систематизации сбора данных, возможно будет прогнозировать состояние автомобильного рынка Республики Казахстан.