Финансовая система Республики Казахстан в период мирового финансового кризиса оказалась не готова поглотить внешние шоки и подверглась определенным проблемам функционирования. Допущение данной ситуации произошло в результате несвоевременного применения мер регулирования и оценки рисков финансового сектора. Так, к примеру, казахстанская финансовая система характеризуется достаточно высоким уровнем рыночной концентрации. Данная тенденция в большей степени касается банковского сектора, занимающего значительную долю и являющегося «кровеносной» системой финансового сектора. Одним из основных выводов вследствие проявления кризиса и требующего значительного внимания в дальнейшей разработке регуляторных мер, является внедрение инструментов контрциклического регулирования и минимизации влияния процикличности экономики на деятельность финансовой системы в целом.
Согласно «Концепции «Развития финансового сектора РК до 2030 года» одним из основных ожиданий от финансового сектора является обеспечение достаточным объемом ресурсов по приемлемой цене для финансирования приоритетных отраслей экономики в рамках программ экономического развития. Улучшение рентабельности деятельности финансовых организаций, увеличение объема предоставляемых видов услуг при соответственном уровне контроля и управления рисками. Кроме того, существует ряд поставленных задач, необходимых к исполнению, в процессе проведения мер по интеграции финансового рынка стран ЕЭП. Основной целью данных мероприятий является формирование финансового сектора, максимально эффективно осуществляющего свою функцию финансового посредника.
Таким образом, необходимо отметить, что развитие финансового сектора привнесет необходимость преодоления различных барьеров. Внедрение международных стандартов Базель II,III и Solvency на основе мирового опыта требует произведения тщательного анализа и соответствующего подхода. Минимизация рисков деятельности финансового сектора и обеспечение финансовой стабильности имеют значительное влияние на успешность исполнения поставленных задач.
Так в целях улучшения регулирования финансового сектора и состояния экономики РК был произведен Указ Президента РК о подтверждении Концепции развития финансового сектора в посткризисный период от 01 февраля 2010 года. В данной концепции подчеркивается необходимость проведения эффективного макропруденциального регулирования и выделяется усиление роли Национального Банка как ответственного лица по обеспечению финансовой стабильности и регулированию системных рисков финансового сектора РК. Проведение макропруденциального регулирования согласно Концепции предоставляется в следующем порядке:
Как уже было отмечено выше, негативное влияние мирового финансового кризиса на финансовую систему РК потребовало немедленного вмешательства государственных органов и проведение совместной скоординированной политики. Так, в 2007 году между Правительством Республики Казахстан и Национальным Банком был заключен Меморандум по вопросам финансовой стабильности. Основной задачей при этом являлось определение целей, задач и функций каждой из сторон по обеспечению финансовой стабильности. Кроме того, были рассмотрены и утверждены принципы и механизмы регулирования и координации информационной политики. В результате принятия Меморандума Национальным Банком РК были определены оптимальные условия по выдаче займов в качестве кредитора последней инстанции. Изменение формы регуляторной отчетности и ужесточение требований к прозрачности деятельности банков относительно предоставления информации по остаткам на балансовых счетах, внебалансовых активов, активов и обязательств по срокам, раскрытие информации относительно выданных кредитов в разрезе отраслей по срокам погашения и просроченной задолженности.
В результате объявления Послания Президента народу Казахстана, выпущенного в феврале 2008 года, было произведено создание Технического комитета в Агентстве по финансовому надзору РК в качестве меры координации деятельности государственных органов. Основной целью создания комитета являлось определение задач по обеспечению финансовой стабильности и поддержания доверия к финансовой системе в целом. Произведены изменения и дополнения относительно внедрения инструментария оценки финансовой устойчивости БВУ, улучшения методики проведения стресс-тестирования как банков, так и банковской системы в целом и процедуры применения мер раннего реагирования. Основное внимание деятельности Технического комитета в посткризисный период было направлено на вопросы эффективной реализации макропруденциального регулирования в Республике Казахстан, внедрения инструментов макропруденциальной политики в виде динамических резервов и контрциклического регулирования достаточности и формирования капитала. Также были рассмотрены основные рекомендации международных финансовых организаций по обеспечению финансовой стабильности и регулированию финансового сектора.
В 2009 году Агентство по надзору за финансовым сектором произвело комплекс пруденциальных мер по регулированию, основанного на снижение рисков и роста устойчивости банковской системы в целом : - произведено введение коэффициент достаточности капитала к1-2; - произведено изменение расчета коэффициентов к7,к8 и к9; - изменение требований по созданию провизий по определенным видам кредитов. Ввиду накопления кредитного риска и невозможности исполнения банковскими организациями собственных обязательств в 2009 году были применены меры относительно реструктуризации обязательств банков и создания стабилизационного банка. Основная идея при этом заключалась в создании посредника, осуществляющего деятельность по приобретению и управлению активами и обязательствами проблемных банков. 2 ноября 2009 года в целях реализации рекомендаций международных финансовых организаций были введены требования по необходимости наличия в банках Плана действий на случай возникновения непредвиденных ситуаций. Данное мероприятие было направлено на применение превентивных мер, имеющих количественные показатели при допущении которых, банковским организациям необходимо проводить оперативные мероприятия по снижению уровня факторов, влияющих на финансовую устойчивость банков. Также были внесены требования по предоставлению информации относительно стресс-сценариев и результатов стресс-тестирования на ежемесячной основе.
Для усиления институционального взаимодействия и координации решений в области обеспечения финансовой стабильности Указом Президента от 12 июня 2010 года № 994 был создан Совет по финансовой стабильности и развитию финансового рынка Республики Казахстан. Основными задачами Совета являются оказание содействия и выработка предложений по реализации макропруденциального регулирования, ориентированного на стабильность финансовой системы Республики Казахстан и минимизацию системных рисков.
В целях координации деятельности с другими ведомственными органами, в 2010 году был создан Совет по финансовой стабильности и развитию финансового рынка РК, основной целью которого является осуществление межведомственной координации по вопросам обеспечения финансовой стабильности и эффективного развития финансового сектора. Основными задачами Совета являются оказание содействия и выработка предложений по реализации макропруденциального регулирования, ориентированного на стабильность финансовой системы РК и минимизацию системных рисков.
Основными функциями Совета являются:
В целях эффективного осуществления макрорегулирования Национальным банком ведется тесное сотрудничество с:
Правительством, в лице Министерства финансов, занимающейся налоговой и бюджетной политикой, регулированием реального сектора экономики, политикой государственного заимствования, формированием и использованием Национального Фонда РК и т.д.;
АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», основной задачей которого является повышение конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и занимающейся финансированием в рамках программ по государственной поддержке приоритетных направлений; Институтами защиты интересов потребителей финансовых услуг, в состав, которого входят Фонд гарантирования страховых выплат, страховой омбудсмен, банковский омбудсмен.
Рисунок 1. Система обеспечения финансовой стабильности Республики Казахстан.
К непосредственной компетенции Национального Банка отнесены следующие вопросы:
Для реализации задачи по улучшению прозрачности финансовой системы, в том числе банковского сектора и координации законодательной базы в соответствии с международными стандартами в посткризисный период был введен ряд мер в виде лимитов на выдачу кредитов лицам, зарегистрированных в оффшорных зонах, усовершенствования методик по раннему выявлению ухудшения состояния финансовых организаций, установление требований по расчету собственного капитала в соответствие с Международными Стандартами Финансовой Отчетности (МСФО). Кроме того, поэтапно производилось увеличение требований по размеру уставного капитала банков второго уровня в 2009 году – 5 млрд. тенге, а с 2011 года – 10 млрд. тенге с учетом регионального фактора и наличия филиалов банков.
Рассмотрев основные нормативно-правовые внесения и изменения в гармонизацию деятельности государственных органов РК в рамках обеспечения финансовой стабильности, проанализируем основной инструментарий НБРК по управлению и регулированию системных рисков.
Решение о формировании и предоставление Отчетов о Финансовой Стабильности РК впервые было произведено в 2006 году в целях улучшения транспарентности политики Национального Банка и поддержания доверия со стороны экономических агентов. Согласно мнению, сформировавшемуся на основе мирового опыта, ОФС должен содержать четкое определение понятия финансовой стабильности для страны, общая оценка должна быть представлена ясно и объективно, результаты должны быть представлены в согласованном порядке и важнейшим фактором является точное определение целей предоставления. Публикация Отчетов о Финансовой Стабильности Республики Казахстан производится на ежегодной основе, начиная с 2007 года. Структура отчета содержит в себе предоставления общих макроэкономических тенденций, состояния финансовой системы в разрезе секторов, наличие структурных дисбалансов и различных видов рисков, а также анализ макропруденциальных мер принимаемых Национальным Банком РК.
В ОФС РК 2007 года представлены результаты исследования в области финансовой стабильности и продемонстрирована методика оценки рисков «Карта оценки риска». «Карта оценки рисков» представляет собой схематическое изображение уровня рисков по количественным параметрам на определенный момент времени, которая также позволяет проанализировать, как изменился уровень рисков с момента предыдущего периода. Данный аналитический подход служит инструментом для дальнейшего анализа уровня рисков, влияющих на финансовую стабильность. «Карта оценки рисков» в своей структуре содержит 57 показателей, основанных на оценке ПФУ, макропруденциальных индикаторов, макроэкономических показателей и т.д., представленных в I главе. Основными параметрами в предлагаемой методике являются: внешний мир, достаточность резервов страны, потоки капитала, монетарная и фискальная политика, долговая нагрузка, ликвидность и чувствительность к рыночному риску банковского сектора, качество активов банковского сектора, прибыльность банковского сектора. Отметим, что применение данного подхода позволяет производить динамический анализ рисков, влияющих на финансовую стабильность и иметь визуальное представление различных отклонений.
В практике выявления кризисных ситуаций в финансовой системе РК, НБРК совместно с иностранными представителями произвел разработку системы раннего оповещения финансовых кризисов. Методикой для создания данной системы являлся сигнальный подход, основанный на мониторинге определенных экономических переменных. Установление пороговых значений и последующее отклонение переменных анализируется как сигнал о возможном финансовом кризисе. В аналитической литературе прогнозная сила сигналов в большей степени характеризуется в период от 12 до 24 месяцев. Критерии выбора индикаторов заключались в их качестве, показательной способности и отсутствием сильной зависимости между переменными, для более эффективной оценки. Результат использования данной методики отражается в построении композитного индекса уязвимости, где каждому полученному сигналу придается заранее установленный вес. На основе построенного индекса производится расчет вероятности наступления финансового кризиса.
Еще одним из примеров сотрудничества НБРК с иностранными специалистами является разработка индикаторов, характеризующих состояние различных секторов экономики РК:
Качественные параметры кредитного рынка в условиях финансовых потрясений – один из важных инструментов, которые отражают адекватную оценку ситуации на банковском рынке (включают методы исследования качественных параметров спроса и предложения кредитных ресурсов), путем проведения обследований банков, с помощью специально разработанных вопросников. Проведения подобных обследований позволило получить дополнительный источник информации, использование которых необходимы для анализа количественных параметров рынка и факторов, определяющих финансовую стабильность. Также обследование может учитываться при принятии решений в области ДКП и прогнозировании. В целях совершенствования системы мониторинга, начиная с 2007 года, на регулярной основе НБРК проводится обследование банков второго уровня, базирующегося на анкетировании. Анкета включает в себя два основных раздела: рынок банковского кредитования (корпоративный и физические лица), карта оценки рисков. С помощью анкетирования оценивается состояние банков и осуществляется прогноз параметров кредитного рынка. Результаты исследования оцениваются путем расчета следующих показателей: процентное изменение, чистое процентное изменение, индекс диффузии, средние значения. На форуме правительств и глав центральных банков государств G-20 в качестве рекомендаций был поднят вопрос о внедрение более жестких требований в отношении СЗФИ, включающих в себя более жесткий подход по установлению пруденциальных нормативов. Одним из главных вопросов на текущий момент является правильность определения финансовых институтов в качестве системно-значимых. В этой связи Национальным Банком РК был разработан проект Правил №257 «Об отнесении финансовых организаций к числу системообразующих», данное постановление вводится в действие с 1 июля 2015 года. Согласно представленным Правилам, системообразующий банк характеризуется как банк, от стабильного функционирования которого зависит стабильность финансовой системы в страны в целом и ее отдельных сегментов. Основной целью установление процедуры определения финансовых организаций к числу системообразующих является снижение уровня системных рисков финансовой системы.
Критериями, используемыми для отнесения банковской организации к числу системообразующих, являются:
Кроме того, предусмотрены различные показатели, характеризующие выше представленные критерии. В итоге на основе оцениваемых показателей с учетом заранее установленных весов производится расчет обобщающего показателя банковской организации (ОП).
Обобщающий показатель банка (ОП) рассчитывается по формуле:
Банк относится к числу системообразующих банков в случае, когда ОП составляет 10 процентов и более. В случаях, где значение данного показателя находится в интервале между 5-ю и 10-ю процентами, банк рассматривается в качестве потенциальной финансовой организации, которая может быть причислены к числу системообразующих и подвергается дальнейшему анализу. Информация о включении финансовой организации в список финансовых организаций, отнесенных к числу системообразующих, а также о включении банка в список потенциальных банков, которые могут быть признаны системообразующими по результатам проведения очередной оценки, доводится до сведения данных финансовых организаций. Регулирование системообразующих банков требует применения отдельных подходов по оценке капитала, активов, проводимых операций, систем внутреннего контроля и управления рисками, так как нарушение их функционирования потенциально имеет большее негативное влияние на другие финансовые организации и проявлению системных рисков финансовой системы.
В 2013г. было проведено 5 заседаний Совета по финансовой стабильности и развитию финансового рынка Республики Казахстан, на которых обсуждались текущие и перспективные направления развития банковского и страхового секторов, а также рынка ценных бумаг. В частности, в отношении наиболее важных аспектов регулирования банковского сектора членами Совета и участниками финансового рынка рассмотрены и приняты решения по следующим вопросам:
Применение динамического резервирования в качестве инструмента макропруденциального регулирования позволяет уменьшить размах колебаний совокупного уровня резервов по кредитам в течение экономического цикла. Кроме того, такой тип резервирования имеет влияние на общие финансовые показатели банков второго уровня, ввиду эффекта контрцикличности. Таким образом, создание динамических резервов подразумевает регулирование не обесценения определенных активов, а покрытия убытков от ожидаемых в будущем потерь. Введение требований по формированию динамических резервов в РК планировалось произвести в 2013 году. В целях осуществления поставленных задач, Национальным Банком РК были подготовлены законодательные акты, однако на текущий момент ввиду определенных проблем, инструмент динамического регулирование имеет только частичное применения в банковской системе РК.
Согласно решениям Совета Финансового стабильности и участников финансового рынка, НБ РК подготовил методику формирования динамических резервов для БВУ. Представленный подход был разработан на основе международного опыта в лице Центрального банка Испании. Основной целью при этом является дополнение специальных провизий, формируемых в соответствии с требованиями МСФО, а также уравновесить циклическое поведение специальных резервов, создаваемых против потерь по кредитам. Расчет динамических провизий, согласно методике, осуществляется по следующей формуле:
ΔДР – изменение динамического резерва за отчетный период;
ΔСП – изменение провизий, созданных в соответствии с требованиями МСФО за отчетный период;
ΔПЗ – совокупные займы, выданные за отчетный период;
ПЗ – совокупные займы, выданные за отчетный период;
α (альфа) – параметр ожидаемых кредитных потерь, определенный как PD*LGD (вероятность дефолта средняя за цикл – PD, умноженная на максимальные потери в случае дефолта – LGD);
ß (бета) – параметр скрытых потерь (исторически сложившийся уровень провизирования в квартальном разрезе).
Из перспективных макропруденциальных инициатив необходимо отметить переход Казахстана в 2015 г. к стандартам Базеля III в целях обеспечения финансовой устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора в условиях интеграции. Введение стандартов Базель III потребует внесения значительных изменений в действующую нормативную правовую базу по требованиям к капиталу, в связи с чем, предполагается постепенный переход на новые требования. Введения стандартов Базеля в Казахстане предусматривает максимальный срок введения нормативов исходя из допущений по уровню рентабельности до 2020 года.
Согласно отчету финансовой стабильности НБРК в 2012г. был разработан и согласован с банками график введения новых требований, охватывающий период с 2013г. по 2019г., который при этом разделен на два этапа: первый этап (2013-2015гг.), исключение инструментов, не соответствующих стандартам Базеля III, и введение консервационного буфера; второй этап (2016-2018гг.).Однако внедрение инструментов стандарта Базель III подверглось определенным проблем на текущий момент, и в соответствии с заявлением НБ РК, постепенный переход на стандарты Базель III и исключение инструментов не соответствующих его критериям будет осуществляться в период с 2015 по 2019 год.
В целях улучшения ликвидности и снижения рисков фондирования в соответствие со стандартами Базель III, в рамках пруденциального регулирования рассматривается возможность использования инструментов макропруденциального регулирования LCR(Liquidity Coverage Ratio). Эффект применения данных мер ожидается в виде обеспечения достаточного уровня ликвидности БВУ в краткосрочном периоде путем создания достаточного уровня высоколиквидных активов, но и стабилизации долгосрочного фондирования путем выбора наиболее устойчивых источников фондирования.
Внедрение нормативов достаточности предполагает повышение качества капитала, через постепенное исключение из капитала инструментов, не соответствующих критериям Базель III. График внедрения (таблица 1) обусловлен возможностями банков по соблюдению минимальных требований, во избежание последствий для кредитной активности банков. Таким образом, в целях повышения собственного капитала банкам предоставляется время для того, чтобы заменить исключаемые из капитала статьи либо накопить достаточную прибыль. Основной тенденцией в банковском секторе, согласно требованиям НБ РК, является наращивание собственного капитала. Так на 1 января 2019 года минимальный размер собственного капитала БВУ должен составлять не менее 100 млрд. тенге, что в свою очередь позволит банкам избежать ограничений по привлечению депозитов. Данное явление потенциально приведет к формированию более стабильной банковской системы, имеющей возможность конкурентоспособности в процессе интеграции финансовой системы РК в рамках ЕЭП. Обеспечение достаточности капитала БВУ обосновано целью создания защиты от потенциальных убытков в будущем, возникающих в периоды бума кредитования.
Установление повышенных требований к капиталу необходимо в целях учета специфических рисков БВУ РК, устойчивости банковской системы к системным рискам и возможным негативным факторам. Новые требования Базель III к оценке достаточности собственного капитала в большей степени сосредоточены на регулирование деятельности банков в пост-кризисном периоде.
Таблица – 1 График внедрения новых требований по капиталу
Новые стандарты Базель III устанавливает более высокие требования к капиталу и ликвидности не только количественно, но и качественно, что предполагает улучшение качества структуры капитала финансовых организаций (таблица 2).
Основная цель использования контрциклического подхода – это ограничение системного риска, т.е. подверженности банков негативным факторам внешней среде и влияния на другие банки. Иными словами, это ключевой инструмент реализации макропруденциальной финансовой политики.
Проведение эффективного макропруденциального регулирования является неотъемлемой частью обеспечения финансовой стабильности. Отметим, что применение инструментов макропруденциального регулирования не всегда показывало положительный результат. Так как ввиду наличия обширного инструментария, для достижения эффективного результата необходим тщательный анализ и особенный подход для каждой финансовой системы в отдельности. Однако на основе мирового опыта выделим, что применение инструментов макропруденциального регулирования позволило в определенной степени смягчить негативный эффект мирового экономического кризиса 2008-2010 годов. Эффект внедрения макропруденциальных мер довольно сложно оценить, кроме того, существует различный временной лаг влияния принятых мер с учетом специфики решаемой проблемы.
Таблица – 2 Минимальные значения капитала для казахстанских банков по оценке НБ РК и значения установленные Базелем 3
Развитие казахстанской практики применения макропруденциального регулирования в обеспечении финансовой стабильности произошло в большей степени после проявления финансово-экономического кризиса. Нестабильность всей финансовой системы и проблемы в функционировании банковских организации в последствие приведшие к вмешательству государственных органов и процессам реструктуризации способствовали к повышению значимости регулирования процикличности экономики. В качестве примера приведем выше названные решения по внедрению контрциклического буфера капитала в зависимости от финансового цикла.
Таким образом, подводя итоги анализа макропруденциального регулирования системных рисков финансовой системы РК отметим, что нестабильность на мировом финансовом кризисе, а также проявления различных макроэкономических шоков имеет большое влияние на функционирование финансовой системы РК. Большим вызовом для НБРК на текущий момент является процесс интеграции Казахстана в ВТО и ЕЭП, что в последствие может привести к реализации ранее не проявлявшихся очагов возникновения системных рисков финансовой системы Республики Казахстан. Для регуляторного органа в лице Национального Банка и Совета Финансовой Стабильности существует необходимость развития инструментария регулирования финансового сектора, основанного на принципе контрцикличности, минимизации финансовой помощи государственных органов и диверсификации деятельности финансовых институтов.