Европейский Союз – одна из самых крупнейших, политически и экономически развитых интеграционных объединений современности, эталон транспарентности власти, развитости гражданского общества, системы социальной защиты и наряду с США олицетворение истинной демократии. В настоящее время ЕС объединяет 28 стран европейской части света, при этом численность населения союза составляет более 500 млн. человек, а по итогам 2013 согласно данным МВФ номинальный ВВП был равен 17.3 трлн. долларов США, что составляет 23% от объема мирового ВВП. Также ЕС занимает лидирующие позиции по объемам торговли с остальным миром, в том числе и с Казахстаном. Так по данным Национального Банка Республики Казахстан в 2014 году на долю стран ЕС пришлось 44% от всего внешнеторгового объема нашей страны, тем самым подчеркивается важность для экономического роста Казахстана событий, происходящие в настоящее время в экономике Евросоюза.
А реалии экономики ЕС таковы, что ее рост демонстрирует сильное замедление, граничащее со спадом (по итогам 2014 г. реальный рост ВВП ЕС составил чуть более одного процента), а цены так низки, что угроза дефляции стала головной болью для Европейского Центрального Банка. Отягощением ситуации является то, что все это происходит на фоне «отголосков» Долгового кризиса европейских стран 2010-2011 гг. – возможного скорого дефолта Греции - обладателя «пальмы первенства» все того же Долгового кризиса. 5 июля состоится в Греции состоится реферундум, по итогам которого будет принято решение о дальнейшей судьбе Греции в ЕС. Если большинство граждан Греции проголосует за выход их страны из ЕС, то это будет означать, что греческое правительство объявляет дефолт по долгам перед МВФ, что спровоцирует дальнейший дефолт страны перед Европейским фондом финансовой стабильности, который привлекает средства напрямую из ЕЦБ посредством продажи ему своих облигаций, а это в свою очередь означает, что к проблеме низкого роста экономики и угрозы дефляции прибавится еще и кризис финансового сектора.
Отметим, что «прямыми участниками» Долгового кризиса 2010-2011 гг. помимо Греции также были Ирландия, Португалия, Испания, Кипр, а такие страны, как Бельгия, Фрнация, Италия, могли оказаться в числе первых. Действительно ситуация во всех этих странах после ряда действий ЕЦБ и властей самих стран стала улучшаться, и все забыли про них, сфокусировавшись лишь на загнанной в долговую яму Греции. Но если обратим более пристальное внимание к Португалии и Италии, то можно понять, что эти две страны могут стать «новой Грецией для ЕС».
Рисунок 1. Динамика отношения долга центрального правительства к ВВП
Примечание: составлен на основании данных Евростат
Рисунок 2. Уровень безработицы
Примечание: составлен на основании данных Организации по экономическому сотрудничеству и развитию
Рассмотрим рисунок 1, где представлена динамика отношения долга центрального правительства к ВВП Греции, Италии и Португалии. На ней видно, что анализируемая величина по итогам 2014 г. для Италии и Португалии приблизилась к отметке 130%. Согласно многим исследованиям и Руководству МВФ по индикаторам финансовой устойчивости, 130% является пороговым значением для отношения госдолга к ВВП, после превышения которого у страны при наличии ухудшающихся показателей экономики существенно возрастает вероятность дефолта перед кредиторами. Действительно, если обратим внимание на данный показатель для Греции, то увидим, что пороговое значение было достигнуто и преодолено в 2009 г. (рисунок 1), и это происходило параллельно с большой безработицей (более 27%, см. рисунок 2), «скатывающимся» ВВП (см. рисунок 3) и сильным сокращением потребления домашних хозяйств, госсектора, инвестций и внешней торговли (см. рисунок 4). Как следствие отношение долга к ВВП у Греции продолжил стремительный рост, и в настоящий момент мы являемся свидетелями того, к чему привело это не только Грецию, но и весь Евросоюз.
Рисунок 3. Динамика ВВП в постоянных ценах
Примечание: составлен на основании данных Организации по экономическому сотрудничеству и развитию
Итак, отношение долга центрального правительств к ВВП в Португалии и Италии вплотную приблизился к «красной зоне». Также у этих стран существенные значения уровня безработицы. На рисунке 2 можно заметить, что по итогам 2014 г. безработица в Италии была равна 12.9%, а в Португалии 13.4%.
Реальный ВВП анализируемых стран как за последний год, так и в течение последних 5 лет показывает не лучшие значения в сравнении с прошлыми периодами (рисунок 3). В течение с 2011 по 2013 гг. Португалия «выживала» лишь за счет роста чистого экспорта, тогда как потребление домашних хозяйств, инвестии, госрасходы только снижались из года в год (рисунок 5). Лишь в 2014 году потребительский спрос и валовое накопление, взвешенные на занимаемые доли в ВВП, выросли всего на 1.7% и 0.3% по отношению к предыдущему году, а чистый экспорт существенно снизился. Тем не менее значения ВВП Португалии в 2014 г. чуть выше значений за 2000 г.
Рисунок 4. Темпы роста реального ВВП Греции, рассчитанного по методу конечного использования, в разрезе компонент (по отношению к предыдущему году)
Примечание: составлен согласно расчетам на основании данных Организации по экономическому сотрудничеству и развитию
А рост реального ВВП Италии даже по прошествии периода Мирового экономического кризиса и Долгового кризиса не может набрать былых оборотов. С 2012 г. темпы роста реального ВВП Италии демонстрируют лишь отрицательные значения (рисунок 6), а его уровень по итогам 2014 г. был ниже уровня 2000 г. (рисунок 3). При этом в Италии значительно сократились потребление домашних хозяйств и валовое накопление, которые и в прошлом демонстрировали низкий рост.
Рисунок 5. Темпы роста реального ВВП Португалии, рассчитанного по методу конечного использования, в разрезе компонент (по отношению к предыдущему году)
Примечание: составлен согласно расчетам на основании данных Организации по экономическому сотрудничеству и развитию
Рисунок 6. Темпы роста реального ВВП Италии, рассчитанного по методу конечного использования, в разрезе компонент (по отношению к предыдущему году)
Примечание: составлен согласно расчетам на основании данных Организации по экономическому сотрудничеству и развитию
Таким образом, можно сделать вывод, что если даже ситуация с Грецией решится в лучшую сторону для ЕС, то есть она останется в ее составе и будет дальше получать помощь МВФ и Европейского фонда финансовой стабильности при выполненни жестких требований данных кредиторов, новыми источниками угроз касательно дефолта для интеграционного объединения являются Португалия и Италия. Эти «бомбы замедленнего действия» обезвредить не сможет даже стартовавшее в январе настоящего года программа количественного смягчения ЕЦБ. Это связано с тем, что в рамках количественного смягчения ЕЦБ скупаются лишь облигации с высоким кредитным рейтингом (не ниже АА-), тогда как в настоящее время Standart & Poors присвоил кредитный рейтинг Италии ВВВ-, а Португалии ВВ. При этом вероятность того, что первым даст о себе знать Португалия, выше, так как 70% ее долгов были профинансированы иностранными кредиторами, тогда как наибольшая часть государственного долга Италии проплачено отечественными кредиторами.