Китайская Народная Республика – давний сосед и стратегически важный торговый и политический партнер Казахстана. На долю Китая по итогам 2014 г. в годовом внешнеторговом обороте нашей страны пришлось 14.4%, или более 17 млрд. долларов США, что равно 8% от казахстанского ВВП за тот же период (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика доли Китая во внешнеторговом обороте Казахстана
Примечание: составлено на основании данных Национального Банка Республики Казахстан.
Рисунок 2. Сравнение годовых темпов роста реального ВВП Китая и других лидеров рейтинга «World Development Indicators: Gross Domestic Product 2014»
Примечание: составлено на основании данных Всемирного банка.
Сам Китай вот уже на протяжении последних 15 лет занимает лидирующие позиции в мировом рейтинге стран по объему ВВП. Так по данным рейтинга Всемирного Банка «World Development Indicators: Gross Domestic Product 2014» по итогам 2013 г. Китай с номинальным ВВП, составивший 9.2 трлн. долларов США, занял 2 место. По темпам же роста реального ВВП ни одна из стран мира, начиная с середины XX-го века, не может сравниться с Поднебесной (см. рисунок 2). С 1990 по 2011 гг. темпы годовые роста реального ВВП КНР в среднем составляли 10.1%. Многие страны мира не могут добиться такого роста даже в номинальном выражении.
В чем же причина такого столь успешного развития Китая? Главными факторами роста китайской экономики являются инвестиции в основной капитал, в частности иностранные, и государственная стимуляция. На рисунке 3 видно, что до 2010-х годов темпы изменения реального валового накопления основного капитала демонстрировали высокий рост. В этот период в стране активно реализовывались различные крупномасштабные инфраструктурные проекты, строились новые города, дороги, мосты, жилые дома, офисные здания, производилось большое количество машин и оборудования, одежды, мебели, бытовой техники, в несколько раз увеличились добычи угля, руд металлов. Все это также подтверждается рисунком 4 и 5, демонстрирующие динамику объемов промышленного производства и строительства в Китае. При этом основная часть произведенных в стране товаров экспортировалась и преимущественно в Европу, Америку и на Ближний Восток. Динамика экспорта представлена на рисунке 6.
Рисунок 3. Темпы роста валового накопления основного капитала (в реальном выражении) в Китае
Примечание: составлено по собственным расчетам на основании данных Национального бюро статистики Китая.
Конечно же, такой стремительный рост второй по величине на данный момент экономики мира являлся локомотивом всего мирового экономического роста, стимулируя рост мировых цен на металлы, энергоносители и продовольствие. К тому же это повлияло на то, что Китай сильно глобализировался и особенно после вступления в ВТО в 2001 г., при этом он расширил территорию своих бизнес-отношений от стран Юго-Восточной Азии до стран Африки и Южной Америки.
Рисунок 4. Темпы роста объемов промышленного производства (в реальном выражении) в Китае
Примечание: составлено по собственным расчетам на основании данных Национального бюро статистики Китая.
Рисунок 5. Темпы роста объемов строительства (в реальном выражении) в Китае
Примечание: составлено по собственным расчетам на основании данных Национального бюро статистики Китая.
Но такое развитие Китая кажется успешным лишь на первый взгляд. Проблема заключается в самой экономической модели КНР, которая была принята еще в 1978 году и главной идеей которой является экстенсивный, количественный рост, в рамках «стабильных цен». Так в настоящий момент большая часть построенной недвижимости пустует, а по многим новым дорогам провинций просто никто не ездит, так как малая их часть прекрасно справляется с имеющимся потоком транспорта, то есть налицо перепроизводство. Подобная модель привела к появлению различных «пузырей», в том числе и на фондовом рынке, для которой в последнее время стал характерным рост числа участников – физических лиц. Так же настоящая китайская экономическая модель привела к большим перекосам национальной экономики. Ярким примером имеющего перекоса является сильное отставание сферы услуг от реального сектора, тогда как во многих странах, перешедших на этап постиндустриального развития, к которым относятся Япония, США, страны Западной Европы, в значительной степени преобладает сфера услуг.
Главная угроза модели экономического роста Китая в том, что экстенсивный рост всегда ограничен максимально возможным количественным уровнем, тогда как интенсивный рост практически не имеет ограничений, так как основан на появлении новых технологий, отраслей и качественных характеристиках. То, что можно наблюдать в китайской экономике с начала второго десятилетия XXI-го века – это частичная реализация упомянутой выше угрозы, перепроизводство и перегрев экономики, снижение маржинальной эффективности используемых ресурсов на фоне снижения внутреннего спроса, причиной которого стало замедление роста доходов населения, и как следствие дезинфляция. Несоизмеримый с ростом экономики низкий рост доходов населения был связан с ежегодным увеличением общей производительности труда, из-за которой спрос на рынке труда резко сократился с увеличением предложения.
Рисунок 6. Темпы роста экспорта товаров (в реальном выражении) в Китае
Примечание: составлено по собственным расчетам на основании данных Национального бюро статистики Китая.
Таким образом, все в совокупности привело к тому, что рост китайской экономики, который можно сравнить с ростом мышц спортсмена от употребления стероидов, вошла в фазу долгого и неизбежного замедления, который заключается в снижении объемов промышленного производства, строительства, экспорта, валового накопления основного капитала и, как следствие, реального ВВП, который по итогам 2014 г. показал рост в 7% против роста в 2013 г., равного 7.6%. Дальнейшее замедление экономики Поднебесной может усугубить и без того сложную обстановку на мировых сырьевых рынках, что конечно же отразится как на мировом экономическом росте, также и на казахстанской экономике. Решением данной проблемы является монетарная стимуляция инвестиций и внутреннего спроса, к которому уже приступил центральный банк Китая, а также смена экономической модели развития, к которой судя по всему власти Поднебесной еще не готовы.