28 августа сего года Министр экономики и бюджетного планирования презентовал проект республиканского бюджета вместе с прогнозом развития страны на 2014-2018 годы. Прогнозом предусмотрен рост экономики на ближайшие четыре года с темпами 6-7,1%. Насколько данный прогноз достижим?
Для начала необходимо рассмотреть базу прогноза, т.е. нынешнее состояние экономики. Налицо сокращение деловой активности в реальном секторе и финансовом. В промышленности сокращается производство: из семи месяцев 2013 года (с января по июль) в четырех месяцах промышленность падала месяц к месяцу. В финансовой сфере темпы роста выданных кредитов экономике сокращаются, в банках накапливается значительный резерв, который не находит спроса в реальном секторе. В ответ на сокращение спроса останавливается рост цен в экономике. Неоднозначна ситуация с обменным курсом тенге: индекс реального обменного курса к основным валютам имеет тенденцию роста, что свидетельствует о ее удорожании, а это снижение конкурентоспособности наших товаров на мировых рынках. Кроме того активы в СКВ валовых международных резервов сократились за год на 3,8 млрд.долларов, что косвенно свидетельствует о поддержке курса Нацбанком. В государственных финансах который месяц идет недобор доходов – за первое полугодие исполнение плана по доходам составило уже 94,7% (на 145 млрд.тенге). Причем по корпоративному подоходному налогу, являющийся индикатором финансового состояния предприятий, сокращение поступлений во втором квартале по сравнению с первым кварталом составило 4%, а по сравнению с годом ранее – 4,6%.
Итак, учитывая это и нижеследующий анализ, хочу поделиться некоторыми соображениями касательно прогнозов Правительства.
Во-первых, прогнозы международных организаций. По прогнозу Международного валютного фонда (бюллетень «Перспективы развития мировой экономики» июль 2013г.) в текущем году темпы роста мировой экономики останутся заниженными и составят чуть больше 3 процентов, в 2014 год прогноз составляет 3,7%. Это меньше, чем прогнозировалось в апреле, что вызвано в значительной степени заметным ослаблением внутреннего спроса и замедлением экономического роста в ряде развивающихся стран, а также более продолжительным спадом в зоне евро. В перспективе все еще доминируют риски ухудшения ситуации, прежние и новые. Для развивающихся стран, куда входит Казахстан, прогноз составит в 2013 году 5%, а в 2014 году – 5,5%, что ниже апрельского прогноза.
По оценке Всемирного банка в 2013 году рост мировой экономики вообще ограничен 2,2%, а на 2014 год – прогноз в 3%. Касательно развивающихся стран, то оценка текущего года – 5,1%, а 2014 год – 5,6%.
Конечно цифры для развивающихся стран оптимистичные, но если сравнить с докризисными данными, то они ниже, по крайней мере, на половину.
Во-вторых, ситуация на мировых товарных рынках остается неопределенной, зависящей от спроса развитых стран и Китая. Сейчас цены на многие товары, которые Казахстан продает, имеют уровни ниже своих значений конца 2012 года. Цены на сырую нефть во втором квартале 2013 года упали ниже 100 долларов за баррель с уровня 105 долларов в первом квартале. Цены на металлы низкие, и в настоящее время они ниже на 23% пика этого года в феврале и на 30% ниже уровня пика в августе 2011 года. По прогнозу Всемирного Банка в 2013 году цены на нефть будут 4% ниже 2012 года, а в 2014 году – на 1%. На металлы, в том числе на алюминий в 2013 году – на 6% ниже 2012, на медь – на 10% и продолжит снижение в 2014 году, на железную руду – на 6% ниже.
В стратегии 2050 Глава государства сказал, что в 2013-2014 годах ожидается снижение спроса на наши экспортные товары, что ставит под угрозу сохранность наших валютных резервов.
В третьих, рост внутреннего спроса остается слабым и его перспективы неопределенны . В выступлении министра сказано, что в среднесрочной перспективе внутренний спрос за отмеченный период будет расти темпами в среднем 7,5%, за счет возрастания объемов инвестиций и роста потребления населения. Что это означает?
Внутренний спрос – это потребление населения, потребление органов гос.управления (расходы бюджета), инвестиции (строительство и покупка оборудования) и импортные товары и услуги. Рассмотрим все по порядку.
1. Инвестиции. Сейчас темпы роста инвестиций как никогда низки: в прошлые годы, когда экономика росла с темпами под 10%, инвестиции в основной капитал составляли 15-20%. Сейчас же темпы роста инвестиций не превышают 5-7%, чего явно мало. В итоге норма накопления (отношение инвестиций к ВВП) в экономике составляет всего 21%, тогда как в прошлые годы она доходила до 35%. Опыт показывает, что в Японии и Китая в период бурного роста норма накопления составляла 35-40% ВВП.
2. Потребление населения. За последние 10-12 лет доля потребления населения упала в структуре ВВП с 61% до 45%, что стало следствием более быстрого роста чистого экспорта (разница экспорта и импорта). Экспорт рос быстрее потребления населения, тем самым заменяя его в структуре ВВП.
3. Потребление органов гос.управления имели постоянную долю в ВВП за счет постоянных темпов роста государственных расходов. Однако рост государственных расходов зависит от возможностей пополнения доходов бюджета в виде налогов, которые в свою очередь зависят от экономической ситуации, в том числе от потребления населения.
4. Импорт товаров. В ответ на снижение мировых цен темпы экспорта падают. Согласно ВВП методом конечного использования импорт товаров и услуг в 2012 г. вырос 17,2%, тогда как экспорт только на 4,1%, за первое полугодие по сравнению с первым полугодием 2012 года импорт товаров вырос на 9%, а экспорт товаров вообще снизился на 7%.
Рост внутреннего спроса конечно можно обеспечить быстрым ростом импорта, что естественно усиливает внешнюю зависимость нашей экономики. А чтобы внутренний спрос рос, необходимо чтобы увеличивались все указанные индикаторы (кроме импорта) и они росли быстрее импорта и экспорта, но рост должен быть сбалансирован. Рост государственных расходов должен быть увязан не только с возможностями бюджета, но и сальдо текущего счета. Расходы населения должны быть увязаны с располагаемым доходом домохозяйств и инфляцией, а инвестиции – с индикаторами финансового рынка.
Наибольшее влияние на внутренний спрос оказывает потребление населения, как превалирующее в структуре ВВП. И все что касается его, будет определять темпы роста экономик. Но Правительство решает увеличить ряд ставок по налогам, которые в любом случае хоть не намного, но будут сокращать располагаемые доходы населения и сокращать его потребление.
В итоге, обеспечение роста экономики с заданными темпами с учетом сложившейся ситуации будет очень сложно…