Наши исследования КАК ПОДДЕРЖИВАЮТ БИЗНЕС В КАЗАХСТАНЕ

КАК ПОДДЕРЖИВАЮТ БИЗНЕС В КАЗАХСТАНЕ

На уровне государства вроде бы создаются условия для поддержки национального предпринимательства. Создана Национальная палата предпринимателей. С 2010 года реализуется государственная программа «Дорожная карта бизнеса 2020». Однако банки второго уровня мало внимание уделяют вопросам кредитования малого и среднего бизнеса. В перспективе предусмотрен рост тарифов естественных монополистов, что в итоге съедает рентабельность производственных предприятий.

1) В послании Президента Республики Казахстан «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» указано «… с учетом новых реалий, в том числе нашего участия в ЕЭП, предстоящего вступления в ВТО, усовершенствовать механизмы поддержки отечественных производителей и принимать все необходимые меры для защиты и продвижения их интересов».

В связи с этим правительством на 2014-2018 годы предусмотрены отдельные меры по поддержке предпринимательства и по улучшению бизнес-климата, в частности, предложена реализация Концепции дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2012-2015 годы, а также будет разработана комплексная Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности.

С 2010 года реализуется государственная программа «Дорожная карта бизнеса 2020». Правительством принимаются меры по дальнейшему совершенствованию инструментов субсидирования и гарантирования, разработке отдельных банковских продуктов для предпринимателей малых городов и сел, поддержке начинающих предпринимателей.

Однако банки второго уровня мало внимание уделяют вопросам кредитования малого и среднего бизнеса.

Для банков сегодня выгоднее покупать государственные ценные бумаги и предоставлять потребительские кредиты населению. Кроме того банки получают определенные доходы от оказания платежных финансовых услуг населению и хозяйствующим субъектам.

В связи с этим правительству необходимо комплексно проанализировать необходимость выпуска государственных ценных бумаг в значительном  объеме  для  финансирования  дефицита  бюджета,  а  также целесообразность создания единого платежного центра для обслуживания населения и хозяйствующих субъектов. Эти экономические инструменты будут стимулировать банки кредитовать реальный сектор экономики, в том числе малый и средний бизнес.

2) Тарифная политика работает без увязки с макроэкономическими целями.

В прогнозе социально-экономического развития Республики Казахстан на 2014-2018 годы тарифная политика направлена на стимулирование инвестиций в модернизацию и обновления активов хозяйствующих субъектов, повышение стабильности и предсказуемости тарифов, введения дифференцированных тарифов на электроэнергию и воду. Для унификации тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в рамках ТС запланировано их ежегодное увеличение на 15%. Средний отпускной тариф на электроэнергию вырастет до 14,65 тенге за 1 кВТ. Пересматриваются тарифы на газ, отменяются «условные скидки» для казахстанских компаний.

С 1 января 2014 года повышаются тарифы на электроэнергию в г. Алматы и Алматинской области.

В свою очередь в республике приняты различные программы по диверсификации экономики, в частности Программа по развитию нефтегазового сектора в РК, Программа по развитию электроэнергетики в РК. На их реализацию из республиканского бюджета выделяются значительные средства, которые по идее должны способствовать снижению тарифов.

В последние годы из республиканского бюджета направляются средства на приобретение топлива, в частности мазута, отдельным электрическим станциям, учредителем которых является АО «Самрук-Энерго». Акционерами его являются АО ФНБ «Самрук-Казына» и АО «Казтрансгаз». За девять месяцев 2013 г. рост чистого дохода АО «Самрук-Энерго» составил 19,3%. Существенную прибавку к доходам электростанциям и АО «Самрук-Энерго» этим компании получают от роста тарифов.

Тарифы являются основой формирования цен при производстве товаров, работ и услуг, а также залогом модернизации производства. Но непонятно почему крупные компании, холдинги не участвуют в регулировании тарифов? Сегодня рентабельность хозяйствующих субъектов «съедается» монополистами. Со стороны правительства создаются условия для монополии за счет негустых рядов бизнесменов.

Правительство России вообще заморозило для своих производственников тарифы. Мера касается «Российских железных дорог», «Газпрома» и ОАО «Россети» (холдинговой управляющей компании в энергетике). При этом со следующего года тарифы в России вырастут максимум на 6%, но не на ставшие привычными для нас 15% или 25%.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что тарифы являются одним из регулирующих инструментов поддержки отечественных товаропроизводителей. В прогнозе социально- экономического развития РК на 2014-2018 годы не предусмотрены конкретные меры по ограничению роста тарифов. При этом не наблюдается системная увязка тарифной политики с налогово-бюджетной политикой.

На наш взгляд, только комплексная увязка налогово-бюджетных инструментов поддержки предпринимательства с тарифной политикой дает положительные результаты по развитию малого и среднего бизнеса, а также для развития экономики в целом.

В связи с этим правительству целесообразно заморозить тарифы на 2014 год и разработать комплексный механизм поддержки малого и среднего бизнеса. При этом денежно- кредитные, налогово-бюджетные инструменты должны быть увязаны с тарифной политикой. Для разработки такого механизма необходимо привлекать ученых, частные независимые научные центры, исследовательские институты, которые выполняют научно-исследовательские работы, оказывают услуги в этой области.

Пікірлер 0