19 долгих лет длились переговоры Казахстана по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), и вот в конце июня завершились финальные заседания Рабочей группы, по итогам которого было решено, что наша страна станет 162-ым членом данной организации.
ВТО – это международная организация, которая была создана 1 января 1995 года для либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Говоря простым языком, ВТО позволяет своим членам снизить барьеры международной торговли, открывает новые рынки потребления и производства.
Все 19 лет, в течение которых длились переговоры Казахстана с Рабочей группой, приводились много «за» и «против» вступления в ВТО. В качестве одного из позитивных факторов отмечалась возможность более активного выхода казахстанских товаров на зарубежные рынки, а противники вступления в ВТО аргументировали свои позиции тем, что отечественное производство не сможет конкурировать с зарубежными компаниями не только на внешнем, но и нам внутреннем рынке, в силу своего недостаточного уровня развития. При этом участники данных дискуссий приводили в качестве своих доводов опыт других стран, которые присоединились к ВТО уже вне рамок ГАТТ, то есть стали участниками организации после его официального образования, что логически верно. Но в большинстве случаев в роли подобных «эталонных стран» для сценарного анализа возможных последствий для Казахстана от вступления в ВТО выступали страны бывшего Советского Союза (Киргизия, Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Молдова) и Восточно-Европейские страны (Албания, Болгария), которые стали членами ВТО в период с 1996 по 2001 гг. Выбор именно этих стран для предсказания результатов Казахстана от присоединения к ВТО является верным лишь с точки зрения того, что они подобно нашей стране только с наступлением 90-х годов XX-го столетия перешли от командно-плановой системы экономики к экономике, основанной на рыночных отношениях. Безусловно, подобный факт накладывает ряд общих характеристик, но при этом они никоим образом не охватывают такие важные экономические категории, как уровень развитости и структура экономики, размер потребительского рынка, специализацию страны в международном разделении труда и в мировой торговле, состав экспорт и импорта. Другими словами Казахстан и вышеперечисленные страны несопоставимы с производственно-экономической и внешнеторговой точек зрения (см. таблицу 1), следовательно мы не можем основываясь на их опыте строить прогнозы о том, что будет с нашей экономикой после вступления в ВТО.
Таблица 1. Сопоставление экономик стран-членов ВТО, осуществившие переход от командно-административной системе к рыночной
Страна |
Год вступления в ВТО |
Численность населения, млн. человек |
Темпы роста реального ВВП по отношению к предыдущему году |
Номинальный ВВП на душу населения, долларов США |
Виды экономической деятельности с наибольшей долей в валовой добавленной стоимости |
Албания |
2000 |
3.09 |
7.3% |
1193 |
Сельское хозяйство (16%), сфера услуг (40%), торговля (16%) |
Болгария |
1996 |
8.36 |
1.6% |
1209 |
Торговля (21%), промышленность (22%) сельское хозяйство (10%), операции с недвижимостью (12%) |
Эстония |
2000 |
1.40 |
9.7% |
4070 |
Добывающая и обрабатывающая промышленность (21%), торговля и транспорт (23%), операции с недвижимым имуществом (11%) |
Грузия |
2000 |
4.42 |
1.8% |
692 |
Торговля (16%), промышленность (13%), транспорт и коммуникации (11%), сельское хозяйство (10%) |
Киргизия |
1998 |
4.77 |
2.1% |
345 |
Сельское хозяйство (16%), торговля (16%), промышленность (15%) |
Латвия |
1999 |
2.39 |
2.2% |
3504 |
Торговля (27%), промышленность (19%), операции с недвижимостью (10%) |
Молдова |
2001 |
3.63 |
6.1% |
408 |
Торговля (16%), промышленность (10%), операции с недвижимым имуществом (8%) |
Примечание: составлено автором на основании данных Всемирного банка и национальных статистических ведомств
То есть для оценки возможных будущих последствий для Казахстана от присоединения к ВТО необходим опыт других, более сопоставимых стран. Для выявления экономики более сопоставимой с Казахстаном мы проанализировали десятки стран-членов ВТО с точки зрения различных экономических категорий, среди которых основными являлись такие показатели, как структура экономики, геоэкономическое положение, степень экономической развитости, состав экспорта и импорта. И в результате этого было выяснено, что наиболее сопоставимой с Казахстаном страной-членом ВТО является Султанат Оман.
Султанат Оман – ближневосточная страна с абсолютной монархией на северо-востоке Аравийского полуострова, имеет выход к Персидскому заливу (см. рисунок 1). Оман после 4- летних переговоров 9 ноября 2000 года стал членом ВТО. Подобно Казахстану, граничащему на севере и востоке с большими рынками потребления и производства в лице Российской Федерации и Китайской Народной Республики, Оман на западе имеет общую границу с Саудовской Аравией, а также близко расположен на севере к Ирану, на востоке к Индии. При этом и Казахстан, и Оман существенно уступают названным соседям по размеру внутреннего рынка. Так если численность населения Омана на момент вступления в ВТО составляла 2.2 млн. человек против 23 млн. в Саудовской Аравии, 74 млн. в Иране и 1.25 млрд. в Индии, то в Казахстане в данный момент численность населения равна 17 млн. человек против 143 млн. человек в России и 1.4 млрд. человек в Китае.
Рисунок 1. Султанат Оман и соседние страны
На момент вступления Омана в ВТО в 2000 г. годовой темп роста реального ВВП страны составлял 5.4%, номинальный ВВП на душу населения равнялся 8900 долларам США, тогда как в Казахстане по итогам 2014 г. данные показатели были равны 4.3% и 13600 долларов США соответственно.
Структуры экономик двух стран на момент вступления в ВТО также существенно сходятся. В 2000 г. в Омане и в 2014 г. в Казахстане основная доля в валовой добавленной стоимости приходилась на промышленность и сферу услуг, тогда как на долю сельского хозяйства приходилось всего 2% (см. таблицу 2). Примечательно также то, что в обеих странах существенная доля в ВДС промышленности приходится на горнодобывающую промышленность.
Таблица 2. Доли видов экономической деятельности в ВДС Казахстана и Омана на момент вступления в ВТО
|
Казахстан |
Оман |
Сельское хозяйство |
2% |
2% |
Промышленность |
32% |
55% |
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров |
17% |
49% |
Обрабатывающая промышленность |
12% |
5% |
Электроснабжение, подача газа, водоснабжение и другое |
3% |
1% |
Строительство |
4% |
2% |
Сфера услуг |
63% |
41% |
Примечание: составлено автором на основании данных Комитета статистики МНЭ РК и Арабского валютного фонда
Если же рассмотреть декомпозицию ВВП обеих стран по потреблению также на момент вступления в ВТО, то можно увидеть, что, как в Омане, так и в Казахстане существенные доли в ВВП приходятся на частное потребление и на экспорт (см. таблицу 3).
Таблица 3. Декомпозиция ВВП Казахстана и Омана по потреблению на момент вступления в ВТО
|
Казахстан |
Оман |
Расходы домашних хозяйств и НКООДХ на конечное потребление |
42% |
40% |
Расходы органов государственного управления на конечное потребление |
12% |
21% |
Валовое накопление |
19% |
12% |
Экспорт |
52% |
59% |
Импорт |
24% |
31% |
Примечание: составлено автором на основании данных Комитета статистики МНЭ РК и Арабского валютного фонда
Самым важным фактором, окончательно подтверждающим сопоставимость двух анализируемых экономик, является структура их международной торговли, так как ВТО – это в первую очередь торговая организации и ее влияние напрямую скажется на внешней торговле. На рисунке 2 видно, что большая часть экспорта обеих стран приходится на минеральное сырье, преимущественно на сырую нефть. Доля остальных товаров в экспорте существенно меньше. Рисунок 3 демонстрирует, что в импорте обеих стран преобладают такие товары высшей ступени переработки обработки, как автомобили, машины, оборудования, электрические приборы, воздушный и водный транспорты.
Рисунок 2. Структура экспорта Омана и Казахстана
Примечание: составлено автором на основании данных Комитета статистики МНЭ РК и Арабского валютного фонда
Рисунок 3. Структура импорта Омана и Казахстана
Примечание: составлено автором на основании данных Комитета статистики МНЭ РК и Арабского валютного фонда
Таким образом, мы убедились, что с экономической точки зрения Оман и Казахстан на моменты вступления в ВТО очень схожи и представляют классические ориентированные на экспорт нефти государства. Это дает обоснование для ретроспективного анализа экономики Омана до и после вступления в ВТО, с целью применения его результатов как инструмента перспективной оценки будущего состояния экономики Казахстана в рамках ВТО.
В таблице 4 представлены основные социально-экономические и внешнеторговые показатели Омана в разрезе трех временных периодов: 1997-2000 гг. - до вступления в ВТО, 2001-2004 гг. – первые четыре года после вступления в ВТО, 2005-2008 гг. – вторые четыре года после вступления в ВТО. Как видно из данной таблицы, после вступления в ВТО существенно выросла доля экспорта в ВВП, тогда как доля импорта незначительно снизилась, на фоне заметного снижения частного потребления, и это при росте численности населения. В такой ситуации логически верным кажется рост отношения экспорта к импорту, но при этом этот рост был довольно значимым. Замедление и незначительное снижение импорта связано со снижением частного потребления, что опровергает доводы касательно того, что членство в ВТО позволяет увеличить потребление домохозяйств за счет дешевых и качественных импортных товаров. Если обратим внимание на таблицу 5, то увидим, что доля продуктов питания и напитков в структуре импорта снизилась после вступления в ВТО, но при этом выросла доля импорта машин, оборудований и транспорта. Почему же так происходит? Разобраться в этом нам поможет анализ инвестиций и изменения структуры экспорта. В Омане вместе со снижением потребления домохозяйств в первые четыре года после вступления в ВТО также снизились (см. таблицу 4)как валовые инвестиции в основной капитал в целом, так и прямые иностранные инвестиции. Но уже во второй четырехлетке после вступления в ВТО валовые инвестиции в основной капитал превысили долю в ВВП, которая была до вступления в организацию, и это произошло за счет прямых иностранных инвестиций, доля которых в ВВП увеличилась с 0.28% в первой четырехлетке до 5.5% во второй четырехлетке в рамках ВТО. На фоне этого в структуре экспорта Омана (см. таблицу 6) вдвое снизилась доля продукции обрабатывающей промышленности – машин и оборудований, и напротив - увеличилась доля экспорта минерального сырья, а именно сырой нефти, с 76% до 84%. (Отметим, что в настоящее время доля сырой нефти в структуре экспорта Казахстана находится около 75%). Другими словами после вступления в ВТО Оман еще сильнее «сел на нефтяную иглу», вся его экономика, включая импорт, иностранные инвестиции, обрабатывающую промышленность стали «работать» на добычу и продажу сырой нефти, при этом ситуация в сельском хозяйстве, производстве и потреблении продовольственных товаров, сфере услуг заметно ухудшилась (см. таблицу 7).
Таблица 4. Экономические показатели Омана в разрезе периодов вне и в составе ВТО
До вступления в ВТО (1997-2000 гг.) |
Первые четыре года после вступления в ВТО (2001-2004 гг.) |
Вторые четыре года после вступления в ВТО (2005-2008 гг.) |
|
Темпы роста ВВП, % |
3.49 |
0.50 |
5.13 |
Численность населения, млн. человек |
2.20 |
2.50 |
2.60 |
Экспорт, % от ВВП |
49.75 |
57.06 |
65.66 |
Импорт, % от ВВП |
38.88 |
38.48 |
37.71 |
Отношение экспорта к импорту |
1.56 |
1.77 |
2.07 |
Частное потребление, % от ВВП |
48.61 |
43.86 |
35.19 |
Валовые инвестиции в основной капитал, % от ВВП |
17.10 |
15.33 |
17.70 |
Прямые иностранные инвестиции, % от ВВП |
0.45 |
0.28 |
5.50 |
Примечание: составлено автором на основании данных Арабского валютного фонда
Таблица 5. Структура импорта Омана в разрезе периодов вне и в составе ВТО
До вступления в ВТО (1997-2000 гг.) |
Первые четыре года после вступления в ВТО (2001-2004 гг.) |
Вторые четыре года после вступления в ВТО (2005-2008 гг.) |
|
Машины, оборудования, транспорт |
31% |
43% |
50% |
Продукты питания и напитки |
19% |
17% |
10% |
Продукция других отраслей обрабатывающей промышленности |
29% |
22% |
25% |
Минеральное сырье |
6% |
3% |
4% |
Остальные товары |
14% |
15% |
12% |
Примечание: составлено автором на основании данных Арабского валютного фонда
Таблица 6. Структура экспорта Омана в разрезе периодов вне и в составе ВТО
До вступления в ВТО (1997-2000 гг.) |
Первые четыре года после вступления в ВТО (2001-2004 гг.) |
Вторые четыре года после вступления в ВТО (2005-2008 гг.) |
|
Минеральное сырье, включая сырую нефть |
76% |
80% |
84% |
Машины, оборудования, транспорт |
12% |
8% |
4% |
Остальные отрасли |
12% |
12% |
12% |
Примечание: составлено автором на основании данных Арабского валютного фонда
Таблица 7. Структура экономики Омана в разрезе периодов вне и в составе ВТО
Доли в ВДС, % |
До вступления в ВТО (1997-2000 гг.) |
Первые четыре года после вступления в ВТО (2001-2004 гг.) |
Вторые четыре года после вступления в ВТО (2005-2008 гг.) |
Сельское хозяйство |
2.5 |
2.0 |
1.4 |
Добывающая промышленность |
40.0 |
42.1 |
47.5 |
Обрабатывающая промышленность |
5.7 |
9.5 |
10.7 |
Сфера услуг |
51.8 |
46.4 |
40.4 |
Примечание: составлено автором на основании данных Арабского валютного фонда
Таким образом, вступление в ВТО снизило для Султаната Оман внешнеторговые барьеры, но при этом данные возможности качественного развития и диверсификации экономики были реализованы в диаметрально противоположном направлении. Как уже говорилось выше, экономики Казахстана и Омана на момент вступления в ВТО выглядят практически, как экономики одного государства, поэтому можно с большой вероятностью ожидать того, что в рамках ВТО Казахстан еще в большей степени, чем сейчас, будет походить на «сырьевой придаток» стран с высокотехнологическим производством, находящиеся в стадии постиндустриального развития.