Экономические агенты ожидали, что подобная смена «монетарной» власти приведет к стабилизации валютного рынка, но на самом деле произошло обратное. Уже через два дня после назначения нового Председателя НБРК 5-го ноября номинальный обменный курс тенге к доллару США на дневной торговой сессии перевалил психологический рубеж в 300 тенге и некоторые сделки совершались по 301 тенге за доллар США. При этом торговля закрылась при среднем курсе 298 тенге. Напомним, что на тот момент торги осуществлялись без существенных интервенций регулятора и процесса реконвертации средств Нацфонда, как это было в сентябре и октябре, когда суммарный объем «валютных вливаний» составил 5 млрд. долларов США. Другими словами, рынок самостоятельно определил равновесие в 298 тенге за доллар США. Вечером того же дня НБРК в своем пресс-релизе официально заявил, что «…В целях сохранения золотовалютных активов Национального Банка и Национального Фонда Национальный Банк принял решение о минимизации своего участия на валютном рынке… Это соответствует ранее объявленной политике Национального Банка по свободному курсообразованию и переходу на инфляционное таргетирование.». Данный пресс-релиз стал позитивным сигналом для «быков» рынка, и на следующий день тенговая цена доллара США «смело перешагнула» отметку в 300 тенге. По результатам утренней торговой сессии 6-го ноября официальный курс тенге к доллару США установился на отметке 307.53 тенге.
Рисунок 1. Номинальный обменный курс тенге к доллару США
Источник: НБРК, расчеты ЦИПЭ
Таким образом, за первую неделю работы нового главы НБРК номинальный обменный курс тенге к доллару США обесценился на 9.8% или на 27.16 тенге, что вызвало недовольство у населения и различных экспертов, которые заявляли, что Акишев не в состоянии решить сложившуюся проблему, а лишь усугубляет ее. Отметим, что предыдущим местом работы г-на Акишева была Администрация Президента РК (АПК), где он сначала заведовал отделом социально-экономического мониторинга, а затем исполнял обязанности помощника Президента. В общей сложности Акишев проработал в АПК более одного года. Но до работы в АПК Акишев 18 лет проработал в НБРК, где занимал различные должности, начиная от ведущего специалиста до заместителя Председателя. Следовательно, можно сказать, что опыта и знаний у Данияра Акишева в ведении денежно-кредитной политики Казахстана на данный момент более, чем достаточно. В этой связи следовало ожидать, что решение нового Председателя НБРК объявить о минимизации участия на валютном рынке не было таким опрометчивым, как это может показаться на первый взгляд.
На фоне достижения тенге новых антирекордов по обменному курсу «оживился» рынок однодневного РЕПО. На рисунке 2 показаны объемы сделок РЕПО, а также средневзвешенные ставки данных сделок (TONIA) в разрезе дневных максимальной, минимальной ставок и ставок открытия и закрытия. Как видно на рисунке, начиная с 6-го ноября спрэды между максимальной и минимальной ставками, устанавливаемые в течение дня, резко расширились, а объемы сделок резко сократились. При этом максимальные ставки достигали 9-го ноября 135%, 10 ноября – 100%, и сделки закрывались по минимальным ставкам. Кроме того ставки РЕПО впервые за долгое время приблизились к ставкам по однодневным контрактам своп. Таким образом, ситуация на денежном рынке, выделенная синей пунктирной линией на рисунке 2, говорит о том, что с 6 ноября НБРК прекратил предоставлять БВУ ликвидность под 16% базовой ставки, вследствие чего имеющийся ограниченный объем тенговой ликвидности на рынке в условиях острого дефицита, усиливаемого наступлением налоговой недели, значительно подорожал. Подобная нехватка тенге и его удорожание незамедлительно отразились на валютном рынке, и на дневной сессии 9-го ноября обменный курс тенге по отношению к доллару США укрепился с 312.65 до 307 тенге, а в течение торговых сессий 10-го ноября продолжил снижение. На конец дня 10-го ноября средневзвешенный обменный курс тенге к доллару США зафиксировался на отметке 306.60 тенге.
Рисунок 2. Средневзвешенная ставка по операциям РЕПО – TONIA и объемы сделок
Источник: KASE, расчеты ЦИПЭ
В этой связи, можно сказать, что благодаря решительному действию нового руководства НБРК в лице Д.Акишева впервые с момента перехода на режим инфляционного таргетирования без валютных интервенций номинальный обменный курс USD/KZT проявил тенденции к укреплению. При этом действия Акишева можно сравнить с удачным шахматным гамбитом. Так Данияр Акишев, принимая риск краткосрочного стагнирования кредитования вследствие прекращения предоставления «дешевой» ликвидности, большая часть которой уходила на валютные спекуляции, и официального заявления о минимизации участия регулятора на валютном рынке, сохранил золотовалютные резервы НБРК и продемонстрировал, как в условиях казахстанской экономики может работать процентный канал денежно-кредитной политики, влияя на номинальный обменный курс.