По данным Комитета статистики Министерства национальной экономики по итогам первого полугодия 2015 года на доли экспорта и импорта товаров и услуг в ВВП по методу конечного использования приходится 32.8% и 26.2% соответственно. Данный факт говорит о том, что для казахстанской экономики внешняя торговля играет важную роль в качестве одного из драйверов роста. При этом приоритетное место занимает экспорт, объемы которого зависят от внешнего спроса и, в целом, от состояния внешней экономики. По итогам 2014 года в страновой структуре общего внешнеторгового оборота Казахстана преобладали доли таких торговых партнеров, как Россия, Европейский Союз (ЕС) и Китай (см. рис. 1). В этой связи для казахстанской экономики возрастает значимость экономических процессов, имеющих место в названных странах, так как от них зависят внешнеэкономические условия внутреннего роста экономики Казахстана. Также в настоящее время важным внешним фактором, создающим импульсы для внутриэкономических изменений в Казахстане, является ситуация в США, от монетарной политики которых зависит дальнейшее развитие событий в развивающихся странах.
Таким образом, обзор внешней экономики Казахстана, включающий анализ текущей ситуации в экономиках России, ЕС, Китая и США, является важным информационных материалом, позволяющий экономическим агентам адекватно оценивать состояние и прогнозировать тенденции экономического роста Казахстана.
Рисунок 1. Страновая структура общего внешнеторгового оборота Казахстана на 2014 г.
Источник: расчеты ЦИПЭ по данным КТК МФ и КС МНЭ
Россия
Российская экономика продолжает демонстрировать отрицательные темпы роста. По итогам первого полугодия 2015 года темпы роста реального ВВП упали до -4.6% в годовом выражении (см. рис. 2). Аналогичная тенденция сохранилась и к сентябрю текущего года, по итогам которого годовой темп роста объема промышленной продукции также продемонстрировал отрицательные -3.7% против августовских -4.3%, что говорит о небольшом замедлении падения показателя. Основными причинами подобной динамики реального сектора России являются падение цен на нефть, западные санкции вследствие геополитических разногласий и структурные проблемы внутри самой страны. Падение производства, сопровождающееся падением потребления, и низкие инфляционные ожидания в сочетании с умеренно-жесткой денежно-кредитной политикой Центрального Банка России обуславливают снижение уровня цен. По итогам сентября годовая потребительская инфляция составила 15.7% против 15.8% в августе, а годовые цены производителей за август-сентябрь снизились с 13.2% до 12.7% (см. рис.3).
На текущий момент риски для экономики России связаны с дальнейшим падением цены на нефть, геополитической ситуацией в приграничных регионах и усилением экономических санкций Запада.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИКУ КАЗАХСТАНА:
- сохранившиеся в сентябре низкие темпы роста производства и, в целом, экономики России являются негативным фактором для экономического роста Казахстана, влияющий на снижение объемов как экспорта, так общей внешней торговли;
- снижение темпов инфляции в России – это позитивный фактор, способствующий ослаблению давления на инфляционные процессы в Казахстане посредством снижения импорта инфляции.
Рисунок 2. Темпы роста реального ВВП России (%, г/г)
Источник: Росстат
Рисунок 3. Объемы промышленной продукции, реальный денежный доход и инфляция в России (%, г/г)
Источник: Росстат
Европейский Союз
Текущая динамика показателей ЕС демонстрирует медленное восстановление экономики. Темпы роста реального ВВП за 2 квартал 2015 года составили 1.5% против 1.2% в первом квартале (см. рис.4). По состоянию на сентябрь реальный сектор, аппроксимируемый отраслью промышленности, также демонстрирует слабое восстановление. Так за сентябрь индекс активности в промышленности ЕС составил 52 и лишь на 0.3 пункта оказался ниже, чем в августе (см. рис.5). Напомним, что согласно методологии расчета данного индекса, любые значения выше 50 указывают на расширение производства, в то время как значения ниже 50 указывают на сокращение. Источниками восстановления и роста реального сектора ЕС на текущий момент выступают такие факторы, как монетарное стимулирование экономики ЕЦБ посредством программы количественного смягчения, низкие цены на нефть, обесценение евро по отношению к доллару. Тем временем не совсем радужным является ситуация с уровнем цен в ЕС. Падение уровня потребительских цен, начавшееся с конца 2014 года, удалось остановить к апрелю 2015 года инструментами количественного смягчения, которое стартовало в конце января текущего года. Но по итогам сентября выяснилось, что угроза длительной дефляции вновь появилась перед монетарными властями ЕС. Так в сентябре годовая инфляция составила -0.1%, что по факту является дефляцией. Дополнительным давлением, усиливающее дефляцию, являются цены в производственном секторе, которые падают без корректировок на рост еще с августа 2013 года (см. рис.6). В целом, падение уровня цен в экономике ЕС связано с «отголосками» мирового экономического кризиса 2008-2009 годов и долгового кризиса европейских стран 2010-2011 годов, вследствие которых производство демонстрировало стагнацию и периодический спад, снижением производительности, связанного со «старением» населения, и, самое важное, низкой уверенностью потребителей, сокращающие свои конечные расходы. В сентябре индекс уверенности потребителей продолжил падение, снизившись до -7.1 пунктов против -6.9 пунктов в августе (см. рис. 7).
Кроме того позитивными признаками в экономике ЕС являются продолжение монетарного стимулирования ЕЦБ через программу количественного смягчения, обуславливающая околонулевые процентные ставки и расширение баланса центрального банка, а негативные факторы связаны с геополитическими рисками в Восточной Европе, миграционным кризисом и взаимными экономическими санкциями с Россией.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИКУ КАЗАХСТАНА:
- даже при том, что реальный сектор ЕС восстанавливается очень медленно, это является положительным фактором для роста экспорта Казахстана в данный регион, что оказывает, пусть и небольшой, дополнительный вклад в экономический рост;
- падение уровня в цен, в целом, является также положительным фактором для инфляционных процессов в Казахстане, но при этом его вклад может оказаться незначительным, так как доля импорта европейских потребительских товаров на данный момент уступает доле импорта аналогичных товаров из других стран-торговых партнеров Казахстан.
Рисунок 4. Темпы роста реального ВВП России (%, г/г)
Источник: Евростат
Рисунок 5. Индекс активности в промышленном сектора ЕС
Источник: Евростат
Рисунок 6. Инфляция в ЕС (%, г/г)
Источник: Евростат
Рисунок 7. Индекс уверенности потребителей в ЕС (%, г/г)
Источник: Евростат
Китай
По данным Национального бюро статистики Китая в экономике Поднебесной на текущий момент сохранилась тенденция замедления роста. Так за 3 квартал 2015 года реальный ВВП Китая в годовом выражении вырос на 6.9% против 7% за 2 квартал 2015 года и 7.3% за соответствующий квартал предыдущего года (см. рис. 8). Причинами замедления остаются все те же факторы: перегрев производства в отраслях промышленности и строительства, связанный с моделью китайской экономики, направленной на экстенсивный рост, снижение производительности за счет сокращения внутренней миграции рабочей силы из сельских местностей в промышленные районы страны и сокращение объемов экспорта. Но при этом на финансовых рынках Китая на текущий момент ситуация заметно улучшилась. За октябрь композитный индекс фондового рынка Шанхая вырос на 10% по отношению к предыдущему месяцу, тогда как с мая по сентябрь текущего года данный индекс просел на 34% (см. рис. 9). Восстановление фондового рынка Китая связано с девальвированием юаня, проведенное Народным Банком в середине августа, а также стимулирующей денежно-кредитной политикой регулятора, заключающейся в политике понижения базовой ставки и «массированном кредитовании экономики», которая получила название «китайского количественного смягчения». Ситуация в отношении инфляции Поднебесной остается неизменной. Динамика уровня потребительских цен также остается на допустимо низких значения: за сентябрь годовая потребительская инфляция сложилась на отметке 1.63% против 1.99% в августе, что связано со стабильными темпами роста объемов розничной торговли потребительскими товарами (см. рис.11). Напомним, что в связи со снижением мирового спроса на экспортную продукцию Китая, Правительство Поднебесной намеревается в будущем стимулировать внутренний спрос. В производственном же секторе на фоне замедления роста экономики тенденция падения цен также не изменилась: по итогам августа промышленная инфляция демонстрировало годовое падение на -5.9% против июльских -5.4%. По ожиданиям ЦИПЭ падение в сентябре-октябре также продолжилось.
Дальнейшими возможными позитивными факторами в экономике Китая могут стать решительные меры Правительства, направленные на стимулирование внутреннего спроса и смену модели экономического роста, а негативные факторы могут выражаться в дальнейшем замедлении экономического роста в стране.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИКУ КАЗАХСТАНА:
- замедление экономического роста Китая существенно снижает объемы экспорта казахстанского горно-металлургического сырья в данную страну, что оказывает заметное негативное влияние на общие объемы экспорта Казахстана;
- как стабильная потребительская инфляция, так и дефляция производственных цен Китая, являются позитивными факторами, ведущие к снижению издержек последних казахстанских потребителей и производителей.
Рисунок 8. Темпы роста реального ВВП Китая (%, г/г)
Источник: Национальное бюро статистики КНР
Рисунок 9. SSE Composite Index (%, м/м)
Источник: Расчеты ЦИПЭ по данным finance.yahoo.com
Рисунок 10. Инфляция в Китае (%, г/г)
Источник: Национальное бюро статистики КНР
Рисунок 10. Объем розничных продаж потребительских товаров в Китае (%, г/г)
Источник: Национальное бюро статистики КНР
Другие внешнеэкономические условия
На текущий момент значимым внешнеэкономическим условием Казахстана, напрямую не связанным с торговыми факторами, является ситуация в монетарной политике США. На текущий момент на мировых финансовых рынках имеется ожидание касательно повышения находящегося на околонулевых отметках базовой ставки ФРС США, что может негативно повлиять на страны с развивающимися рынками, в том числе на Казахстан. При этом негативное влияние будет осуществляться через валютные и сырьевые рынки. Так при повышении ставки ФРС валюты развивающихся стран будут демонстрировать ослабление по отношению к доллару США, а цены на товарных биржах, в том числе цена на нефть, будут дальше падать.
Напомним, что при принятии решения об изменении текущей базовой ставки ФРС опирается на три показателя и их соответствующую динамику:
- высокие темпы роста реального ВВП,
- снижение безработицы,
- 2%-ная инфляция.
На текущий момент (по итогам 3 квартала 2015 года) реальный ВВП США демонстрирует слабый рост в 2% (см. рис.11), годовая потребительская инфляция и уровень безработицы сложились на значениях 0% и 5.1% соответственно. Таким образом, можно предположить, что до конца года базовая ставка ФРС останется на прежнем уровне, что является положительным фактором для Казахстана.
Рисунок 11. Темпы роста реального ВВП США (%, г/г)
Источник: Министерство торговли США
Рисунок 12. Инфляция и безработица в США
Источник: Министерство торговли США
ИТОГИ ОБЗОРА ВНЕШНЕЙ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА ЗА СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ 2015 ГОДА:
Позитивные факторы: восстановление экономики ЕС, снижение потребительской инфляции в России и ЕС, дефляция уровня цен китайских производителей, восстановление фондового рынка Китая, слабые показатели экономики США.
Негативные факторы: замедление экономики Китая, падение реального сектора России.