В Казахстане был объявлен курс на дедолларизацию экономики. В декабре прошлого года президент РК Нурсултан Назарбаев на торжественном собрании по случаю Дня независимости поставил такую задачу перед правительством и Национальным банком. В марте нынешнего года был разработан и одобрен финансовым регулятором совместно с правительством план на 2015-2016 гг. по дедолларизации казахстанской экономики. План включает в себя три основных стратегических направления: обеспечение макроэкономической стабильности, развитие безналичных платежей и сокращение теневого оборота, а также приоритет национальной валюты перед иностранной.
Многие эксперты выступили с критикой подобных действий, обосновывая свои мнения различными аргументами. Тем не менее, план шаг за шагом начинает реализовываться.
В свете актуализации данной темы мы решили изучить теоретические аспекты такого явления, как долларизация, способы и международную практику ее снижения и устранения.
В начале 1970-х годов существовал термин «валюта замены» (currency substitution), который использовался для описания спроса на иностранную валюту со стороны местных экономических агентов. В 1970-х и 1980-х годах во многих странах Латинской Америке наблюдался большой спрос на доллар США, вследствие чего в экономической литературе в качестве синонима к термину «валюта замены» стал применяться термин «долларизация». В 1990-е годы данный термин применялся для описания правого принятия доллара США в качестве национальной валюты. В связи с этим важно различать два типа долларизации: официальная (полная) долларизация и неофициальная (частичная) долларизация. В случае официальной долларизации монетарные власти принимают американский доллар или другую иностранную валюту в качестве законного платежного средства для всех операций. Иностранная валюта берет на себя все функции внутренних денег: средство обмена, платежа и сбережения. При неофициальной долларизации отдельные экономические агенты заменяют национальную валюту на иностранную для совершения сделок и распределения своих финансовых активов. В таком случае монетарные власти не обязательно содействуют или поощряют долларизацию. К тому же частичная долларизация, как правило, требует защиту со стороны регулятора касательно покупательной способности денежных доходов и активов в национальной валюте от неблагоприятного воздействия внешних факторов.
Также различают виды долларизации. Финансовая долларизация включает замену активов и обязательств, номинированных в местной валюте на активы и обязательства, номинированные в иностранной валюте. Реальная долларизация предполагает индексацию внутренних сделок к обменному курсу. Транзакционная долларизация означает, что доллар (или другая иностранная валюта) используется в качестве средства платежа в «домашних» сделках. При этом в стране может существовать более, чем один вид долларизации. Также меры по дедолларизации отражают преобладающий вид долларизации. В таблице 1 показаны различные активы и обязательства, которые могут быть предметом долларизации.
Таблица 1. Активы и обязательства, подверженные долларизации, в разрезе институциальных секторов
Существуют различные способы измерения степени долларизации. Так для домашних хозяйств и корпораций мерой долларизации может служить доля банковских вкладов в иностранной валюте в общем объеме вкладов. Для банковского сектора степень долларизации может измеряться через долю его обязательств, номинированных в иностранной валюте в общем объеме обязательств.
Долларизация, в целом, развивается в тех случаях, когда местная валюта перестает эффективно выполнять свои такие функции, как средство платежа, мера стоимости, средство накопления богатства, по сравнению с другими доступными иностранными валютами. Нестабильность реального обменного курса, высокая и нестабильная инфляция будут мотивировать резидентов данного государства в большей степени использовать иностранную валюту с более стабильной покупательной способностью вместо местной валюты.
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны долларизации.
Несмотря на негативное представление о данном явлении, долларизация может иметь некоторые преимущества, а также может быть признаком растущей интеграции экономики данной страны в мировую экономику. Валютное замещение активов может быть естественным следствием открытости экономики и либерализации финансового рынка. При интеграции экономики определенной страны в мировую экономику нарастают внешние риски, которые требуют операций хеджирования, что приводит в какой-то степени к долларизации, что в свою очередь может еще больше усилить интеграцию с международными рынками и развитие отечественных финансовых рынков. Также долларизация может снизить риск обменного курса для иностранных инвесторов, повысить их уверенность, что приведет к росту объемов иностранных инвестиций и обеспечит диверсификацию портфелей резидентов. Таким образом, существует оптимальный уровень долларизации, который, в основном, зависит от таких структурных факторов, как размер и степень открытости экономики, уровень финансовой интеграции и развитость рынка.
Долларизация обладает и значительными недостатками, которые порой преобладают над его преимуществами, описанные выше, и заставляют властям страны принимать меры по дедолларизации. К таким недостаткам относятся следующие:
Таким образом, долларизация, в случае своей «неоптимальности», требует от монетарных властей реализации комплексных мер.
Дедолларизация обычно требует сочетания макроэкономической политики и микроэкономических мер для повышения привлекательности национальной валюты в сравнении с иностранной валютой. На фоне макроэкономической стабилизации несколько мер могут способствовать дедолларизации. Они варьируют от рыночных мер, обеспечивающих стимулы к валютному замещению, до мер, запрещающих или строго ограничивающих использование иностранных валют («вынужденная дедолларизация»).
Дедолларизации способствуют правильная последовательность денежно-кредитной политики и микроэкономические меры. Для того, чтобы иметь полный эффект от мер по прекращению долларизации, необходимо восстановить полное доверие со стороны отечественных экономических агентов к денежно-кредитной политике монетарных властей. Но и после этого понадобится длительное время, чтобы некоторые меры, стимулирующие добровольную дедолларизацию, принесли положительные результаты. Кроме того, эти действия могут сочетаться с общей политикой макроэкономической стабилизации, которая является одним из первых шагов к дедолларизации и, в основном, выражается в сокращении и стабилизации внутренней инфляции. Но даже при этом долларизация экономики может продолжаться некоторое время. Это связано, в первую очередь, с тем, что экономические агенты привыкают использовать иностранную валюту во внутренних сделках, что требует иных дополнительных мер для изменения их укоренившегося поведения. Но это больше характерно для случая финансовой долларизации. Примером подобного явления может служить процесс долларизации в странах Восточной и Центральной Европы, не входящие в состав Европейского Союза. Так в этих странах процесс долларизации не прекращается с начала введения евро, которое стало широко применяться в различных местных сделках, и это при том, что в этих странах наблюдается стабильная макроэкономическая обстановка.
Наиболее эффективными рыночными мерами по дедолларизации являются переход к плавающему обменному курсу, коррекция налогов в сторону повышения по отношению к доходам от активов, номинированных в иностранной валюте, регулирование систем платежей, создание механизмов индексации и увеличение норм обязательных резервов для депозитов в иностранной валюте. Так в Пакистане практикуется налогообложение процентного дохода от облигаций и банковских депозитов, номинированных в иностранной валюте, а в Боливии облагают налогом любые сделки связанные с активами, номинал которых выражается в иностранной валюте. В Чили, Колумбии, Мексике и Израиле налажена система индексации доходов населения на обменный курс, в случае его резких колебаний, что придает стабильность покупательной способности местных валют, следовательно увеличивает их привлекательность. В Перу для стимуляции снижения платежей не в местной валюте существует 2%-ый налог на чеки, выраженные в иностранной валюте. Центральные банки Израиля, Никарагуа, Гондураса и Боливии практикуют более высокие требования к банкам по обязательным резервам к депозитам в иностранной валюте по сравнению с депозитами в местной валюте. Это приводит к тому, что для банков фондирование в иностранной валюте становится дороже, вследствие чего и проценты по кредиты домохозяйствами и фирмам в иностранной валюте выше, чем проценты по кредитам в местной валюте. В этой связи привлекательность местной валюты начинает расти.
Также ключевую роль среди рыночных мер по дедолларизации играет пруденциальная политика в отношении коммерческих банков. Она включает в себя требования по максимальному сужению открытой валютной позиции (Хорватия, Турция), более высокие требования ликвидности на депозиты в иностранной валюте (Ангола, Уругвай) или валютные кредиты (Хорватия), более высокие требования по созданию резервов по валютным кредитам, особенно в отношении нехеджированных заемщиков (Ангола, Гондурас, Вьетнам).
Таким образом, долларизация на фоне глобализации мировой экономики и дифференциации в развитии национальных экономик стала обычным явлением. Тем не менее, она несет определенные угрозы для локальных экономик, поэтому процесс дедолларизация требует слаженных действий всей системы государственного регулирования на основе применения вышеописанных мер.