В экономической теории внешнеэкономические связи характеризуются, как международные, торговые, политические, хозяйственные отношения, которые обеспечивают обмен формами экономического сотрудничества, товаров и оказание услуг, совместное предпринимательство, валютные и финансово-кредитные операции между странами. [1]
К основным формам внешнеэкономических связей относятся:
Республика Казахстан после приобретения независимости в 1991 году стала вовлекаться во внешнеэкономические отношения со многими странами Мира. Первая половина 1990-х годов для Казахстана стала периодом активного вступления в различные международные и региональные политико-экономические организации. Среди них наиболее важными с точки зрения влияния на внешнеэкономические условия развития экономики Казахстана являются Организация Объединенных Наций [2], Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе [3], Организация Исламская Конференция [4], Международный Валютный Фонд [5], Содружество Независимых Государств, Шанхайская Организация Сотрудничества. Дальнейшим эволюционным шагом Казахстан в деле развития внешнеэкономических связей стало создание в течение с 1995 по 2011 годы Таможенного союза с Россией и Беларусью, трансформировавшегося в Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) с новыми членами: Армения, Кыргызстан [6]. Также в 2012 году на базе ЕАЭС было создано Единое Экономическое Пространство. Не менее значимым фактом является вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию 2015 году.
Стоит отметить, что все действия Казахстана в рамках расширения внешнеэкономических связей сыграли ключевую роль в становлении и развитии внутренней экономики. Так по данным Комитета статистики Министерства национальной экономики с 1995 по 2014 годы внешнеторговый оборот Казахстана вырос в 12 раз с 9 млрд. до 121 млрд. долларов США, при этом экспорт вырос в 14 раз с 5 млрд. до 79 млрд. долларов США, импорт вырос в 10 раз 4 млрд. до 41 млрд. долларов США [7]. Значимость внешней торговли, преимущественно экспорта, для экономического роста Казахстана подчеркивается тем, что на долю экспорта в валовом внутреннем продукте по методу конечного использования, который с 1995 по 2013 годы в реальном выражении ежегодно рос в среднем на 5.6% [8], приходится в среднем 30-40% каждый год [7]. Также по данным Всемирного Банка ежегодный объем прямых иностранных инвестиций в Казахстан с 1995 по 2013 годы вырос в 9 раз и в сумме составил 117 млрд. долларов США [8]. При этом количество зарегистрированных компаний с иностранной формой собственности, среди которых имеются и совместные предприятия, с 1999 по 2014 годы выросло в 7.7 раз с 2386 до 18381 [7]. Кроме того, с 1999 по 2014 годы отношение внешнего государственного долга Казахстана к ВВП в среднем составляло всего лишь 11% [8].
Но так ли все успешно во внешнеэкономических связях Казахстана, которые строятся на протяжении четверти века? С точки зрения сухой статистики и количественного анализа, представленного выше, можно решить, что действительно Казахстан развивается по наиболее эффективному пути построения внешнеэкономических связей. Но если посмотреть на сложившиеся сегодня результаты под призмой качественного анализа, то ответ на выше заданный вопрос скорее всего будет отрицательным. Другими словами, в развитии внешнеэкономических связей Казахстана существуют ряд проблем.
Первая проблема связана, как бы парадоксально это не звучало, с внешней торговлей. Действительно, объемы внешней торговли все это время стремительно росли. Но если рассмотрим структуру казахстанского экспорта, ты можно увидеть, что большая ее часть (более 60%) приходится на минеральное сырье, преимущественно на сырую нефть. А в импорте Казахстана большую долю (более 80%) занимает продукция высокотехнологичных и наукоемких отраслей: машины, оборудования, компьютерная техника, автомобили, одежда, обувь и другое. Подобное развитие внешней торговли – ключевой формы внешнеэкономических связей, когда отсутствуют внутриэкономические условия для увеличения экспорта продукции обрабатывающей промышленности, привело к тому, что Казахстан стал «сырьевым придатком» стран с высокотехнологическим производством, находящиеся в стадии постиндустриального развития. При этом внутренний рынок Казахстана является рынком сбыта своей продукции для данных стран с высокотехнологическим производством.
Следующая проблема заключается в том, что Казахстан при создании совместных предприятий с иностранным участием выступает в большей степени как «импортер». Подобный вывод связан с тем, что количество иностранных компаний, зарегистрированных в Казахстане, во много раз превышает суммарное количество казахстанских компаний, зарегистрированных зарубежом. К тому наибольшая доля прямых иностранных инвестиций, совместных и иностранных предприятий приходится на горнодобывающую отрасль, что еще больше усиливает сырьевую ориентированность казахстанской экономики. Кроме сравнение с 1995 по 2013 годы показателей ежегодных средних темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального продукта (ВНП), которые соответственно равны 5.6% и 4.8% [8], показывает, что около 0.8% экономического роста (разница между ежегодными средними темпами роста ВВП и ВНП) приходится на нерезидентов Казахстана. Напомним, что ВВП является стоимостным выражением всех товаров и услуг, произведенных внутри страны как резидентами, так нерезидентами за отчетный период (квартал, год). ВНП рассчитывается, как стоимостное выражение всех товаров и услуг, произведенных резидентами страны как внутри, так и за ее пределами за отчетный период (квартал, год).
Подобные перекос и дисбаланс в развитии внешнеэкономических связей Казахстана порождают проблемы, связанные с защитой национального рынка. Сильная зависимость от иностранного капитала, выраженного в долларах США, экспорта минерального сырья, преимущественно сырой нефти, который торгуется также в национальной валюте США, стали причинами строгой привязки национальной валюты Казахстана тенге к этой международной резервной валюте – к доллару США. В этой связи у Национального Банка и Правительства Казахстана на данный момент отсутствуют инструменты воздействия и защиты национального рынка от настоящей негативной ситуации на нефтяном рынке, от угроз исходящих от возможного дальнейшего падения цен на углеводородное сырье и от монетарной политики Федеральной резервной системы США, которая намеревается поднять базовую ставку, что приведет к оттоку капитала из Казахстана и дальнейшему обесценению тенге.
Помимо этого, интеграционное объединение с Россией и Беларусью в лице ЕАЭС также порождает ряд проблем для защиты национального рынка Казахстана. Так изначально для Казахстана мотивирующей созданию данного объединения была возможность расширения рынка сбыта продукции отечественной обрабатывающей промышленности. Но на деле оказалось, что домохозяйства и компании Казахстана стали «новыми» потребителями российских и белорусских товаров широкого потребления. Вследствие этого любое негативное изменение (спад производства, рост цен и т.д.) на рынках России и Беларуси незамедлительно сказывается на казахстанском национальном рынке, а тем временем из-за отсутствия таможенного и тарифного регулирования между участниками объединения власти Казахстана не имеют инструментов для защиты своего рынка.
Таким образом, результатом многолетнего развития внешнеэкономических связей Казахстана являются сырьевая ориентированность и долларизация экономики, зависимость от цен на нефть, а также отсутствие эффективных инструментов защиты национального рынка. При этом единственным решением сложившейся сложной внутриэкономической ситуации, возникшей вследствие одновекторного развития внешнеэкономических связей, являются структурные реформы, направленные на диверсификацию экономики Казахстана.
Список использованных источников