Во многих государственных стратегиях, направленных на развитие экономики, улучшение социальной сферы или повышение благосостояния среди обилия приоритетов и мер слабо просматривается человек, экономически активный, обладающий способностями и носитель созидательного потенциала. Чаще всего человек обнаруживается в качестве экономического ресурса или потребителя общественных благ, но реже – как личность, погруженная в среду, хотя и не всегда дружелюбную, но предоставляющую ему возможности для развития и самореализации.
Каждому человеку Жизнь дает возможности развиться и проявить себя, и этими шансами он должен воспользоваться, не нарушая прав других индивидов. Если же он не проявил активность и не воспользовался предоставленной возможно-стью или несправедливо отнял у другого человека право воспользоваться шансом реализовать способности, то его поступок не найдет в обществе морального оправдания. Между тем, что человек хочет или может и тем, что он должен – существуют взаимосвязи нормативного характера, то есть его действия оцениваются в моральном контексте. И эти нормативные основания служат своеобразными векторами сил, направляющими поведение человека.
В современном мире человек имеет широкие возможности, создаваемые обществом и его подсистемами (экономика, социальная система, политика), предоставляемые их институтами. Такая система структур и институтов создают ту са-мую среду обитания человека, в которую он погружен, и от этой среды во многом зависит, как успешно может разви-ваться, как эффективно будет реализовывать свои способно-сти. Возможности в сочетании с такими этическими принципами, как: равный доступ к возможностям, неравное распределение возможностей, а также свободный выбор возможностей создают нормативный порядок, благоприятствующий развитию человека и его деятельности.
Не важно, что именно хочет развивать человек (совер-шенствовать творческие дарования, повышать мастерство и профессионализм, реализовать склонности к предпринима-тельству), главное, наличие свободного доступа к разнооб-разным возможностям. Человеческую деятельность понима-ют как свободный выбор способов реализации знаний, навы-ков и опыта. Одни находят способ самореализации в индиви-дуальной деятельности, в том числе в предпринимательстве, другие ищут возможности в наемной работе, у третьих - свой индивидуальный путь. Если любой человек находит свой шанс и имеет возможности для самореализации, то такое общество идеально подходит для развития индивида.
Вопросы создания человеку благоприятной среды и условий находятся в числе важнейших приоритетов государства. Однако, распространенной практикой являются разрыв-вы в структуре институтов и пространства нормативного порядка, проявляющиеся в виде несоответствия между законодательством (формальными правилами) и поведением индивида. Последствия очевидны: многие индивиды не могут успешно развиваться и самореализоваться, теряет способности развиваться и общество. Эти признаки мы сегодня наблюдаем в Казахстане. Огромного масштаба неравенство между бедными и богатыми, между сельскими и городскими жителями, между самостоятельно занятыми и наемными работниками – все это причина слабости институтов общества.
Эти и комплементарные с ними вопросы требуют не столько глубокого изучения, сколько широкого обсуждения, к чему я и призываю своих заинтересованных читателей.
Мейрам КАЖЫКЕН, Астана, 2014 г.