Впервые термин валовой внутренний продукт (ВВП), или gross domestic product, был предложен Саймоном Смитом Кузнецом в 1934 году, за что тот был прозван «The father of GDP» и стал лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1971 году. Широкое распространение показатель ВВП, как показатель национального дохода и продукта, получил вместе с развитием макроэкономики.
В настоящее время ВВП можно определить, как макроэкономический показатель, который отражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, которые были произведены за отчетную дату (квартал, год) вне зависимости от национальной принадлежности факторов производства во всех отраслях на территории определенной страны непосредственно для потребления, накопления и экспорта. Как правило, ВВП выражается в национальной валюте, но для сравнений также может быть пересчитан согласно рыночному обменному курсу в любую иностранную валюту, а сам расчет ВВП осуществляется по методам доходов, расходов и по добавленной стоимости (производственный метод).
Темпы роста ВВП применяются в качестве показателя экономического роста, при этом выделяют номинальный и реальный ВВП. Номинальный ВВП – это стоимостная оценка за отчетный период (квартал, год) всех конечных товаров и услуг рассматриваемого государства, выраженная в текущих рыночных ценах. В этой связи номинальный ВВП как таковой не отражает экономический рост, а показывает изменение ВВП, связанное с динамикой индекса цен и доходов. Так номинальный ВВП увеличивается при инфляции и снижается при дефляции. В связи с этим для определения реального роста производства рассчитывают показатель реального ВВП. Отличие последнего от номинального ВВП в том, что он выражается в ценах одного года, принятого в качестве базисного. Отношение номинального ВВП к реальному выражается через дефлятор ВВП.
Важным экономическим показателем материального благосостояния в стране является ВВП на душу населения, который рассчитывается, как отношение номинального или реального ВВП страны к численности населения.
Продемонстрируем разницу между номинальным и реальным ВВП. Для этого рассмотрим рисунок 1, который показывает сравнение темпов роста номинального и реального ВВП на душу населения Республики Казахстан за период с 2002 по 2014 гг. Отметим, что темпы реального ВВП рассчитаны в ценах 2001 г. на основе применения дефлятора ВВП. На рисунке 1 видно, номинальный ВВП сильно завышает темпы экономического роста в Республике Казахстан, по сравнению с реальным ВВП. Так, например, если в 2009 г. темп роста номинального ВВП на душу населения по отношению к предыдущему году снизился лишь до 5%, то темп роста реального ВВП на душу населения по отношению к предыдущему году был равен нулю. Также за анализируемый период среднегодовой темп роста номинального ВВП на душу населения в Казахстане составляет 20%, тогда среднегодовой темп роста реального ВВП на душу населения равен 6%. То есть в Казахстане «номинальный» экономический рост на душу населения обеспечивался за счет 14%-го среднегодового роста цен.
Рис. 1. Сравнение темпов роста номинального и реального ВВП на душу населения Республики Казахстан (по отношению к предыдущему году).
Примечание: составлен автором на основании данных Комитета статистики Министерства национальной экономики РК и собственных расчетов.
Одним из важных экономических категорий, основанных на ВВП, является показатель потенциального ВВП, который идет в сравнении с фактическим ВВП. Фактический ВВП – это ВВП при неполной занятости, который отражает реализованные возможности экономики. В свою очередь потенциальный ВВП определяется, как ВВП при полной занятости и отражает потенциальные возможности экономики, которые могут быть намного выше реальных. Важность показателя потенциального ВВП заключается в том, что он позволяет оценить так называемый «перегрев экономики», вследствие чего у государственных регуляторов появляется основание вносить корректировки в свои действия по обеспечению экономического роста страны. Перегрев экономики – это ситуация, определяющаяся темпами экономического роста, которые приобретают взрывной неподконтрольный характер на основе поглощения всех ресурсов частного и государственного сектора и приближаются близко к черте, при которой дальнейший устойчивый рост исчерпывает себя и заканчивается рецессией. Наличие перегрева экономики требует реализации политики контрциклического регулирования на основе применения различных пруденциальных мер. Чтобы определить период перегрева экономики необходимо найти показатель разрыва ВВП (GDP gap), который равен разнице между фактическим и потенциальным ВВП. Если в качестве фактического ВВП используется реальный ВВП, то для расчета потенциального ВВП применяют несколько методов.
Рис. 2. Реальный и потенциальный ВВП на душу населения Республики Казахстан.
Примечание: составлен автором на основании данных Комитета статистики Министерства национальной экономики РК и собственных расчетов.
Рассмотрим основные методы оценки потенциального ВВП.
Тренд заданного вида (например, Baxter, King, 1999)
Задается функциональный вид структурной составляющей g(t) как функции от параметров. Оценка параметров производится из решения задачи минимизации:
Достоинство – простота метода. Недостатки – корректная спецификация тренда, требуются достаточно длинные ряды.
Метод скользящего среднего.
Представляет собой просто линейный фильтр вида:
Предполагается, что веса симметричны относительно среднего
Достоинства метода: не требуется накладывать ограничения на вид тренда, простота применения, наглядность результатов. Недостаток – неопределенность в выборе весов и длины коридора.
Полосовой (band-pass) фильтр (Baxter, King, 1999).
Является частным случаем метода скользящего среднего. Идея: для идеального фильтра (с бесконечным коридором) можно подобрать такие веса βi, что фильтр будет пропускать только заданный диапазон частот. Тогда если предположить, что структурная компонента не может иметь частот выше определенного значения, то фильтр выделит именно эти частоты. Если коридор конечен, то веса можно подобрать таким образом, что шумы более высоких частот будут минимальны.
Фильтр Ходрика-Прескотта (Hodrick, Prescott, 1997).
Временной ряд раскладывается на постоянную и циклическую составляющие:
Задача минимизации имеет вид:
Предполагается возможность изменения тренда, однако за смену тренда вводится штраф. Собственно первая сумма характеризует качество подгонки, а второе – «штраф» за изменение тренда. Параметр λ – параметр сглаживания. Если λ →∞, то тренд становится линейным, если λ →0, то полученный тренд повторяет исходный ряд. Величина параметра λ зависит от характера данных (н-р, годовые, квартальные и проч.).
Фильтр Кальмана (Kalman, 1960)
Представляет собой рекурсивную процедуру, которая позволяет оценить ненаблюдаемые переменные, при условии, что они входят в качестве объясняющих переменных в модель, которую можно представить в «форме пространства состояний». «Пространство» состояний состоит из уравнений измерения и уравнений перехода.
Уравнения измерения включают наблюдаемые переменные как функции от ненаблюдаемых:
здесь Уt – вектор наблюдаемых переменных, Xt – вектор экзогенных переменных, А – вектор ненаблюдаемых переменных, z и d – векторы параметров, et – остатки.
Уравнения перехода описывают траекторию ненаблюдаемых переменных.
здесь Т – вектор параметров, vt – вектор остатков.
Наиболее часто для расчета потенциального ВВП применяется фильтр Ходрика-Прескотта.
На рис. 2 представлен реальный ВВП на душу населения Республики Казахстан в сравнении с потенциальным ВВП на душу населения, который был рассчитан в эконометрическом пакете Eviews 7 посредством применения фильтра Ходрика-Прескотта. На рисунке видны как периоды с превышением потенциального ВВП над фактическим, так и периоды, когда фактический ВВП был больше, чем потенциальный.
Рис. 3. Процентный разрыв ВВП на душу населения Республики Казахстан.
Примечание: составлен автором на основании данных Комитета статистики Министерства национальной экономики РК и собственных расчетов.
Для того, чтобы определить периоды перегрева экономики Казахстана, был рассчитан процентный разрыв ВВП на душу населения Республики Казахстан, как отношение разницы между реальным ВВП на душу населения и потенциальным к потенциальному ВВП на душу населения. Результаты расчетов представлены на рис. 3. На нем мы видим, что с 2001 г. по 2004 г. и с 2009 г. по 2014 г. процентный разрыв ВВП на душу населения Республики Казахстан был отрицательным. То есть можно сказать, что в эти периоды экономика Казахстана функционировала в условиях неполной занятости. В свою очередь период с 2005 г. по 2008 г. пришелся на момент перегрева экономики Казахстана, пик которого наблюдался в 2007 г. Для этого периода был характерен положительный процентный разрыв ВВП на душу населения, который также называют инфляционным разрывом. Другими словами в казахстанской экономике в период с 2005 г. по 2008 г. рост совокупного спроса значительно опережал рост совокупного предложения, что и послужило причиной перегрева экономики, вследствие которого с 2009 г. среднегодовые темпы экономического роста снизились до 3,5%, тогда как до 2009 г. данный показатель составлял 8,1% (см. рис.1). Наиболее существенную роль в формировании подобной ситуации конечно же сыграли внешнеэкономические причины, но так же ситуация усугубилась из-за процикличного регулирования со стороны правительства Республики Казахстан.
Таким образом, в данной работе были продемонстрирован анализ динамики ВВП, как показателя ценового и реального роста и индикатора перегрева экономики на примере Республики Казахстан.