Украина остается хедлайнером мировых новостей, и ситуация с войной по-прежнему является запросом номер один в поиске Google. Война сильно бьет по сторонам конфликта, в который втянуты хотя бы косвенно все страны. И мы продолжаем жить в преломленной реальности от войны в Украине, а также возможного нового шока в Восточной Азии. В марте 2023 г. глава Китая назвал воссоединение с Тайванем целью «всех китайских сыновей и дочерей», что еще больше добавило нервозности, так как боевые действия в Южно-Китайском море могут нарушить мировую торговлю, 40% которой пересекает Тайваньский пролив. На этом фоне более быстрое «открытие Китая» пока задерживается. Хотя в первом квартале 2023 г. рост его ВВП составил 4,5% г/г, но потребительский спрос в Поднебесной пока остается слабым.
Несмотря на то, что в текущем году экономика Казахстана продолжает оставаться под инфляционным давлением со стороны ближних и дальних соседей, статистические данные свидетельствуют о замедлении инфляции по всему миру. Так, например, в марте годовая инфляция в России замедлилась до 3,5%, а в США – до 5%. В Китае темп роста потребительской инфляции в марте снизился до 0,7% (минимум за последние полтора года), в то время как цены на промышленные товары демонстрируют дефляцию в 2,5%. В Казахстане также происходит замедление роста цен: инфляция в феврале составила 21,3%, в то время как в марте темп роста снизился до 18,1%.
Учитывая продолжающуюся неопределенность и знак монетарных политик, МВФ в апрельском World Economic Outlook ухудшил прогноз роста мировой экономики на 2023 г. до 2,8% с 2,9% в январе, причем пострадают больше развитые страны, рост ВВП которых составит 1,3%, а развивающихся стран – 3,9%. Всемирный Банк в январе т. г. вообще прогнозировал более резкое снижение темпа роста мирового ВВП до 1,7%. В итоге, более быстрому восстановлению глобальной экономики будет мешать ущерб от пандемии COVID-19, высокая инфляция, геополитические риски (Украина и Тайвань) и связанная с этим фрагментация стран в группы «по интересу».
Казахстанская экономика, невзирая на внешние шоки и угрозы рецессии, показывает динамику роста. По данным Премьер-Министра РК рост ВВП Казахстана в первом квартале 2023 г. составил 4,9%. Рост стал следствием увеличения объемов строительства, торговли, транспорта, обрабатывающей промышленности и инвестиций в основной капитал – на 16%.
Геополитические шоки и связанные с этим санкции в отношении России все больше затрудняют доступ казахстанского экспорта на мировые рынки, так как превалирующая доля экспорта нефти, металлов и зерна экспортируется через территорию северного соседа. Как итог, казахстанский экспорт за январь-февраль 2023 г. вырос только на 0,7%, тогда как импорт по причине восстановления цепочек поставок вырос почти на 40%. Причем экспорт Казахстана в страны СНГ вырос за год на 20%, в то время как в остальной мир упал на 3,3%. Импорт из стран СНГ упал на 6,9%, а из остального мира вырос на 82%.
Хорошей новостью можно назвать рост более чем в 5 раз поставок нефти из порта Актау в Баку в обход России, хотя объем еще не может полностью покрыть объемы экспорта через Россию. В прошлом году экспорт казахстанской нефти по альтернативным России маршрутам достиг суммарно 1,8 млн тонн. Между тем, основным и наиболее экономически прибыльным маршрутом экспорта нашей нефти остается КТК, поставки через который в 2022 г. снизились на 1%.
Несмотря на риски рецессии и затягивания войны в Украине, а также эскалации конфликта в Тайване, AERC улучшил свой прогноз ВВП на 2023 г. по модели совокупного спроса. В настоящем обзоре при прогнозе макроэкономических показателей на 2023 г. AERC в модели совокупного спроса системы моделирования SMAF разработал три сценария: оптимистичный, базовый и пессимистичный.
AERC согласно базовому сценарию, прогнозирует рост реального ВВП Казахстана в 2023 г. по модели совокупного спроса на уровне 4,3%, что лучше предыдущего прогноза в МОК за январь 2023 г., по модели совокупного предложения прогноз не изменился – 4,2%. На 2023 г. AERC согласно базовому сценарию вследствие восстановления экономической активности в Китае прогнозирует ускорение инфляции в среднем за период до 10,2% (против 9,8% в МОК за январь 2023 г.), получение небольшого дефицита счета текущих операций в -0,2% к ВВП (профицит в 2,3% в январе 2023 г.), прогноз дефицита государственного бюджета остался неизменным – 4,1%.
AERC жаңалықтарынан хабардар болыңыз