Коронакризис продолжает господствовать в мировой политической и экономической повестке дня. Массовая вакцинация в мире позволила говорить правительствам и между-народным финансовым организациям о завер-шении острой фазы пандемии. Однако мутация вируса и экспансия дельта-штамма способна перечеркнуть достижения в деле восстановления глобальной экономики. Разработанные вакцины пока не обладают высокой эффективностью против нового штамма и не дают надежной защиты от инфицирования дельта-штаммом. Тем не менее, медики говорят о легком протекании болезни в случае вакцинации.
Несмотря на развертывание нового дельта-штамма, перспективы глобальной экономики оцениваются международными финансовыми организациями как позитивные. Всемирный банк на фоне более быстрого чем ожидалось темпа вакцинации улучшил прогноз по росту мировой экономики с 4% до 5,6% в 2021 г.
Значительные фискальные стимулы и мягкие монетарные условия не проходят бесследно для экономики, и проблема инфляции может стать атрибутом постковидного восстановления. К примеру, слово «инфляция» упоминалось на 87% конференц-звонках по итогам II квартала 2021 г. компаний S&P 500, отслеживаемых Bloomberg, по сравнению с 33% за тот же период годом ранее.
Инфляционные процессы наблюдаются как в развитых, так и в развивающихся странах. Потребительские цены в США в июне т. г. подскочили на 5,4% в годовом выражении, причем рост стал максимальным за более чем 12 лет, начиная с августа 2008 г. На повестке дня возник вопрос сворачивания программ поддержки экономик и роста процентных ставок в целях недопущения ускорения инфляции. В США рынок ожидает роста процентных ставок, но все же 15.07.2021 г. ФРС оставила ставку по федеральным кредитным средства на том же уровне в 0-0,25%. Подобная политика ФРС может стать триггером значительных дисбалансов в долгосрочной перспективе. Многие развивающиеся рынки начали ужесточать денежно-кредитную политику, одновременно уменьшая фискальные стимулы. Китай одним из первых запустил процесс сворачивания фискальных стимулов, принятых в прошлый кризисный год, что ощутимо остудило китайский фондовый рынок: индексы FTSE China 50 и Hang Seng скорректировались на 10-15% от максимальных значений конца 2020 г.
В свою очередь, российский ЦБ начал процесс ужесточения монетарной политики еще в марте т. г., и 23 июля 2021 г. решил снова увеличить ключевую ставку до 6,5% в ответ на усиление инфляционных тенденций: инфляция в июне составила 6,5% в годовом выражении — это максимум с августа 2016 г.
Национальному банку РК также приходится принимать ответные меры против ускорения инфляции, которая в июне уже составила 7,9% в годовом выражении, почти достигнув “психологической отметки” в 8%. Ожидается, что 26 июля 2021 г. Технический комитет Нацбанка повысит базовую ставку с 9,00% до 9,25%.
В настоящем Макроэкономическом обзоре Казахстана на 2021 г. AERC опирается на следующие предпосылки:
Цена на нефть марки Brent сложится в среднем за 2021 г. на уровне 65 долл./барр.;
Экономики стран-торговых партнеров в 2021 г. вырастут на 4,9%;
Объем добычи нефти и газового конденсата Казахстана в 2021 г сложится на уровне 86 млн тонн.
При данных условиях, согласно прогнозу AERC, реальный ВВП Казахстана в 2021 г. вырастет на 3,9%. Данный результат является консенсусом моделей совокупного спроса и совокупного предложения с учетом вышеупомянутых предпосылок. Напомним, что в апреле рост ВВП на 2021 г. прогнозировался AERC на том же уровне. Прогноз потребительской инфляции на 2021 г. по сравнению с апрельским прогнозом AERC был скорректирован в сторону уменьшения с 7,4% до 7% ввиду предполагаемого ужесточения монетарной политики НБ РК и принимаемых Правительством мер по сдерживанию цен. Текущий счет платежного баланса Казахстана, по прогнозу AERC, с учетом постепенного восстановления экспорта и импорта в 2021 г. сложится с дефицитом в -6,4 млрд долл. США, составив -3,3% к ВВП.
AERC жаңалықтарынан хабардар болыңыз