Картина мира все больше обусловлена фрагментацией стран, которая всегда была цикличным процессом и являлась следствием противостояния различных блоков в разные периоды истории: Первая и Вторая мировые войны, Холодная война. В обиход прочно вошел термин Глобальный Юг, представляющий собой страны BRICS, которые требуют продвижения своей повестки дня, несмотря на интересы стран G7. Однако в отличие от последних интересы стран BRICS не гомогенны. Cтрах третьей мировой войны уже не становится сдерживающим фактором в деле защиты своих интересов. Очевидно, что геополитические встряски (война в Украине, противостояние Израиля и Ирана, тайваньский вопрос) завязаны на экономических интересах.
В свою очередь, в Казахстане в текущем году экономика характеризуется следующими тенденциями: сокращение темпов роста реального сектора, дезинфляционные процессы и катастрофическое неисполнение плана по налоговым поступлениям. За 9 месяцев 2024 г. прокси к ВВП - индикатор (КЭИ) - приближается к значениям, которые таргетирует Правительство. Хотя горнодобывающая промышленность, как и инвестиции в основной капитал переживают околонулевые годовые темпы роста. Большее падение инвестиций было предотвращено открывшимся фискальным стимулированием. Проблемы фискальной мобилизации Правительство в следующем году, скорей всего, снова будет решать увеличением изъятий из Национального фонда и заимствованиями на денежном рынке. Данные негативные факторы рискуют уничтожить долгосрочные экономические перспективы страны. И потому эксперты и мировые финансовые организации уже кричат о необходимости соблюдения базовой миссии фискальной политики – быть контрцикличной (более подробно см. в разделе «Детали. Суверенные фонды и их роль в (про)цикличности фискальной политики: мировой опыт и проблемы Казахстана»).
В текущем обзоре AERC, по сравнению с июльским обзором, улучшил оценку экономического роста Казахстана на 2024 г. с учетом уже сложившейся за 9 месяцев динамики КЭИ, роста строительства и сектора АПК. При этом мы убеждены, что рост инвестиций, который за 9 месяцев т. г. был околонулевым по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., будет архисложно нагнать. Вследствие этого указанная позитивная оценка роста отечественной экономики возможна только на основании «фискального допинга», не соответствующего ни текущему экономическому циклу, ни долгосрочным экономическим интересам страны.
Согласно модели совокупного спроса, рост ВВП оценивается на уровне 4,6% (ранее – 4%), по модели совокупного предложения – 4,5% (ранее– 3,9%). На 2025 г. AERC прогнозирует более сдержанный экономический рост с темпом в 4% по модели совокупного спроса и модели совокупного предложения.
AERC улучшил оценку роста цен в среднегодовом выражении за 2024 г. до 8,1% (в июле – 8,4%). Увеличение трансфертов из Национального Фонда послужит улучшению состояния фискальной позиции в текущем году: дефицит государственного бюджета ожидается в размере (-)4,1% к ВВП (в июле – (-)5,1% к ВВП). На 2025 г. AERC прогнозирует фискальный дефицит в размере (-)4,7% от ВВП. Улучшение состояния торгового баланса за счет роста экспорта товаров и сокращения импорта позволят в 2024 г. сократить дефицит текущего счета до (-)5% к ВВП (июль – (-)6,6% к ВВП), и позволит держать его на 2025 г. в схожем объеме.
AERC жаңалықтарынан хабардар болыңыз