Введение на территории Республики Казахстан чрезвычайного положения вследствие пандемии COVID-19 привело к ухудшению положения экономики как со стороны домохозяйств, так и со стороны фирм. При этом, как отмечается в Руководстве к действию, подготовленном «ООН-Женщины», кризис, вызванный пандемией, имеет более сильное воздействие на малый и средний бизнес (далее – МСБ), нежели на крупный в силу того, что он имеет меньшие возможности выдерживать потрясения (шоки) в цепочке поставок и доходов потребителей.
Для женщин-предпринимательниц ситуация усугубляется увеличением нагрузки в сфере неоплачиваемого труда, связанного с дополнительной заботой о детях и престарелых или больных родственниках, необходимостью большее время посвящать ведению дел по домашнему хозяйству. Более того, в условиях ограничительных мер вследствие пандемии COVID-19 в большей мере пострадали сектора экономики, в которых традиционно более задействованы женщины, нежели мужчины: торговля, сельское хозяйство, оказание прочих видов услуг.
Государством был предусмотрен ряд мер для поддержки МСБ в период карантина. Но возникает вопрос относительно того, все ли меры были эффективными и адресными, действительно ли были реализованы озвученные меры или они остались только декларативным заявлением. Также возникает необходимость в исследовании следующего вопроса: насколько сильнее пострадали женщины-предпринимательницы в сравнении с мужчинами-предпринимателями? Ответ на данный вопрос позволит понять, нужны ли женщинам-предпринимательницам особые отдельные виды поддержки, и если да, то какого рода меры должны быть предусмотрены. Ответы на данные вопросы есть цель текущего исследования.
Гендерная оценка в рамках проекта по оценке потребностей женщин-предпринимателей (микро, малого и среднего женского бизнеса) в условиях чрезвычайной ситуации COVID-19. Основным методом сбора информации стал количественный метод исследования – анкетирование целевой группы – представителей МСП (мужчин и женщин), проживающих в городской и сельской местности. Размер выборки – 1000 респондентов.
С учетом поставленной цели в задачи исследования входило проведение социологического обследования предпринимателей Казахстана. При данном обследовании приоритетом являлось выявление влияния пандемии COVID-19 на МСБ в гендерном разрезе. Для этого была разработана соответствующая методология и инструментарий проведения социологического исследования.
Разработана анкета с методикой проведения опроса.
Разработан алгоритм действий государственных органов в условиях чрезвычайного положения с конкретными мерами реагирования.
1. Кабинетные исследования.
2. Формирование общей численности населения и базы данных социальных предпринимателей.
3. Анализ общей численности социальных предпринимателей.
4. Подготовка методологии социологических исследований.
5. Проведение качественного и количественного социологического исследования.
6. Подготовка инструментов социологических исследований с использованием интернет-платформ.
7. Количественные социологические исследования.