Согласно отчету Bloomberg, опубликованному 11 июля 2023 г., потоки российской нефти начинают демонстрировать признаки замедления поставок – впервые с февраля этого года. Данная негативная динамика является отражением решения страны сократить добычу нефти в соответствии с глобальными усилиями по повышению цен на энергоносители. Общенациональные морские перевозки сырой нефти России упали до 2,86 млн баррелей в день за неделю до 9 июля. Это на 1 млн барр. в день ниже, чем на предыдущей неделе, при этом 80% падения приходится на порты западной России.
Учитывая последнее решение Саудовской Аравии продолжить сокращение добычи нефти на 1 млн барр. в сутки, дополнительное снижение объемов добычи нефти и в России является важным событием. Следует напомнить, что Россия решила добровольно сократить добычу на 500 тыс. баррелей в сутки для стабилизации цен на нефть. Считалось, что такое поведение России не обернется пользой для нее самой, поскольку западные санкции накладывают потолок цен на российскую нефть. Однако с конца марта наблюдается серьезное снижение скидки на российскую нефть (см. Табл 1.), что подтвердил и Минфин США 15 июня 2023 года[1].
По расчетам The Times India[1], разница в цене между российской нефтью и мировой ценой сократилась до всего лишь 4 долларов. Скидка на российскую нефть снизилась на 87% после достижения ее пиковых значений в 25-30 долларов. В связи с этим, индийские нефтеперерабатывающие заводы опасаются потерять даже эту небольшую скидку. Возникает вопрос, почему санкционный дисконт на российскую нефть уменьшается и сможет ли это привести к увеличению доходов для российского бюджета во втором полугодии?
Ответ кроется в том факте, что Россия нашла эффективный способ обхода санкций: страна выставляет счета иностранным покупателям сырой нефти (в лице иностранных нефтеперерабатывающих заводов) по цене немного меньшей, чем установленный G7 предельный уровень в 60 долларов за баррель, но взимает еще от 11 до 19 долларов за доставку от Балтийского и Черного морей до западного побережья Индии. При этом стоимость доставки одного барреля теперь явно выглядит завышенной, так как тарифы на сопоставимые расстояния для иных товаров (не нефти) обходятся дешевле.
Иными словами, продавцы российской нефти находят выгоду от продажи нефти нефтеперерабатывающим заводам, за счет того, что взимают цену фрахта, которая почти в два раза превышает установленные нормы, и скидка теперь устанавливается только на 1-2 доллара ниже максимально допустимого уровня. Именно по такой цене с учетом «дорогого» фрахта закупала российскую нефть Индия.