Регулярная аналитика ПРОГНОЗ ИНФЛЯЦИИ В КАЗАХСТАНЕ. МАЙ 2023

ПРОГНОЗ ИНФЛЯЦИИ В КАЗАХСТАНЕ. МАЙ 2023

Инфляция в Казахстане в апреле 2023 г. составила 16,8% по сравнению с апрелем 2022 г. За месяц общий уровень цен в стране вырос на 0,9%. По данным БНС АСПР РК, в годовом выражении цены на продовольственные товары повысились на 17,9%, непродовольственные товары – на 18,2%, платные услуги – на 13,7%. Снижение инфляции обусловлено высокой базой прошлого года (инфляция составляла 2% (м/м) в апреле 2022). В апрельском выпуске Макроэкономичечкого обзора Казахстана AERC давал оценку апрельской годовой инфляции на уровне 16,80% что совпало с фактическими данными.

Оценка инфляции в Казахстане в мае 2023г.

AERC пересмотрел оценку инфляции на май в сторону незначительного снижения. Так AERC прогнозирует уровень инфляции в мае 16,23% (г/г) или 0,9% (м/м) против 16,50% (г/г) и 1,1% (м/м) в предыдущем обзоре. Снижение оценки обусловлено резким снижением продовольственной инфляциис 26,2% (г/г) в феврале до 17,9%(г/г) в апреле. Также следует все еще учитывать высокую базу прошлого года: в мае 2022г. инфляция в Казахстане составляла 1,4% (м/м).

Оценка инфляции в июне 2023г.

С учетом фактических данных по инфляции за апрель и переоценки инфляции за май, AERC прогнозирует инфляцию в июне на уровне 15,22% (г/г) или 0,7% (м/м). Текущий прогноз годовой инфляции на июнь незначительно ниже предыдущего прогноза (пред. - 15,49% (г/г)).

Оценка инфляции в июле 2023г.

С учетом прогноза инфляции за май и июнь 2023г, AERC прогнозирует инфляцию в июле на уровне 14,98% (г/г) или 0,9% (м/м).

Внутренние факторы вновь складываются проинфляционно
  1. В апрельском Макроэкономическом обзоре Казахстана AERC спрогнозировал рост номинальных денежных доходов населения на уровне 20,6% (г/г). С начала года этот показатель растет быстрыми темпами. Так в феврале этого года отмечен рост номинальных денежных доходов в 17,4% (г/г). Рост денежных доходов населения является проинфляционным фактором на прогнозируемый период.
  2. После снижения темпов роста денежного агрегата М3 (денежная масса) в январе-феврале, в марте он снова продемонстрировал рост в 2,8% (м/м). Это вновь может оказывать проинфляционное давление на экономику Казахстана.
  3. В мае Национальным Банком планируется продажа валюты из Нацфонда в размере от $750 до $800 млн. В апреле Нацбанк продал $600 млн из Нацфонда. Данная мера оказывает поддержку паре USD/KZTи оказывает дезинфляционное давление, укрепляя курс национальной валюты к доллару США.
Внешние факторы свидетельствуют о неустойчивости дезинфляционного тренда
  1. Годовая инфляция в России в апреле замедлилась до 1,56%, по сравнению с 3,51% в марте, что, к слову, на целых 7.48 п. п. ниже показателей в феврале. Резкое снижение инфляции в России, которая является главным импортером Казахстана, является благоприятным фактором для снижения инфляция в Казахстане.
  2. Среднее значение индекса ФАО в апреле увеличилось и составило 127.2 пункта что на 0,6% выше мартовского показателя. Это первый рост цен на продовольственные товары после годичного снижения. Ключевым фактором роста значения ИПЦФ в апреле стал значительный рост цен на сахар. Индексы цен на зерновые, молочные продукты продолжили снижение. Данное увеличение индекса ФАО может свидетельствовать о неустойчовости дезинфляционного процесса в мире.
  3. Годовая инфляция в еврозоне выросла до 7% в апреле, по сравнению с 6,9% в марте, что стало первым ростом после пяти последовательных месячных снижений. Рост инфляции в ЕС - одном из ключевых торговых партнеров Казахстана - может сигнализировать о неустойчивости снижения инфляции в передовых экономиках мира.
  4. Открытие экономики Китая не оправдало надежд на высокий спрос на нефть, в связи с чем наблюдается снижение котировок черного золота до 75$/барр. Добровольное снижение производства нефти странами ОПЕК+, в том числе снижение производства Казахстаном на 78 тыс барр/сутки не оказало долгосрочного эффекта на рост цен на нефть. Данный фактор, оказывая давление на курс национальной валюты, может стать проинфляционным фактором.

Годовая инфляция в Казахстане продолжает замедление в марте-апреле текущего года. Однако динамика внешних и внутренних факторов говорит о том, что данный дезинфляционный тренд может оказаться неустойчивым. Во многом снижение годовой инфляции в Казахстане связано с эффектом высокой базы, в то время как месячная инфляция продолжает расти высокими темпами. Так, в апреле 2023 г. инфляция за месяц составила 0,9%, в то время как до пандемии в 2018–2019 гг. инфляция в апреле составляла 0,4% и 0,5% (м/м) соответственно. Динамика цен на социально-значимые товары за первую декаду мая продолжила демонстрировать годовой рост цен на большую часть номенклатуры, что также не позволяет сделать вывод об устойчивости дезинфляционного тренда в Казахстане. К слову, в связи с этим AERCпрогнозирует ускорение месячной инфляции в июле текущего года обратно до 0,9% после прогнозируемого замедления в июне.

С учетом сказанного AERC полагает, что жесткая ДКП является основой для сохранения контроля над инфляцией.