Как показано в обзоре экономики Казахстана (Всемирный банк, весна 2023) ВВП Казахстана в 2022 году увеличился на 3,2%, что меньше показателя 2021 года, когда рост составил 4,1%. Отмечается, что снижение темпов роста произошло, главным образом, на фоне осложнившегося геополитического положения. При этом замедление экономического роста Казахстана произошло как со стороны спроса, так и со стороны предложения. В качестве шоков спроса можно выделить уменьшение инвестиционной активности и снижение потребительского спроса в результате сокращения реальных доходов населения. Стоит отметить, что именно сторона предложения в 2022 году обеспечивала рост экономики за счет отраслей промышленного производства и услуг, хоть и менее высокими темпами, чем в 2021 году. Однако вторжение России в Украину отразилось на экономике Казахстана в большей степени через шоки предложения. Здесь можно выделить снижение добычи нефти, логистические проблемы, увеличение задержек и затрат при покупке товаров из России (так как Россия является крупнейшей страной-партнером Казахстана по импорту), сбои в работе терминала Каспийского трубопроводного консорциума, которые привели к снижению производства нефти.
В результате совокупного действия шоков спроса и предложения инфляция в Казахстане достигла исторических максимумов, что привело к существенному ужесточению денежно-кредитной политики (ДКП) Национального Банка РК (НБ РК). Однако темпы инфляции в Казахстане, несмотря на перманентное ужесточение ДКП, в течение 2022 года продолжали расти на фоне роста глобальной инфляции.
Шоки предложения являются проблемным вопросом при проведении ДКП в странах с развивающейся экономикой, таких как Казахстан, так как вызывают так называемую дилемму ДКП развивающихся стран. С данной дилеммой связаны именно шоки предложения, нежели шоки спроса, так как именно шоки предложения обычно вызывают эффекты противоположного знака на инфляцию и экономическую активность. Дилемма ДКП развивающихся стран представляет собой ситуацию, когда центральный банк в ответ на временные негативные шоки предложения должен выбирать между стимулированием экономики и стабилизацией инфляции. Если центральный банк решает снизить инфляцию, он будет проводить жесткую ДКП, которая может усугубить влияние шока предложения на экономическую активность. Дилемма ДКП не возникает при шоках спроса, потому что в этом случае инфляция и экономическая активность реагируют в одном направлении.
В частности, анализ временных шоков предложения представлен в статье колумбийских экономистов (José Antonio Ocampo, Jair Ojeda-Joya, 2022). Исследование авторов показывает, что в развивающихся странах ДКП имеет тенденцию быть более процикличной по сравнению с ДКП развитых стран после временных шоков предложения. Авторы используют данные 24 развивающихся стран с 2004 по 2019 г.г., чтобы оценить влияние временных негативных шоков предложения. Кроме того, цель работы заключалась в том, чтобы обозначить факторы, определяющие проциклическую реакцию ДКП в развивающихся странах с формирующимся рынком.
Авторы получили несколько результатов. Во-первых, основным результатом является то, что ДКП, проводимая после временных шоков предложения, в развивающихся странах в основном носит проциклический характер.
Во-вторых, чем менее гибким является обменный курс, тем более проциклична будет ДКП. Более гибкие обменные курсы позволяют проводить более независимую ДКП, не обязательно налагая ограничения на международные потоки капитала. Положительный шок предложения укрепит обменный курс, что повлечет за собой уменьшение инфляции. ЦБ необходимо найти компромисс между более низкой инфляцией и более высокой экономической активностью. Аналогичный компромисс с противоположными знаками происходит в случае отрицательного шока предложения. Если экономика действует в режиме плавающего обменного курса, ЦБ может отреагировать контрцикличной ДКП, чтобы сгладить влияние на экономическую активность. Однако если обменный курс является фиксированным или недостаточно гибким, ЦБ должен применить проциклическую ДКП для стабилизации обменного курса. Следовательно, для решения данной дилеммы ДКП важна наиболее высокая степень гибкости обменного курса.
В-третьих, ДКП носит более процикличный характер в странах с более высокой степенью финансовой открытости. Последний результат является центральной дилеммой для развивающихся стран во время шоков предложения, поскольку он подразумевает, что финансовая открытость предотвращает менее проциклические реакции ДКП из-за компромисса между обменным курсом и волатильностью доходов. Развивающиеся страны с широкой финансовой открытостью более уязвимы к внешним воздействиям, в результате чего высокая степень переноса внешних шоков на реальный обменный курс приводит к процикличности ДКП. Таким образом, гибкость обменного курса также особенно важна, если в экономике наблюдается высокая финансовая открытость, поскольку обменные курсы таких стран более чувствительны к шокам предложения, а инфляционное воздействие более существенно.
Выводы о гибкости обменного курса особенно важны для Казахстана, так как, несмотря на то, что официально проводится политика, при которой курс тенге находится в “свободном плавании”, в действительности НБ РК активно участвует на валютном рынке посредством валютных интервенций для снижения волатильности и рисков спекуляций в отдельные моменты. Помимо этого, особенностью экономики Казахстана является формирование республиканского бюджета с использованием средств Национального фонда за счет трансфертов, которые обеспечивает НБ РК. Официально данные трансферты не считаются валютными интервенциями, но для их осуществления НБ РК ежемесячно конвертирует долларовую ликвидность в тенговую, что приводит к росту предложения иностранной валюты и укреплению курса национальной валюты. Однако в условиях высокой доли импортных товаров в казахстанской экономике происходит рост спроса на иностранную валюту для оплаты импорта, что ослабляет курс национальной валюты. Таким образом, на обменный курс в Казахстане действуют различные эффекты, и окончательный результат по его стабилизации будет зависеть от того, какой из этих эффектов окажется сильнее.
Оригинальное название статьи |
Авторы |
Показатель цитируемости (h-индекс) |
Год выпуска статьи |
Ссылка |
Supply shocks and monetary policy responses in emerging economies |
José Antonio Ocampo |
20 |
2022 |
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2666143822000254 |
Jair Ojeda-Joya |
5 |