Информационные технологии и цифровые финансы, как централизованные, так и децентрализованные, становятся все более актуальными и позволяют увеличивать финансовую доступность среди различных слоев населения. Традиционные финансовые институты постепенно разрушаются и сталкиваются с тем, что банковское дело, инвестирование и обработка платежей движутся к тому, чтобы стать все более оцифрованными, не требующими посредничества. Широкий спектр новых инноваций в финансовых продуктах и услугах (платежи в реальном времени, онлайн-кредитование и различные финансовые услуги через мобильные телефоны) продемонстрировал взрывной рост. В свою очередь, цифровая трансформация, произошедшая во времена пандемии, позволила ускорить процесс децентрализации финансов. Столь стремительная цифровизация всей глобальной финансовой системы призвала к созданию новой формы фиатного актива – цифровой валюты центральных банков (ЦВЦБ), централизованной виртуальной валюты. По мнению многих регулирующих органов, ее внедрение может сыграть решающую роль в обеспечении финансовой стабильности, построении более совершенной платежной системы, совершенствовании денежно-кредитной политики (ДКП).
Федеральная резервная система (ФРС) определяет ЦВЦБ как «цифровое обязательство центрального банка (ЦБ), которое общедоступно широкой публике». ЦВЦБ – форма цифровой валюты, но они отличаются от многочисленных типов частных цифровых валют (криптовалют), чьи повторяющиеся ценовые пузыри демонстрируют чрезвычайную волатильность и динамичный характер. Внедряя ЦВЦБ, ЦБ могут сохранять государственный контроль над денежной массой в экономике, одновременно получая выгоду от цифровых технологий. Недавнее исследование Банка международных расчетов (BIS) показало, что 9 из 10 органов денежно-кредитного регулирования в настоящее время изучают, а более половины разрабатывают ЦВЦБ. При этом, несмотря на потенциальные выгоды, внедрение цифровых валют за пределами нынешней финансовой системы может снизить конкуренцию и создать проблемы с конфиденциальностью данных.
В своем докладе Национальный Банк РК (НБ РК) рассмотрел указанные трудности, связанные с внедрением цифрового тенге (ЦТ). НБ РК исключают возможную конкуренцию между регулятором и коммерческими банками, так как в долгосрочном периоде при нулевой процентной ставке объем спроса на ЦТ будет входить в диапазон от 5,7% до 6,2% от ВВП. Доходность банков второго уровня и других финансовых организаций не изменится, так как ЦТ не является альтернативой банковскому депозиту и не влияет на кредитование в экономике, а будет использоваться в качестве платежного средства. Кроме того, модель ЦТ является гибридной и основывается на двухуровневой банковской системе. Таким образом, НБ РК по-прежнему не будет взаимодействовать с потребителями, все услуги будут оказывать коммерческие финансовые институты. Что касается конфиденциальности, то НБ РК отмечает данный аспект как один из трех наиболее важных составляющих при предоставлении информационной безопасности и проводит тщательный анализ всех возможных угроз. НБ РК постарался максимально подробно изучить, какие выгоды и опасности включает в себя ЦТ, однако вопрос о том, как его внедрение повлияет на экономику Казахстана, все еще остается открытым.
Лишь немногие исследования изучают, как текущие дискуссии о ЦВЦБ среди регулирующих органов и СМИ влияют на поведение финансовых рынков. Кроме того, так как ЦВЦБ находится на ранних стадиях разработки и внедрения, существует нехватка данных, которые могли бы отражать поведение ЦВЦБ, что затрудняет анализ воздействия ЦВЦБ на финансовые рынки. Исследование (Wang et al., 2022) старается восполнить этот пробел. Чтобы провести количественный анализ того, как дискуссии и новости, связанные с внедрением ЦВЦБ влияют на волатильность различных финансовых рынков, авторы разработали два новых индекса ЦВЦБ: индекс неопределенности (CBDCUI) и индекс внимания (CBDCAI). Эти индексы не только отслеживают текущие новостные тенденции ЦВЦБ, но также представляют их изменения во времени и взаимосвязь с другими показателями неопределенности и внимания. Результаты исследования показывают, что как совокупное положительное, так и отрицательное влияние нарушений CBDCUI на финансовые переменные больше, чем влияние нарушений CBDCAI. Это говорит о том, что неопределенность вокруг новостей ЦВЦБ играет более важную роль, чем просто внимание к этим новым цифровым активам, что предполагает, что внедрение ЦВЦБ может привести к значительным изменениям в экономике.
Авторы изучили, как новости о запуске ЦВЦБ влияют на рынки криптовалют, коммерческий банковский сектор, рынки облигаций и золота, валютные и фондовые рынки. Данные исследования охватывают основной период развития ЦВЦБ и период наиболее активного обсуждения этого нового актива в СМИ, то есть с января 2015 года по июнь 2021 года.
Индексы ЦВЦБ имеют значительную положительную связь с волатильностью валютных рынков, так как рост неопределенности и внимания к ЦВЦБ может мотивировать валютных трейдеров сокращать или увеличивать свои чистые длинные позиции из-за характеристики стейблкоинов ЦВЦБ, тем самым напрямую вызывая колебания обменного курса. Другими словами, если растет неопределенность или внимание к ЦВЦБ, то увеличивается волатильность на валютных рынках. Авторы отмечают, что ЦВЦБ может повысить ликвидность валют, что также означает, что стоимость обращения валюты снижается, а операции с иностранной валютой станет проще выполнять. Таким образом, стоимость спекулятивных операций с иностранной валютой снизится, а спекулятивная деятельность с иностранной валютой увеличится, что приведет к большим колебаниям на валютных рынках. Это особенно актуально для юаня в связи с развитием трансграничных транзакций с использованием электронного юаня. Обменные курсы юаня определенно станут более волатильными.
Кроме того, так как ЦВЦБ – это фиатная валюта, по мнению авторов, приток предложения может привести к инфляции. Несомненно, ликвидность увеличится за счет развития ЦВЦБ, но избыточное предложение, в свою очередь, вызовет повышение темпов инфляции. В этих обстоятельствах повышение уровня инфляции в одной стране приведет к увеличению волатильности обменного курса ее валюты.
Если рассмотреть структуру экспорта и импорта Казахстана за 2022 год и исключить нефть и другие полезные ископаемые, то можно отметить значительное превышение импорта (46,7 млрд долларов США) над экспортом (27,1 млрд долларов США) в стоимостном выражении. В условиях того, что в Казахстане наблюдается высокая доля импортных товаров на внутреннем рынке, волатильность обменного курса (особенно пара тенге к доллару США) является одной из главных проблем, которые стоит учитывать при внедрении ЦТ. Высокая волатильность обменного курса вызывает неопределенность для бизнеса, снижение инвестиционной активности, падение покупательной способности населения и финансовую нестабильность.
Индексы ЦВЦБ имеют значительную положительную связь с волатильностью рынка золота. Эти эмпирические данные подтверждают идею авторов о том, что ЦВЦБ может привести к инфляции, поскольку благоприятные новости о ЦВЦБ резко повышают индексы ЦВЦБ в целом, а золото является активом для защиты от инфляции. На современном этапе широко обсуждается точка зрения, что ЦВЦБ может служить стабильной монетой, и предпочтительнее использовать ЦВЦБ в качестве защитного актива, а не традиционное золото. С ростом неопределенности ЦВЦБ увеличится спекулятивная активность в отношении золота как безопасного актива, что приведет к колебаниям цен на золото.
В июле 2023 года в международных резервах НБ РК насчитывалось золота на 19,5 млн долларов США, что составляет 56,5% международных резервов. По показателю золотых резервов Казахстан занимает 16 место в мире. В условиях того, что золото занимает более половины международных резервов, высокие колебания цен на золото могут привести к значительной неопределенности в отношении международных резервов НБ РК.
Индексы ЦВЦБ оказывают существенное негативное влияние на волатильность индекса MSCI World Banks, который отражает производительность и изменения цен акций банковских компаний в разных странах мира. Этот эмпирический вывод позволил авторам сделать вывод о том, что ЦВЦБ может сбалансировать банковскую систему, уменьшить теневую банковскую деятельность и масштабы нарушений.
Между индексом FTSE All-World, включающий компании из разных стран, предоставляя инвесторам возможность оценить производительность и движение глобальных рынков акций, и индексами ЦВЦБ имеется существенная негативная связь. Таким образом, ЦВЦБ может улучшить финансовую доступность, смягчить системный финансовый риск и повысить ВВП. Однако при этом индексы ЦВЦБ имеют значительную положительную связь с волатильностью индекса VIX, который так же, как и предыдущий индекс, связан с фондовым рынком и измеряет ожидаемую волатильность рынка на определенное будущее время. Различия в реакциях на шоки ЦВЦБ объясняются в статье масштабами индексов и рынками, которые они представляют. VIX фокусируется на крупных компаниях на финансовом рынке США, в то время как индекс FTSE All-World — это международный индекс фондового рынка, который охватывает более 3100 компаний в 47 странах.
Индексы ЦВЦБ положительно влияют на индекс государственных облигаций FTSE World, что авторы объясняют следующим образом. Во-первых, ЦВЦБ может поставить под сомнение платежеспособность коммерческих банков, изменить международную валютную систему и вызвать отрицательные процентные ставки. Более того, ЦВЦБ, выпущенная одной страной, может усилить асимметрию в международной валютной системе, оказывая негативное влияние на автономию ДКП и благосостояние в других странах. Эти потенциальные характеристики ЦВЦБ могут дестабилизировать финансовую систему. Чем ниже финансовая стабильность, тем выше волатильность рынков облигаций, особенно рынков государственных облигаций. Во-вторых, механизмы и режимы обменного курса также оказывают положительное влияние на волатильность рынков государственных облигаций. Поскольку индексы ЦВЦБ положительно влияют на волатильность обменных курсов, они, безусловно, внесут положительный шок в волатильность индекса государственных облигаций FTSE World. Кроме того, положительную взаимосвязь между индексами ЦВЦБ и волатильностью рынков облигаций также можно интерпретировать как общественную обеспокоенность по поводу внедрения ЦВЦБ.
Авторы обнаружили, что высокие значения индекса неопределенности ЦВЦБ вызваны неблагоприятными новостями, касающимися вспышек криптовалюты. В условиях того, что ЦВЦБ как бы является «счетчиком криптовалюты», криптовалютные инвесторы могут увеличить свою транзакционную и спекулятивную активность, что повысит неопределенность на соответствующих рынках. Например, во время рекордно высокого значения и рекордно высокого объема транзакций биткоинов рынки криптовалют испытывают крайнюю волатильность и неопределенность, и эти колебания могут быть перенесены на ЦВЦБ.
Исследование влияния внедрения ЦВЦБ на рынок криптовалюты стало основной целью статьи (Husam Helmi et al., 2023). При изучении авторы базировались на выводах предыдущей статьи и провели собственный анализ. Работа направлена на то, чтобы изучить, как новостные сообщения о ЦВЦБ влияют на финансовые рынки и рынки криптовалют. Выборка оценок содержит значительные события на рынке криптовалют, новости о попытках стран внедрить ЦВЦБ и пандемию COVID-19, которая приводит к разрушительному спаду глобальной экономической активности. Для анализа авторы используют данные с 2015 по 2021 гг.
Ключевой вывод исследования показывает, что новости ЦВЦБ оказывают негативное и существенное влияние на доходность криптовалюты, в частности биткоинов. Этот эффект особенно выражен в то время, когда появляется все больше новостей о принятии или развитии ЦВЦБ. Результаты также показывают, что новостные шоки ЦВЦБ оказывают положительное и существенное влияние на неопределенность криптовалюты. Следовательно, учитывая эти доказательства, разумно сделать вывод, что широкое внедрение ЦВЦБ может помочь ЦБ и другим регулирующим органам координировать криптовалютные рынки, и, в соответствии с этими условиями, проводить независимую ДКП.
Оригинальное название статьи |
Авторы |
Показатель цитируемости (h-индекс) |
Журнал и год выпуска статьи |
The Effects of Central Bank Digital Currencies News on Financial Markets |
Yizhi Wang |
8 |
Technological Forecasting and Social Change, Volume 180, July 2022 |
Brian M. Lucey |
51 |
||
Samuel A. Vigne |
19 |
||
Larisa Yarovaya |
30 |
||
The impact of central bank digital currency news on the stock and cryptocurrency markets: Evidence from the TVP-VAR model |
Mohamad Husam Helmi |
5 |
Research in International Business and Finance, Volume 65, April 2023 |
Abdurrahman Nazif Çatık |
10 |
||
Coşkun Akdeniz |
3 |