События Евгения Пак об НДС - комментарий для LSM

Евгения Пак об НДС - комментарий для LSM

Часть материала также опубликана на сайте LSM

Действительно ли Правительство установит порог в 15 млн тенге?

В кулуарах Правительства обсуждается снижение порога по НДС с текущих 78 млн тенге до 15 млн тенге - пока это только обсуждение. На мой взгляд, у Правительства должно быть понимание, что повышение ставки НДС сразу на 8 п.п одновременно с резким снижением порога с 78 млн до 15 млн – это институциональный «шок» для бизнеса, то есть кардинальное изменение «правил игры». И это может вызвать ряд нежелательных мультипликативных эффектов в экономике. Поэтому, я надеюсь, будет принят более градиентный подход, то есть степень изменения как самой ставки, так и порога, будет меньше.

Не слишком ли поспешно принимается решение по НДС?

Я не могу сказать, что у нас было мало времени на решение по ставке НДС. Ведь вопрос повышения НДС у нас уже поднимался и в 2022, и 2023 г. В 2023 г. уже обсуждалось повышение ставки НДС с 12% до 16%. Другое разговор, что у нас фискальные органы в 2023 г. категорически отказались от идеи повышения ставки НДС. Но теперь в 2025 г. снова подняли эту тему, хотя в этот раз уже обсуждается повышение ставки НДС сразу до 20%. И в этом проявляется непоследовательность действий фискальных органов. Понятно, что в таких условиях население все меньше доверяет действующему Правительству, так как по несколько раз меняются на ходу «правила игры» и мнения.

К слову, здесь хочу дополнительно отметить еще один факт непоследовательности нашей налоговой политики: с этого года введены новые налоговые вычеты по ИПН – для многодетных семей, вычеты на обучение. Вычеты означают, что фактически уплачиваемая сумма ИПН уменьшается. С этого года также унифицирован налоговый вычет по ИПН для тех, у кого есть ипотека (раньше такой вычет был доступен только для тех, у кого ипотека именно в Отбасы банке, сейчас же такой вычет могут сделать все, у кого есть любая ипотека).

Дополнительно я хочу напомнить, что у нас есть специальный налоговый режим (СНР) «розничный налог» для отдельных субъектов бизнеса – этот режим ввели еще в период пандемии коронавируса, чтобы помочь бизнесу. По указанному налоговому режиму уменьшалось налоговое бремя для субъектов предпринимательства: вместо 3%-10% ИПН или 10-20% КПН и 12% НДС налогоплательщикам достаточно уплачивать только 4%-8% ИПН с оборота. Мера должна была быть временной, но с 1 января 2023 г. СНР «розничный налог» действует постоянно, причем сфера его применения была существенно увеличена. И в рамках этого СНР с 2025 г. пониженные ставки розничного налога в 2% и 3% утвердили почти во всех областях и городах.

Получается, одной рукой фискальный орган дает послабления и льготы по налогам, а другой рукой – говорит, что будет больше забирать, увеличивая ставку по НДС и уменьшая порог уплаты НДС. Такая нелогичность действий создает еще и перекосы в налоговой системе, ведь, получается, если, например, мой бизнес зарегистрирован в ОКЭД, который попадает под определенный СНР, то вопрос уплаты повышенного НДС меня даже не коснется. Но если мой бизнес зарегистрирован в других ОКЭД, то я должна платить почему-то повышенный НДС. Создается мотив для перерегистрации бизнеса, изменения «искусственно» вида деятельности.

Если есть необходимость увеличения налоговых поступлений, то почему не начать с устранения имеющихся послаблений по разным видам налогов? Давайте выявим неэффективные налоговые послабления, разберемся, почему временная мера в виде СНР «розничный налог» вдруг стала постоянной, насколько эта мера эффективна/полезна? Бизнес, попадающий под этот СНР, создает дополнительные рабочие места или добавленную стоимость?

Но вместо повышения прозрачности налоговой системы, улучшения администрирования, решения вопросов эффективности отдельных налоговых послаблений, мы проводим дискреционную фискальную политику – вручную повышаем налоговую ставку по одному конкретному налогу, причем не самому простому с точки зрения администрирования – НДС.

Я напомню, что у нас есть отдельные товары/работы/услуги, которые облагаются ставкой НДС в 0%. И если у бизнеса есть обороты, которые облагаются ставкой 0% по НДС, то ему подлежит возврат части суммы ранее оплаченного НДС. Так вот указанный возврат по НДС осуществляется в течение 75 рабочих дней, то есть на срок в примерно 2,5 месяца у бизнесмена «заморожена» часть денег.

Снижение порога по НДС означает, что большее число предпринимателей попадет под уплату НДС. Соответственно, на налоговый орган усилится нагрузка, связанная с обработкой запросов по возврату НДС. Поэтому, повторюсь, я не вижу экономической логики в увеличении ставки НДС, снижении порога по НДС при одновременном расширении вычетов по другим налогам. 


Комментарии 0