Происходящее в мире сильнее обычного влияет на состояние умов как обычных людей, так и политиков, тем самым переворачивая устоявшуюся геополитическую и моральную дихотомию каждого по поводу того, что нельзя, а что можно. Нападение России на территорию Украины спровоцировало «перелом» в этой дихотомии и устоявшемся статусе-кво. Напряженность на Ближнем Востоке становится новым полем преломления стратегических интересов между развитыми странами и так называемыми «странами-изгоями». Ракетно-дроновая атака Ирана по территории Израиля не дала существенного результата, но показала отсталость уровня технического развития Ирана, а также отсутствие его поддержки со стороны мусульманских государств. К коалиции Израиля, США и Великобритании, помимо развитых стран, присоединились монархии Персидского залива, что выделяет Иран как страну-изгоя.
Диссонансом к геополитической обстановке выступает уверенный рост мировой экономики, причем драйверами выступают развитые страны, хотя их темпы прироста по определению не дотягивают до уровней развивающихся стран. Глобальная экономика миновала риски рецессии, смогла добиться снижения инфляции и совершить «мягкую посадку», по определению МВФ. В апрельском обзоре МВФ прогнозирует рост мировой экономики на 2024–2025 гг. на уровне 3,2%, отмечая, что темпы роста будут самыми низкими по историческим меркам.
В Казахстане начало весны сопровождается масштабными паводками, что и стало темой обложки нашего МОКа. С такой масштабной трагедией страна столкнулась впервые со времени получения независимости. Ущерб, нанесенный паводками, может стать значительным ограничителем роста казахстанской экономики в краткосрочной перспективе (более подробно см. в разделе «Детали: Паводки и меры их предупреждения»). Пока не подсчитана вся сумма убытка, но уже ясно, что государство сталкивается с необходимостью значительных капитальных вложений на восстановление инфраструктуры. Выделение дополнительных средств сталкивается с трудностями вследствие недоисполнения доходной части республиканского бюджета. Перманентное превышение темпа роста затрат над поступлениями дискредитирует тезис Правительства о направленности бюджетной политики на консолидацию расходов.
В экономике Казахстана в 1 кв. 2024 г. наблюдается замедление роста реального сектора и акселерация сектора услуг. Наряду с этим упали инвестиции в основной капитал, а также объемы грузооборота по всем видам транспорта. Инфляция в годовом выражении с начала 2024 г. имеет понижательный тренд, и в марте 2024 г. составила 9,1% (г/г). Однако либерализация цен с прошлого года все еще сказывается на росте цен платных услуг. Проинфляционные риски сохраняются.
В текущем обзоре AERC по сравнению с январским релизом МОК немного понизил прогноз экономического роста Казахстана на 2024 г. по причине полномасштабных паводков почти во всех регионах страны, а также добровольного сокращения добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+. Согласно модели совокупного спроса, рост ВВП прогнозируется на уровне 4,2% (ранее – 4,6%), по модели совокупного предложения оценка также ухудшилась с 4,5% до 4,2%.
AERC также ухудшил прогноз уровня среднегодовой инфляции на 2024 г. до 9,1% (8,8% в январском МОК). AERC улучшил оценку фискального баланса к ВВП до (-)4,7% к ВВП ((-)5,5% от ВВП ранее) за счет переоценки ввиду выхода фактических данных по 2023 г., а также ввиду пересмотра предпосылки по трансферту из Национального фонда. Несмотря на умеренный рост экспорта вследствие повышательной динамики рынка нефти, импорт товаров и услуг в целом будет превышать экспорт, на фоне чего AERC ожидает ухудшения состояния текущего счета платежного баланса (-)6,5% к ВВП ((-)5,2% к ВВП в предыдущем обзоре).
Подробнее читайте во вложенном файле
Будьте в курсе новостей от AERC