Современные реалии характеризуются переходом к новому технологическому укладу, что в научных терминах можно описать как «точка бифуркации». Будущее, как никогда, вызывает сегодня у людей тревогу, что приводит к надеждам на лидеров, которые могут стать либо созидателями, либо разрушителями. Вопрос о том, станет ли новый президент США катализатором глобального прогресса или источником нестабильности, остается открытым. Вместе с тем, значительные ожидания связаны с возможным прекращением войны в Украине.
Глобальная повестка в 2025 г., несомненно, будет определяться действиями администрации нового президента США. Исторические параллели и контексты, упомянутые в разделе «Детали: Шоу ТрумЭна и Трампа – циклы истории», иллюстрируют, что приход Дональда Трампа может существенно повлиять на мировой порядок. Термин «Маганомика», отражающий комбинацию экономических и политических подходов Трампа, определит среднесрочные глобальные тенденции.
С приходом Трампа к власти можно говорить об усилении влияния технологической олигархии, представленной компаниями Кремниевой долины. Это, с одной стороны, будет способствовать внедрению искусственного интеллекта и технологическому прогрессу, а с другой – усилению социального неравенства. Противоречивость риторики Трампа может поколебать уже и без того разбалансированную мировую финансово-экономическую систему: начиная с оголтелого протекционизма и анти-мигрантского настроя, заканчивая популистскими идеями по присоединению Канады, захвату Гренландии, Панамского канала и переименованию Мексиканского залива. Хотя, следует помнить, что личность Трампа – это про бизнес, и поэтому каждое решение будет пропускаться через призму анализа «затраты-выгоды».
В январском выпуске World Economic Outlook МВФ улучшил прогноз мирового роста на 2025 г. с 3,2% до 3,3%, но данный рост будет неоднородным: с лучшими перспективами у США, но снижением экономической активности в некоторых развитых странах. Прогнозируется снижение общей инфляции в мире, но при этом страны с развитой экономикой вернутся к целевым показателям раньше, чем страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны. МВФ указывает на значительную зависимость складывающихся рисков по всему миру от экономических решений США, а также на приостановление разворота монетарной политики, что будет иметь последствия для устойчивости бюджетов и финансовой стабильности.
Экономика Казахстана демонстрирует позитивную картину в целом за 2024 г., хотя первая половина года характеризовалась сжатием экономической активности. За 2024 г. Правительство РК ожидает роста реального ВВП примерно в 5%. Но указанные высокие темпы роста реального ВВП наряду с прокси-индикаторами, такими как ИДА и КЭИ, указывают на перегрев в экономике. О том, что рост экономики страны представляется несбалансированным, мы писали и в нашем прошлом обзоре.
Основными драйверами роста выступают строительство и сектор услуг. В течение года инфляция имела понижательный тренд, но раннее смягчение монетарных условий привело к ускорению инфляции в 4 кв. 2024 г. Однозначно, что и в 2025 г. инфляция останется основной макроэкономической проблемой как в силу внешней (санкции, шоки рубля и инфляция в России), так и внутренней среды (тариф в обмен на инвестиции, отпуск цен на ГСМ, значительный денежный навес, фискальные стимулы и рост добычи нефти по ПБР). Как бы то ни было, проблема координации фискальной и монетарной политик, а также неэффективность бюджетных правил, наконец, стали предметом серьезного обсуждения в кругу представителей истеблишмента.
В текущем обзоре AERC, по сравнению с октябрьским МОК, улучшил прогноз экономического роста Казахстана на 2025 г. Согласно модели совокупного спроса, в 2025 г. рост ВВП составит 4,6% (4% – в прошлом обзоре), который сложится за счет значительного роста валового накопления, небольшого расширения потребления домохозяйств и пересмотра фискальных стимулов в сторону увеличения. По модели совокупного предложения прогноз экономического роста составит 4,5% (ранее – 4%).
Учитывая проинфляционные факторы внешней и внутренней среды, в 2025 г. AERC ухудшил прогноз среднегодовой инфляции до 7% (ранее – 6,7%), хотя AERC допускает пересмотр прогноза по инфляции в сторону еще большего повышения при усилении проинфляционных факторов. Проблема недобора налоговых доходов остается на повестке дня в 2025 г., поэтому значительные изъятия из Национального Фонда будут продолжены. За счет средств Фонда удастся достичь дефицита государственного бюджета в 2025 г. в (-)2,3% к ВВП (ранее ожидалось (-)4,2% к ВВП). На 2025 г. прогнозируется значительный рост импорта, что вкупе с расширением дефицита в торговле услугами приведет к ухудшению отрицательного сальдо текущего счета до (-)8% к ВВП (ранее прогнозировалось (-)5,2% к ВВП).
Подробнее читайте во вложенном файле
Будьте в курсе новостей от AERC