События Либерализация ЖД: опыт ЕС

Либерализация ЖД: опыт ЕС

Данная статья является обзором на исследование

Kristijan Solina, Borna Abramovic (2022). Effects of Railway Market Liberalisation: European Union Perspective. Sustainability, 14(8), 4657. https://doi.org/10.3390/su14084657

На фоне обсуждения возможностей либерализации железно-дорожного (ЖД) транспорта в странах СНГ интересно обратиться к опыту развитых стран. И здесь показателен пример ЕС.

Либерализация железнодорожного рынка в Европейском Союзе (ЕС) представляет собой сложный и многоуровневый процесс, направленный на создание единого конкурентного пространства в сфере железнодорожных перевозок. Но насколько успешно эти реформы реализуются на практике? Целью данного обзора является анализ эффективности мер по либерализации ЖД транспорта ЕС, а также выявление основных факторов, влияющих на динамику железнодорожного грузового рынка в странах ЕС.

Контекст исследования

Исторически железнодорожный сектор в странах ЕС находился под управлением государственных монополий, которые одновременно управляли инфраструктурой и предоставляли перевозочные услуги. Однако с 1990-х годов Евросоюз запустил масштабные реформы, направленные на разделение этих функций, создание конкурентной среды и привлечение частных компаний. Ключевое требование – юридическое разделение операторов инфраструктуры и железнодорожных перевозчиков, что должно обеспечить прозрачность и равные условия для всех участников рынка.

Железные дороги обладают значительным потенциалом благодаря низкому уровню выбросов и способности перевозить большие объемы пассажиров и грузов без создания заторов. Однако строительство и обслуживание инфраструктуры остаются крайне затратными как для государства, так и для операторов. В условиях либерализации тарифы на доступ к железнодорожной сети устанавливаются с учетом рыночного спроса, что делает вопрос реформ особенно важным с точки зрения экономической эффективности.

Реформы должны были открыть рынок для новых частных операторов, повысить качество услуг и снизить стоимость перевозок. Однако результаты оказались неоднозначными: в одних странах ЕС частные игроки получили широкие возможности, в других – старые монополии продолжают доминировать. Почему результаты так отличаются? Исследование Kristijan Solina, Borna Abramovic (2022) рассматривает эти вопросы, анализируя ключевые барьеры и факторы, влияющие на успех либерализации.

Методология, используемая в работе Kristijan Solina, Borna Abramovic (2022)

Авторы используют комплексный подход, сочетающий анализ вторичных данных (научных публикаций, статистических отчетов и нормативных документов) с выявлением ключевых корреляций между параметрами железнодорожного рынка. В частности, исследование фокусируется на следующих индикаторах:

  • уровень конкуренции и количество новых участников рынка;
  • динамика объемов железнодорожных перевозок (в тонно-километрах);
  • структура тарифов на использование инфраструктуры;
  • соотношение между частным и государственным участием в управлении железнодорожными перевозками.

Авторы рассматривают влияние каждого из этих факторов на конкурентную среду, уровень эффективности железнодорожного сектора и перспективы его дальнейшего развития.

Основные результаты исследования
  • Разные подходы к либерализации предопределяют различия в успехе реформы

Исследование подтверждает, что государства-члены ЕС внедряли директивы ЕС по-разному, что привело к значительным различиям в рыночной среде. В странах, где была проведена глубокая реструктуризация и созданы независимые инфраструктурные управляющие компании, наблюдается более высокий уровень конкуренции среди перевозчиков. В других странах сохраняется высокий уровень государственного контроля, что ограничивает конкуренцию.

  • Высокая роль государственного регулирования сохраняется в данной отрасли в большинстве стран ЕС

Хотя либерализация предполагает снижение роли государства, исследование показывает, что полное исключение государственного вмешательства невозможно. В большинстве стран управление железнодорожной инфраструктурой остается под контролем государственных компаний, а в некоторых случаях государственные субсидии продолжают играть ключевую роль в обеспечении устойчивости железнодорожного сектора.

  • Эффективность конкуренции подтверждается для рынка ЖД транспорта не всегда

Анализ показывает, что увеличение числа новых операторов на рынке не всегда коррелирует с повышением эффективности сектора. В некоторых случаях конкуренция привела к снижению тарифов и улучшению качества услуг, тогда как в других – к фрагментации рынка и нестабильности в оказании услуг.

  • Сложность либерализации - в высоких барьерах входа для новых игроков 

Высокие тарифы на доступ к железнодорожной инфраструктуре остаются серьезным препятствием для новых игроков. В ряде стран это ведет к сохранению доминирующего положения бывших государственных монополий, что ограничивает возможности частных компаний для эффективной конкуренции.

Выводы и рекомендации

Статья подчеркивает, что либерализация железнодорожного рынка – это сложный процесс, требующий не только нормативных изменений, но и создания благоприятных условий для конкуренции. Для достижения устойчивых результатов необходим баланс между государственным регулированием и рыночными механизмами. В качестве ключевых рекомендаций выделяются:

  • дальнейшая гармонизация правил доступа к железнодорожной инфраструктуре на уровне ЕС;
  • снижение тарифов на использование железнодорожной сети для стимулирования конкуренции;
  • усиление антимонопольного контроля для предотвращения злоупотреблений доминирующими компаниями;
  • внедрение эффективных механизмов государственной поддержки инфраструктуры без нарушения принципов рыночной конкуренции.


Данное исследование вносит значительный вклад в понимание процессов либерализации железнодорожного сектора в ЕС. Его результаты могут быть полезны не только для исследователей и политиков, но и для практиков отрасли, заинтересованных в создании более конкурентного и эффективного железнодорожного рынка.

Комментарии 0