Еще в прошлом году The Economist назвал 2024 г. «годом выборов». Действительно, в т. г. 88 стран, где проживает не менее 49% населения мира, уже провели или проведут национальные выборы.
Так, например, в Украине запланированные на март выборы не состоялись ввиду введенного военного положения. В то же время в России мартовские выборы президента завершились очередным избранием Путина. В свою очередь, на другом континенте в фокусе внимания – выборы президента США, которые должны состояться 5 ноября 2024 г. Это 60-е по счету американские выборы, на которых будет избран 47-й президент Америки.
Казалось бы, выборы президента – сугубо политическое явление. Однако практика показывает, что это событие существенно влияет на экономическую обстановку в мире. Например, МВФ в своем регулярном обзоре Fiscal Monitor в апреле текущего года обозначил президентские выборы в странах – одним из факторов для роста бюджетных дефицитов. «Эмпирические данные указывают на уклон в сторону больших бюджетных дефицитов в годы выборов. И на этот раз политический дискурс особенно громок в пользу бюджетной экспансии», – пишет МВФ.
Несмотря на отсутствие выборов, проблема бюджетного дефицита и растущей фискальной экспансии – на повестке дня и Казахстана. Эта тема и легла в основу обложки для текущего обзора. Казахстанская экономика за 6 месяцев т. г. столкнулась с серьезным недопоступлением налоговых доходов в республиканский бюджет: налоговые поступления за январь-июнь 2024 г. на 14% ниже, чем за аналогичный период 2023 г. и на 24,1% меньше плана. Вынужденное финансирование последствий паводков при сокращении налоговых поступлений вынудило Правительство РК изъять из Национального фонда 3,0 трлн тенге или уже 3/4 от запланированного на год гарантированного объема трансфертов, занять почти 2,5 трлн тенге и продать акции АО «Казатомпром» в Национальный фонд.
Но вопреки бюджетным дисбалансам перспективы роста как казахстанской, так и глобальной экономики видятся экономистам все еще положительными. Так, например, МВФ в июле сохранил прогноз роста мировой экономики на 2024 г. на уровне 3,2% и улучшил прогноз роста для Казахстана на этот год с 3,1% до 3,5%. Согласно июньскому докладу Global Economic Prospects, Всемирный Банк прогнозирует рост мировой экономики в 2024 г. на 2,6% (г/г), а казахстанской экономики – на 3,4% (г/г).
В текущем обзоре AERC, по сравнению с апрельским обзором, снизил прогноз экономического роста Казахстана на 2024 г. с учетом замедления темпов роста выпуска в ряде отраслей экономики, падения инвестиций в основной капитал за первое полугодие 2024 г. По модели совокупного спроса рост ВВП прогнозируется на уровне 4% (ранее – 4,2%), по модели совокупного предложения – 3,9% (ранее – 4,2%). Консенсус-прогноз экономического роста на 2024 г. с учетом округления – 4,0% (г/г). AERC снижает прогноз экономического роста на 2024 г. второй обзор подряд.
AERC улучшил прогноз уровня среднегодовой инфляции на 2024 г. до 8,4% (в апреле – 9,1% (г/г)). Сложная ситуация с пополнением налоговых доходов привела к ухудшению прогноза AERC в отношении бюджетного дефицита: ожидается дефицит в размере (-)5,1% к ВВП (в апреле – (-)4,7% к ВВП). Одновременно AERC ожидает дефицит текущего счета платежного баланса в 2024 г. на уровне (-)6,1% к ВВП (в апреле – (-)6,5% к ВВП).