События Галымжан Айтказин: текущее ослабление тенге - следствие острой нехватки доходов бюджета

Галымжан Айтказин: текущее ослабление тенге - следствие острой нехватки доходов бюджета

Материал также размещён на сайте Kapital.kz

Экономист Галымжан Айтказин рассказал корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz о том, какие факторы способствовали ослаблению обменного курса тенге к доллару на текущей неделе.

Отметим, Национальный банк установил официальный курс по паре KZT/USD на 10 октября на уровне 489,06 тенге за один доллар. На 14:08 аст средневзвешенный курс доллара на Казахстанской фондовой бирже (KASE) составил уже 490,52 тенге.                                            

«Стоит признать, что текущее поведение тенге является отражением больше внутренних экономических проблем Казахстана. Каких-либо внешних шоков не было, как например война, обрушение цены на нефть, или пандемия, которую мы наблюдали в 2020 и 2022 годах. В первую очередь из внутренних факторов - это, конечно же, крайне слабое исполнение доходов бюджета, поэтому в первой половине года правительство усиленно изымало трансферты из Национального фонда в республиканский бюджет, конвертация которых на бирже KASE со стороны Нацбанка оказывает давление на курс и ведет к его укреплению. Это с лихвой перекрыло все прочие факторы, включая внешние - цена на нефть и торговый баланс», - отметил он.                              

Однако, по словам Галымжана Айтказина, «когда курс стал крепким, стало понятно, что это невыгодно для доходов бюджета и конвертации нефтедолларов, которые уже стоили значительно меньше тенге за один доллар». 

«Поэтому то, что мы наблюдаем сейчас, а именно ослабление обменного курса тенге, происходит под давлением фактора нехватки доходов бюджета. Поэтому Нацбанк решил одновременно как увеличивать трансферты, так и, соответственно, не давать тенге укрепляться. То есть, с одной стороны, продавать доллары на бирже для обеспечения трансфертов, с другой – покупать их через ЕНПФ, хоть и по невыгодному курсу», - пояснил он.                                   

Ранее в своем Telegram-канале Tengenomika экономист пояснял, что в сентябре, по сравнению с апрелем, объем этих операций составил 945 млн долларов. В августе была продана инвалюта на 546 млн долларов, в сентябре доля продаж из Нацфонда резко выросла до 20% от общего объема торгов, после 12% в августе.                                          

Как уточнил Галымжан Айтказин, Нацбанк прогнозирует, что ориентиром правительства в октябре ожидается продажа валюты из Нацфонда на уровне 1,3-1,4 млрд долларов. Продажи ЗВР для зазеркаливания прогнозируются на уровне 240-260 млн долларов. Для ЕНПФ планируют купить валюту в размере 850-950 млн долларов, что в два раза больше, чем в сентябре.                             

«В сентябре операции по продаже инвалюты для обеспечения трансфертов ограничили запланированные объемы в текущем году, это указывают, что их продажа лишь усилится в октябре. Как мы понимаем, Нацбанк пытается снизить спрос на такие продажи за счет покупки инвалюты для ЕНПФ, которые в октябре могут обойтись в 1 млрд долларов. В итоге, по нашим расчетам, чистая продажа инвалюты на бирже KASE составит порядка 700 млн долларов, после 687 млн долларов в сентябре. В противном случае мы ждали бы неминуемого укрепления тенге к доллару», - пояснил экономист в своем Telegram-канале.      

Он добавил, сложившуюся ситуацию понимают и рыночные игроки - банки второго уровня, которые в текущих макроэкономических условиях «бюджетного кризиса» могут смело оказывать давление на курс, торгуя на бирже.                     

«Текущая ситуация – это прямое отражение того, что правительство делает в 2024 году. Слабый тенге нам нужен для того, чтобы пополнять доходы бюджета и для того, чтобы конвертировать нефтедоллары из Национального фонда по выгодному курсу. Трансферты на текущий год они (правительство - Ред.) уже исчерпали, и сейчас пошли сверхлимитов, установленных на 2024 год. Это говорит о многом: о том, что у нас серьезные проблемы с доходами бюджета, и для того, чтобы их пополнять, будут использовать все инструменты, в том числе и ослабление курса», - уточнил Галымжан Айтказин.          

Делиться прогнозами относительно ситуации на валютном рынке в следующем году экономист не стал, так как она всегда непредсказуема.  «Любые решения или какие-то новые инструменты всегда могут легко скорректировать любой прогноз. Поэтому я не берусь что-то прогнозировать», - отметил он.

Пікірлер 0