Мнения в СМИ "Шлюпка против шторма". Что имел в виду Президент Токаев, говоря о сложном периоде впереди

"Шлюпка против шторма". Что имел в виду Президент Токаев, говоря о сложном периоде впереди

Мы живем в трудное время, а впереди сложный период. Такими фразами отметилось выступление Касым-Жомарта Токаева на прошедшем 19 апреля совещании по вопросам социально-экономического развития страны. Казахстанский экономист и научный руководитель AERC Жаксыбек Кулекеев рассказал, что имел в виду Президент и что могут сделать казахстанцы, чтобы облегчить это время для себя и своей страны, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Первую часть можно прочитать здесь. В нем экономист рассказал, что происходит с ценами в Казахстане, что означает "ловушка среднего дохода", о которой говорил Президент, как мы в нее попали и как из нее выбраться.

- Президент призвал акимов ходить пешком по своим городам. Как вы считаете, услышали акимы Президента? Стоит нам ожидать, что акимы крупных городов и областей без охраны будут выходить в народ?

У акимов вообще охраны нет, это неохраняемые люди. У нас есть в стране официально охраняемые лица, всего несколько человек - Президент, премьер-министр, спикеры двух палат Парламента и так далее. На пальцах одной руки можно посчитать охраняемых людей.

- Но у акимов обычно всегда есть сопровождение.

У акима есть помощник, он может ходить с ним. Если аким сам будет смотреть и фиксировать недочеты, уйдет больше времени. Ходить пешком не означает ходить в одиночестве. Даже с помощниками акимы пешком много чего могут увидеть. Так что я в этом ничего плохого не вижу.

У людей в памяти свежо время, когда акимы советского Казахстана, первые секретари, рано выходили на улицу и ходили пешком, смотрели объекты, оценивали чистоту города. Сегодня тоже есть такие акимы. О некоторых из них ходят легенды, они не скрывают себя от общественности.

- То есть вы считаете, что акимы услышали Главу государства?

Когда Президент сказал акимам ходить пешком, он имел в виду смотреть, как обустроен город, насколько людям комфортно жить, встречаться с людьми и так далее. В регионах акимам все равно придется ездить на машине по области.

Акимов нельзя противопоставлять народу, акимов нельзя противопоставлять Президенту. Они исполнители, если Глава государства требует от них, чтобы они стали ближе, это не только слова, это требование Президента. Если он сказал это, он будет контролировать. Сейчас это сделать легко, есть социальные сети, видеоотчеты.

- В тот же день после совещания Токаев подписал законы о децентрализации власти. При этом на совещании призвал госслужащих не ждать у моря погоды, быть реформаторами, отмечая низкое качество реализации реформ, отсутствие ответственного отношения. Как правительству искоренить старые методы работы? Как будет трансформироваться госаппарат, каково видение Президента, по вашему мнению?

Вопрос децентрализации - действительно сложный, но в Казахстане, в отличие от других стран, последовательно принимаются решения в этом направлении. Те же выборы сельских акимов. В этом году еще 70 районных акимов должен выбрать народ. Избранный народом аким не будет смотреть на областного акима, он будет работать с оглядкой на население, которое его выбрало. Это и есть децентрализация.

Помимо этого, часть полномочий премьер-министр отдал министрам. Раньше у нас любое решение принимали в форме постановления правительства, сейчас есть приказы министров. Их сила пусть и не такая, как у постановления правительства, тем не менее это нормативный акт, который распространяется на всю территорию Казахстана. То есть распределение полномочий между институтами государственной власти идет не только на словах.

Но это длительный процесс, и в рамках конституционных изменений часть своих полномочий Президент тоже отдал акимам.

- Хотелось бы понять, как это будет выглядеть на практике и когда акимы перестроятся.

Раньше Президент мог отменить решение областного акима по назначению районных или сельских акимов и поставить на утрату отдельные принятые ими нормативные акты. Он от всего этого отказался и теперь не будет вмешиваться в этот процесс. Это делегирование полномочий. Если аким области - это представитель Президента, то надо дать ему соответствующие полномочия. Если этого не будет, аким будет работать с оглядкой: "Вдруг мне по башке дадут там за то, что я назначил человека?", и так далее.

Что касается второго вопроса, когда акимы перестроятся, когда у нас появится новый тип управленцев на уровне местной власти - это вопрос времени. Я бы сравнил всех чиновников с длинной тенью человека. Они все являются тенью Президента. Среди акимов, министров есть люди, которые служили и Первому Президенту, при нем работали, некоторые стили управления переняли у него. Чиновники не могут не подражать первому руководителю.

А сейчас у нас другой Президент, с другой культурой, другим видением, с другими принципами управления. Чиновники постепенно перестраиваются, перенимают у него характер управления. Он отличается скромностью, интеллектом, открытостью, себя не выпячивает, но при этом работяга. Я думаю, что скоро станет больше таких руководителей, которые захотят быть похожими на него, но для этого потребуется время.

Нам всем иногда не хватает терпения. Хочется, чтобы за один день все поменялось, сегодня Президент сказал, чтобы завтра все стало по другому. Но так не бывает, это жизнь. Я думаю реальные перемены в стиле управления государственных служащих через пару лет, наверное, мы уже увидим.

- Токаев несколько раз упомянул, что впереди сложный период и сейчас трудное время. Что, по вашему мнению, ждет казахстанцев? Что будет происходить?

Очень много неопределенности. Казахстан - небольшая страна, мы находимся между двумя гигантами - Россией и Китаем. В 2021 году мировая экономика росла темпом в 6 процентов, а в 2022-м упала до трех. В этом году темпы роста ожидают ниже двух процентов. Замедление роста экономики идет по всем мире - в США, Европе, Японии. Китай - вторая экономика мира - последние 10 лет росла темпами по 7-8 процентов. В прошлом году рост составил всего 4 процента. Это значит, что спрос будет падать на многие товары, в том числе на нефть, которая является основной экспортной позицией Казахстана. Снижение спроса уронит цены на нефть, а это значит, мы получим меньше доходов, для нашего бюджета это риск.

Помимо этого, цена может упасть и на другие экспортные товары - черный и цветной металлы, зерно. В прошлом году у фермеров были проблемы со сбытом зерна, потому что цена упала. Сейчас, говорят, появились первые признаки восстановления цен. Конечно, каждый хочет выгодно продать то, что имеет, и Казахстан тоже. Но объективные условия таковы, может случиться что угодно.

Другой риск - наш самый крупный сосед - Россия, с которой мы последние 100 лет строили совместную экономику. Многие казахстанские заводы и по сей день используют российское или советское оборудование и не смогут отказаться от него в один день. Из-за российско-украинского конфликта у нас в этом плане появились дополнительные сложности.

В прошлом году почти на 70% сократили импорт машиностроительной продукции из России. Не потому, что Казахстан не хотел импортировать, а потому, что Россия не может поставить. Россия основные ресурсы тратит на войну и многие их заводы с участием иностранного капитала закрылись из-за санкций. В силу этого нам стало трудно получать продукты энергетического, нефтегазового, транспортного, железнодорожного машиностроения. Мы даже легковые и грузовые автомобили почти перестали импортировать.

Вот это все создает большие проблемы для казахстанской экономики. Где мы найдем замену? По какой цене будем импортировать? Как людей будем готовить к эксплуатации нового оборудования? Даже с комплектующими уже возникают проблемы. И эта ситуация будет обостряться.

Если российская экономика зайдет в зону волатильности, турбулентности, это обязательно скажется на нашей экономике. Ситуация там не очень хорошая. Из-за санкций и установления потолка цен российский бюджет от экспорта нефти и газа стал получать почти в два раза меньше доходов. Их основные расходы пошли на развитие военной промышленности, потому что войны нуждаются в технике и боеприпасах.

Еще один риск: если девальвация российского рубля усилится, а цены останутся на прежнем уровне, то дешевые российские товары хлынут в Казахстан. Закрыть границу мы не сможем. Это может привести к девальвации нашей валюты. В противном случае, независимо от того, насколько велики наши золотовалютные резервы, они все перетекут в Россию.

И даже если санкции не касаются нас напрямую, мы все равно страдаем от них. В прошлом году Казахстан не смог поставить в Россию железорудные концентраты - порядка 10 миллионов тонн. Потому что основные металлургические комбинаты в Магнитогорске, Северсталь оказались под санкциями, а они были основными нашими покупателями руды. В итоге металлургическая отрасль Казахстана прошлый год завершила с отрицательным темпом в 6 процентов.

Это не тот случай, когда "соседний дом горит - нам стало теплее". Если нашим соседям будет плохо, то и нам будет плохо. Когда Президент говорил о неопределенности, предупреждал, что все может стать еще хуже, он имел в виду все эти факторы. За всем, что происходит в мире, надо внимательно следить.

- Как вы думаете, премьер-министр Алихан Смаилов справится с этими вызовами?

Мы должны надеяться. В правительстве работает много грамотных людей. Они следят за развитием ситуации, принимают упреждающие меры, иногда Казахстан может что-то сделать, иногда мы можем оказаться беспомощными. Все равно казахстанская экономика – это маленькая экономика. Шлюпка против шторма в океане. Если шторм будет очень сильным, нам придется просто адаптироваться, как бы сложно ни было.

- Что вы посоветуете казахстанцам в условиях этой неопределенности?

Проявить терпение, не оглядываться назад и трудиться. Казахстан не станет богатым государством до тех пор, пока мы сами не возьмемся за дело и не начнем реализовывать собственный потенциал. У каждого казахстанца, я уверен, есть внутренний потенциал. Глава государства и правительство пытаются сделать все, чтобы поддержать инициативу граждан. Когда Президент говорил работать с населением, быть государственниками-реформаторами, поддерживать честный бизнес, он это и имел в виду. Экономику Казахстана поднимут не чиновники, а люди, которые делают что-то своими руками - предприниматели, аграрии, шахтеры, нефтяники. Те, кто, не считаясь со здоровьем, временем и силами, борется за будущее - свое и Казахстана.

У нас есть определенная прослойка людей, которая считает: "Государство должно делать за меня все". Нет, это мы должны стараться сделать что-то полезное для нашего государства. Вот чем отличаются западные страны, в том числе Америка. В этих странах органы самоуправления появились до появления государственных институтов. Все свои проблемы институты самоуправления решали сами. Государство не строило школы и дороги, они все это решали сами. Поэтому менталитет западных людей таков: если есть какая-то проблема, давайте возьмемся и решим ее сами.

У нас же если какие-то проблемы в доме, то кто-то должен приехать и исправить. Например, отопления нет - значит, кто-то должен приехать исправить, в подъезде лампочка не горит - кто-то должен приехать вкрутить. А сами порой ведут себя так, будто временно здесь - мусорят, гадят, разрисовывают стены. Поэтому я всегда говорю: чтобы сделать Казахстан процветающим, много денег не надо. Надо иметь желание.

Источник: Tengrinews

Пікірлер 0