Материал также частично опубликован на сайте LSM
Сама идея воспользоваться дифференциацией налоговых ставок как инструментом для стимулирования отдельных отраслей экономики или типов/размеров производств –в принципе нередкая, применяется разными странами. Например, согласно Worldwide Tax Summaries PWC, в Австрии действует сниженная ставка корпоративного налога для МСБ, в Хорватии корпоративный налог различается для компаний с доходом ниже 1 млн евро и выше, а в Индии налоговая ставка различается для отечественных и иностранных компаний, причем для отечественных идет дополнительная дифференциация налоговых ставок от 15% до 30% (для иностранных компаний – 40%). Но предлагаемое в Казахстане введение дифференциации корпоративной ставки налога не просто по отраслям экономики, а по сложности производства продуктов – идея уникальная, и вот почему:
Дело в том, что дифференциация КПН сама по себе (вне зависимости от того, по какому фактору мы дифференцируем) уже означает усложнение налогового администрирования. А тут еще мы пытаемся дифференцировать не просто по размерам компании или по отраслям экономики (что проще, так как есть измеримые характеристики для классификации и установления разных налоговых ставок), а по сложности передела создаваемого продукта. Это фактически означает, что нужно оценить каждую отдельную компанию на сложность создаваемого продукта. У нас в Казахстане, конечно, есть Методика оценки уровня передела товара для включения в перечень приоритетных товаров, где даны способы оценки сложности создаваемого продукта, но что делать в отношении компаний, которые создают не один продукт, а несколько? Как оценивать в данном случае налоговую нагрузку? А самое главное, кто будет в этом случае заниматься налоговым администрированием, оценкой всех продуктов на сложность, оценкой налоговой ставки для каждого предприятия?
Более того, если мы будем оценивать сложность создаваемых продуктов каждой компании, то решение о налоговой ставке будет фактически индивидуальным решением для каждой отдельной компании, а это уже создает окно возможностей для коррупционных схем. У нас по закону ТОО и ИП не обязаны вести публичную финансовую отчетность, и тогда, естественно, в рамках предлагаемой системы дифференциации КПН будут возникать вопросы к тому, у кого какая и по каким причинам та или иная налоговая ставка.
Повторюсь, сама идея использовать инструмент налоговой ставки для проведения стимулирующей фискальной политики вместо, например, тех же программ субсидирования процентной ставки (льготного кредитования) – более правильная по своим последствиям на процессы взаимодействия фискального и монетарного органов. НО, по крайней мере, в текущей «озвучке» Бектенова, идея дифференцировать КПН по сложности производства – ресурсозатратная с точки зрения администрирования, которая может привести к усложнению налоговой системы и снижению ее прозрачности. А последствием от отсутствия эффективных инструментов для администрирования и снижения прозрачности самой системы может быть, естественно, рост уклонения от налогов.
К слову, буквально в этом году вышло кросс-страновое исследование по 83 странам (46 000 компаниям), которое показало, что усложнение налоговой системы действительно приводит к большему числу инцидентов уклонения от налогов. Причем влияние сложности налоговой системы на уклонения от уплаты налогов тем сильнее, чем ниже уровень экономического развития страны.
Дополнительно, Economics Observatory создала симуляционную модель, на базе которой показала, что по сравнению с другими видами налога повышение КПН имеет наихудшие последствия для экономического роста: повышение ставки КПН приводит к резкому и отрицательному начальному падению ВВП, потенциальный объем производства также снижается. К слову, наименьшими же негативными последствиями для экономического роста характеризуется изменение ставки ИПН. Безусловно, модель симуляционная, и все зависит от ряда факторов, но этот результат все-таки наводит на мысль, что к изменению ставок КПН необходимо подойти более ответственно, не игнорируя вопросы сложностей и затрат налогового администрирования.