Также опубликовано на KAZPRAVDA
Вопросы налогообложения касаются каждого, но общество так и не получило ответа на вопрос об эффектах от роста ставок основных налогов и уменьшения теневой экономики (реальных объемов которой мы, кстати, так и не знаем).
Проблема в сфере государственных финансов состоит в том, что мы тратим больше, чем зарабатываем. В соответствии с Бюджетным кодексом есть опции по корректировке бюджета: исходя из динамики по доходам корректируются расходы. При этом целевого показателя дефицита бюджета нет.
Итак, затраты бюджета у нас растут быстрее доходов. По налогам за январь–сентябрь получилось, что собрано только 60% от плана, хотя логически должно было оказаться больше. К концу года доходы республиканского бюджета были выполнены за счет увеличения трансфертов из Национального фонда.
У Правительства постоянно возникает желание залезть в Национальный фонд. По итогам прошлого года 2 трлн тенге составил гарантированный трансферт, еще 2 трлн – целевые трансферты плюс на 1,6 трлн – продажа акций КМГ. Представляете, на более чем 5 трлн тенге республиканский бюджет финансируется за счет Нацфонда при том, что весь республиканский бюджет составляет менее 20 трлн!
И это всегда так, потому что легче всего залезть в Нацфонд либо поднять налоги, а не увеличивать налогооблагаемую базу.
Президент резонно заметил, что новый Налоговый кодекс должен разрабатываться фискалами, экономистами с привлечением представителей бизнес-сообщества. Он должен обсуждаться в открытых дискуссиях, ведь это среднесрочный и даже долгосрочный инструмент экономической политики. Сколько налогов соберем, столько и сможем потратить, и не только на текущие расходы, а, как сказал Глава государства, на стратегические цели.
При обсуждении Налогового кодекса важен вопрос соревновательности – каждый должен доказывать свою правоту. Самое главное – расчеты. И не только через призму доходов от налогов, но и с учетом мультипликативного эффекта роста налоговых ставок для экономики в целом.
Глава государства поставил задачу: рост ВВП не менее 6% ежегодно до 2029 года. Это высокие темпы. И Правительству нужно думать, какие отрасли выступят драйверами роста. Без эффективной налоговой политики мы не вырастем до этих показателей.
С другой стороны, если будет высокая налоговая нагрузка, то опять встанет вопрос теневой экономики. Налоги – это всегда консенсус между государством, бизнесом и обществом. По сути, это общественный договор: мы платим налоги, а Правительство за это должно обеспечивать нас качественными инфраструктурой, водой, здравоохранением, образованием...
Кстати, в образовании и здравоохранении зарплаты подняли, но качества, к сожалению, так и нет. Много нареканий по ОСМС. Нам нужно развивать страховую медицину, и счета должны быть персонифицированы.
Что касается привлечения инвестиций. По статистике Казахстан занимает первое место в СНГ по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения. Но львиная доля уходит в добывающую отрасль. По сути, это та же рента – компании с иностранным участием или иностранные инвесторы просто инвестируют свою прибыль.
Для того чтобы инвестор пришел, нужны понятные, четкие правила игры. И не только верховенство права и честные суды, чтобы никто не мог «экспроприировать» у них какую-то собственность, но и «правильные», прозрачные налоги. Еще нужны местные кадры, чтобы инвестору не пришлось тратиться на привлечение иностранных рабочих, ибо это дорого.
Глава государства говорит о привлечении не только иностранных, но и местных инвестиций. У нас есть богатые люди, наверное, этот посыл и для них тоже, чтобы они банально не покупали квартиры, а создавали производства, вкладывались в фондовый рынок.
Когда Президент говорит о либерализации экономики, речь идет об уменьшении государственного участия. Так как емкость экономики у нас небольшая, на некоторые сегменты рынка вход очень дорогой. То есть нужно стимулировать. Но опять же необходимо верховенство закона, чтобы никто не мог посягнуть на права собственника и свободу личности.
Логическим продолжением в цепочке сокращения доли государства являются реформы в квазигосударственном секторе.
Есть расхожее мнение, что государство – плохой собственник. Действительно, психология предпринимателя совсем иная. Если вы наемный государственный менеджер, то не заинтересованы в развитии, пропадает инициатива. У частника инициатива все равно по-другому работает. Так что нужно максимально государству уходить из экономики, как говорится, laissez-faire.